Реализация программы ТРИЗ в детском саду.
Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами —
Теория Решения Изобретательных Задач
Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слова.
ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий
- При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
- Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Активизация творческого воображения.
- Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
- Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
- Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
- Дает свободу слова и свободу проявления личности.
- Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.
Наше дошкольное учреждение с 2006 года внедряет технологию ТРИЗ в образовательный процесс.
С 2013 года внедряется методический комплекс Т.А. Сидорчук « Я познаю мир»
Рекомендуемая литература для семейного прочтения:
- А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
- М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
- Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»
.
Зачем нужен ТРИЗ, спросите Вы?
Мы ответим:
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию и речь детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Цель работы творческой группы «Лаборатория ТРИЗ» – ознакомление педагогов МБДОУ Детский сад №2 «Сказка» с технологией ТРИЗ как эффективным условием активизации познавательной деятельности дошкольников.
Реализация цели выполняется посредством решения следующих задач:
- Проанализировать методическую литературу по теме, отобрать и систематизировать возможные методы реализации технологии ТРИЗ в ДОУ;
- Организовать практические ситуации для формирования у педагогов умения решать творческие задачи посредством методов ТРИЗ – технологии;
- Составить методические рекомендации для педагогов по эффективному применению средств ТРИЗ в различных видах деятельности с дошкольниками;
- Оформить комплект диагностических материалов по выявлению уровня развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Ознакомление педагогов с игровыми приемами и методами ТРИЗ: «Мозговой штурм». Развитие умения нахождения внешних и внутренних ресурсов окружающих объектов (презентация), (буклет)
Ознакомление педагогов с игровыми приемами и методами ТРИЗ: «Синектика». Развитие умения поиска сходных явлений, процессов, признаков в других областях действительности (файл)
Практикум с педагогами по методам «Синектика» и «Мозговой штурм» проводился в нашем ДОУ в форме игры «Что? Где? Когда?». Педагогам были предложены задания на развитие умения поиска сходных явлений, процессов, признаков в других областях действительности. Для педагогов разработана и представлена брошюра с играми и рекомендациями по использованию метода «Синектика» в работе с детьми.
Кружок по триз технологии в детском саду.
Сайт для тех, кто воспитывает детей дошкольного возраста
Занятия по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в детском саду
Комплексное занятие по развитию связной речи и воображения «Детский сад в Волшебном телевизоре» (РТВ-ТРИЗ)
Программное содержание: конкретизировать представления детей о дошкольном учреждении, о помещениях детского сада; познакомить с другими учреждениями системы образования в нашей стране.Развивать связную речь и.
Сказка с элементами ТРИЗ-РТВ «Чудо-яблоко»
Цель: создавать условия для сочинения детьми сказок, используя методы технологии ТРИЗ-РТВ: «Мозговой штурм», «Каталог», «Волшебный треугольник», типовые приёмы фантазирования; развивать воображение и.
Занятие по ознакомлению с окружающим в младшей группе по ТРИЗ-технологии
Тема: «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: дать представления о полезных и вредных продуктах; углубить знания о предметах личной гигиены. Развивать творческое воображение, мышление, речь, мелкую.
Занятие по развитию речи в старшей группе с использованием ТРИЗ
Программное содержание: обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах посуды; учить воспитанников подбирать слова с заданным звуком, закреплять правильное произношение звука «ч» в речи.
Занятие по развитию речи для детей старшей группы с использованием методов ТРИЗ-технологии
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно, что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку; воспитывать взаимопомощь и коллективизм.
Интеллектуальная игра для дошкольников по ТРИЗ-технологии
Задачи: упражнять в сужении поля поиска при отгадывании объекта; систематизировать восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей; развивать умение направлять своё воображение в соответствии с.
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе по ТРИЗ-технологии
Тема: «Путешествие в мир транспорта»Программное содержание: уточнять и обогащать представление детей о транспорте, его назначении, упражнять детей в подборе слов антонимов, подборе рифмы к слову «машина».
Об организации поисково-познавательной деятельности дошкольников
Метод маленьких человечков (ММЧ) Окружающая природа является той средой, которая воспитывает и развивает ребёнка. Но сумеют ли наши дети оценить, украсить, сберечь и приумножить нашу природу? Это зависит от их.
Методика маленьких человечков (ММЧ) в работе с детьми
Суть методики ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность.
Занятие по развитию речи «Хлебушко» по ТРИЗ-технологии
Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта;.