Кружок в детском саду музыкальный

Сайт для воспитателей детских садов .

Публикация материалов

обмен опыта с педагогами музыкантами

Программа вокального кружка » Домисолька».

Рабочая программа

Вокального кружка «Домисолька»

Для детей 4 – 7 лет на 2015-2018 учебный год.

Пояснительная записка.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов,

оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.

Дополнительная программа соответствует требованиям:

— Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

— Конвенции о правах ребенка;

— Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Состав вокально-хорового кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих кружок,- 4-7 лет. Наполняемость группы на занятиях -8-10 детей.

Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Цель данной программы

– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

— Формирование интереса к вокальному искусству.

— Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

— Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

— Развитие умений различать звуки по высоте;

— Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

— Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

— Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

— Совершенствование вокально-хоровых навыков

— Формирование красивой осанки, правильной походки

— Совершенствование чувства ритма, музыкальности

— Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры

поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.

Структура программы:

Программа рассчитана на три года . На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Занятие вокального кружка в детском саду. Конспект для детей старшей группы.

(Дети входят в зал свободно группируясь).
1. Коммуникативная игра- приветствие «Здравствуйте»(модель М. Мишаковой)
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, мои друзья,
Рада встречи с вами я!
Слышите, звенит звонок, (Звенит звонок).
Он зовет вас всех в кружок.
(Дети встают в круг)
Яркий и смешной лучик озорной «ловить ладошками» солнечные лучики
Повсюду скачет весело вприпрыжку погрозить пальчиком
Он шалит всегда, и щекочет, да. поднять носик
Он носики девчонкам и мальчишкам. «подразнить» солнечный лучик

Музыкальный руководитель:
Молодцы, дети!
А теперь мои ребятки,
Отгадайте-ка загадку.
Загадка:
Вы скажите мне, друзья,
Без чего нам петь нельзя? (Язычок).
Музыкальный руководитель:
А я знаю сказку про язычок. Хотите послушать? (Дети отвечают).
Жил-был язычок. Он просыпался очень рано и всегда свой день начинал с зарядки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Вот зарядка язычка: (Дети выполняют движения по тексту игры).
Повернулся язычок
Вправо, влево. на бочок. Дети гладя язычком щёчки-
Ротик открываем, правую и левую
Язычком болтаем, выполняют упражнение «Болтушка»
А теперь, друзья, без шутки,
Язычком почистим зубки. Проводят язычком несколько раз по
Улыбнёмся всем друзьям, верхним зубам, потом по нижним
без улыбки петь нельзя. Улыбаются, широко растягивая губы
Музыкальный руководитель:
Язычок был – непоседа, он был очень любопытный и не любил скучать. Однажды язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотреть, что же там творится, и увидел, что на улице дует холодный ветер, но это его совсем не испугало.

( в центре зала ставится макет берёзки)
Музыкальный руководитель:
Сильный ветер налетел, Дети подходят и дуют на веточки с
сделал сразу много дел: прикреплёнными на ниточках жёлтыми
Все деревья закачал, листочками, стараясь вдыхать
листья с дерева сорвал, носом,шумно выдыхать ртом с
Закружил их высоко, вытянутыми в трубочку губами.
и умчался далеко.

4. Интонационное упражнение «Вьюга»
(упражнение на раскрепощение подбородка по методу Д. Е. Огороднова)
Дети прикладывают пальцы к щекам(пальцы сквозь щёки лежат на нижних губах), при этом поют звук «У» на высоте до или ре).
Ветер воет «у-у-у», да «у-у-у» дети поют на одном звуке у-у-у
скучно ветру одному. стаккато
Ветер, ветер, не скучай, ууууууу легато
А со мною поиграй. глиссандо вверх
Музыкальный руководитель:
Дети, понравилась вам эта игра? А ведь мы не просто играли, мы сделали зарядку для нашего дыхания, а ведь без правильного хорошего дыхания нет голоса.
Язычок выглянул ещё раз из своего домика, посмотрел вверх — и увидел, что светит солнышко. Обрадовался язычок, вышел из домика, и запел свою любимую песенку.
5. Работа над песней «Светит солнышко» А Ермолова, сл.В. Орлова.
Музыкальный руководитель:
Чтобы песню было интересно слушать всем, нужно передать её настроение.
I этап работы над песней – ознакомление, восприятие.
• выразительный показ нового произведения целиком.
• беседа о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. (Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях. Эта беседа об эмоционально – образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, я им объясняю, что и петь ее надо напевно, протяжно.)
II этап – разучивание песни.
• песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами;
• приёмы “Спойте про себя”, “Покажите движение мелодии рукой”; «Пение по цепочке»
• разъяснение и показ, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку.
• Для выработки правильной дикции используется выразительное чтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текст шепотом, с четкой артикуляцией.
III Этап – исполнение песни.
Музыкальный руководитель:
Обрадовался язычок, вышел из домика и запел свою веселую песенку!
От такой веселой песенки, язычку стало очень весело и радостно, и он решил отправиться в путешествие, и повстречались ему лягушата.
Вот лягушки по дорожке скачут, давайте мы с ними поиграем.
6.Игровой массаж М. Ю. Картушиной «Лягушата».
Лягушата дружно встали, пружинка, пальцы широко раздвинуты
Свои лапки показали протягивают согнутые в локтях руки
Спинки прогибаются слегка прогибаются назад
Лягушки улыбаются улыбаются
Лапками похлопали хлопают в ладоши
Лапками пошлёпали
Шлёп по грудке, по руке, хлопать по груди, по руке
По бокам и по спине. по бокам, спине
По другой руке стучали,
И нисколько не устали. похлопать по второй руке от кисти к плечу
Застучали по ногам хлопки по ногам снизу вверх
А потом, а потом кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги
кулачком всё разотрём
Ладошками себя погладим погладить себя ладошками
И спиночку свою распрямим распрямить спину.

Музыкальный руководитель:
«Но вот и ночь пришла,
Лягушатам спать пора!
Завтра новый день начнётся,
Новый день вам улыбнётся!»
Музыкальный руководитель:
Устал и Язычок, захотелось ему спать. Попрощался он с друзьями: «До свидания» и побежал к себе домой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.
Музыкальный руководитель:
Вот и закончилась сказка про Язычок. И наше занятие подошло к концу. Скажите, что вам понравилось сегодня больше всего?
(Провожу беседу с детьми, выслушиваю ответы, уточняю их представления)
Музыкальный руководитель:
Прощаться, как известно, не очень интересно.
Но мы кивнем головкой, помашем на прощанье
И дружно-дружно вместе мы скажем: «До свидания!»
(Дети прощаются с гостями и покидают зал).
Фото с занятия

Музыкально-ритмический кружок «Солнечные лучики». Из опыта работы музыкального руководителя.


В нашей стране народное образование поднимается на качественно новую ступень.

С этой целью пересматриваются и перерабатываются планы, создаются новые программы и методические пособия.

Значительные изменения произошли в программе курса ритмики. Музыкальному руководителю приходится решать задачи эстетического, нравственного воспитания детей средствами музыки, и, Вместе с тем, уделять большое внимание вопросам физического развития, добиваться слаженности в движениях детей.

Кроме игр, плясок в музыкальные занятия включается большое количество общеразвивающих упражнений с предметами, Флажки, ленты, султанчики…), упражнения в ходьбе, беге, прыжках, различные перестроения. Все это помогает совершенствовать движения детей, развивает внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Однако, опыт показывает, что добиться положительных результатов музыкальный руководитель может, если будет хорошо ориентироваться в программных требованиях для каждой возрастной группы не только по музыкальному развитию детей, но и по физкультуре, и будет работать в тесном контакте с воспитателями.

В своей работе я часто сталкивалась с тем, что требования воспитателя и музыкального руководителя к движениям, выполняемым детьми, различны. Так, музыкальный руководитель добивается, чтобы дети ходили свободным, естественным шагом под марш. Дети часто путают это с маршем на физкультурных занятиях (т.е. Шагать, высоко поднимая колени и размахивать руками).

И в выполнении некоторых ритмических движений есть разногласия, на пример: поскок на физкультурных занятиях выполняется нечетко, с быстрым продвижением вперед. На музыкальных занятиях требуется при маленьком шаге высокий подъем колена, четкий ритм и темп движений, соответствующий характеру музыки.

Такое разногласие в требованиях побудило меня больше уделять внимания ритмическим движениям.

  • Почему ритмика, а не хореография? – спросите вы.

Ритмика и Хореография – два самостоятельных предмета, их объединяет двигательная основа и взаимосвязь с музыкой. Однако путать эти предметы не следует: каждый из них имеет самостоятельное значение и отличается специфическими особенностями.

Хореография связана с искусством танца во всех ее разновидностях (изучаются основы народного и бального танца по определенной системе, проводятся тренировочные упражнения классической системы у станка).

В Ритмике используются движения из области физкультуры, из области сюжетно-образной драматургии, а также отдельные танцевальные элементы, разучиваются несложные детские танцы.

Для детей дошкольного возраста хореография тяжела для восприятия и исполнения. Ритмика основана на уже знакомых и доступных детям движениях.

Основные программные задачи ритмики – формировать у детей восприятие музыкальных образов и выражать их в музыке!

Музыкально – ритмические движения это средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. Условно музыкально – ритмическая деятельность делится на две группы:

1. Восприятие музыки.

2. Воспроизведение ее выразительных свойств в движении.

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки в комплексе всех ее средств. Дети прослеживают развитие музыкальных образов, знакомятся со структурой развития произведения, ее характером, настроением. Постепенно их восприятие становится все более точным, отчетливым, и они уже выделяют в сознании некоторые яркие средства выразительности музыки: регистры, динамические оттенки, темповые нюансы, акценты, метрические, повторяющиеся рисунки. Дети воспринимают структуру произведения: его мотивы, фразы, предложения.

Вторая группа действий направлена на освоение навыков разнообразного движения. Эти движения облекаются в форму музыкальных игр, хороводов, танцев. Их черпают из разных источников: из области физкультуры (ходьба, бег разного характера, прыжки, поскоки …), из сюжетной драматургии (инсценирование музыкально-игровых образов, развертывание сюжета песни или танца, в основном элементов народного танца, частично отдельных движений современного и бального танца ).

Основные требования к качеству движений – это слитность с музыкой. Чем качественнее эта слитность, тем точнее движения, тем они ярче и выразительнее.

Музыкально-ритмические движения – один из самых любимых видов музыкальной деятельности ребенка. Можно назвать еще одну исполнительскую деятельность – игру на музыкальных и шумовых инструментах.

У детей помимо певческого голоса и музыкально-ритмических движений появилась еще одна возможность практического выражения музыкальных переживаний. Дети испытывают большое удовольствие от собственного музицирования.

Действия при игре на инструментах разнообразны: прежде всего, дошкольники знакомятся с инструментами, с тембром их звучания и расположением низких и высоких звуков, обучаются приемам игры.

Действия детей могут быть Воспроизводящими и Творческими. В первом случае дети точно исполняют мелодию или ритм попевки, песни, фортепианной пьесы. Во втором случае – они подбирают по слуху и играют на шумовых инструментах свой вариант аккомпонимента к песне или танцу.

Важно, чтобы каждый ребенок умел хорошо обращаться с инструментом, неоднократно обследовал и упражнялся бы в игре по собственной инициативе. Игра на музыкальных инструментах часто сопровождает пение.

В результате – чтобы развить музыкально-ритмический слух необходимо охватить все разделы музыкального развития дошкольника, но главный акцент в работе я ставлю на развитие чувства ритма через пластику движения, основанные на переживании музыкального образа.

Я организовала кружок музыкально-ритмического развития. Начала работать с детьми старшей группы и опиралась на уже знакомые программы:

  • А.Буренина « Ритмическая мозаика»
  • Васильева М.А. « Программа музыкального воспитания и обучения»
  • БекинаВ.И. « Музыка и движение»
  • Дубровская Е.А. « Раз ступенька, два ступенька» (раздел программы «Из детства в отрочество»)

Я предлагала детям более усложненный вариант музыкально-ритмического развития, чем требуется по программе данного возраста, и, в то же время, обращала внимание на эмоциональную отзывчивость детей на пьесу, игру…

Чем же понравились мне эти программы?

1. Представленный репертуар доступен детям в эмоциональном и ритмическом восприятии.

2. Музыкальное сопровождение разработано с учетом способностей детей от простого к сложному: от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков.

3. Основу для ритмических композиций составляют простые, но, вместе с тем, разнообразные движения: имитационные, танцевальные, общеразвивающие. Они позволяют выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

4. Особенность программы – это акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, (т.е. формированию двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.

Другими словами, программа является МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ПСИХОТРЕНИНГОМ! Для детей и педагогов, развивающая внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленная также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Автор: Неверова Ирина Владиславовна, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №16 СПДС «Красная Шапочка» г. Жигулевск, г.о. Жигулевск, Самарская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Adblock
detector