Кружок в доу оригами

Рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему:
Программа кружка оригами «Волшебный квадратик».

Цель программы

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 234»

Заводского района г. Саратова

Программа рассмотрена и

одобрена на заседании

МДОУ «Детский сад № 234»

«Детский сад № 234»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  1. умение слушать воспитателя
  2. принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  3. переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  4. развитие самоконтроля и самооценки
  5. осознание собственных познавательных процессов.

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

  1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  5. Развивать пространственное воображение.
  1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
  2. Расширять коммуникативные способностей детей.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы

  1. Принцип наглядности . Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности . Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения . В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.

План кружка «Волшебное оригами».

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Просмотр содержимого документа
«План кружка «Волшебное оригами»»

по художественно-творческому развитию детей

Программа рассчитана на детей: 6 — 7лет (подготовительная группа).

Срок реализации: 1 год.

Воспитатель: Коршунова О.В.

2015 — 2016 учебный год

Сетка занятий и режим работы.

4.Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Занятия оригами, которые планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

· Воспитывать интерес к искусству оригами.

· Расширять коммуникативные способностей детей.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Кружок «Волшебные уголки: техника оригами».

Цель: Развить творческие способности ребёнка.
Задачи:
• Упражнять в умении совмещать углы и стороны в процессе складывания;
• Упражнять в умении самостоятельно пользоваться схемами;
• Воспитывать усидчивость и внимание, аккуратность в процессе творчества.

Сентябрь.

1 неделя.

Тема: «Вспомним о волшебных уголках – оригами трава».
Задачи: Вспомнить с детьми свойства бумаги.
Подкрепить интерес к изготовлению поделок из бумаги.
Познакомить детей с искусством складывания более сложных фигурок из бумаги.
Образец поделки – «Трава».

3 неделя.

Тема: «Воздушный шар»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук.
Закрепить умение выполнять «карманную» складку.
Развивать воображение, творческие навыки, фантазию.
Образец поделки – «Воздушный шар».

Октябрь.

1 неделя.

Тема: «Ворона»
Задачи: Упражнять детей в аккуратном складывании.
Развивать творческие способности.
Закреплять знания детей о графическом языке оригами.
Образец поделки – «Ворона»

3 неделя.

Тема: «Гриб»
Задачи: Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Закрепить базовую форму «треугольник»
Образец поделки – «Гриб».

Ноябрь.

1 неделя.

Тема: «Крабик»
Задачи: Познакомить детей с еще одним вариантом изготовления поделки «Краб».
Закреплять базовую форму «треугольника».
Образец поделки – «Крабик».

3 неделя.

Тема: «Ракушка»
Задачи: Закрепить знание геометрических фигур.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в умении работать с квадратным листом бумаги.
Упражнять в умении разгибать внутренние уголки по схеме.
Образец поделки – «Ракушка»

1 неделя.

Тема: «Елка»
Задачи: Закрепить форму сгиба «двойной треугольник».
Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм.
Развивать стремление к самостоятельным действиям.
Образец поделки – «Елка»

3 неделя.

Тема: «Шапка Деда Мороза».
Задачи: Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».
Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника.
Развивать конструктивные способности.
Образец поделки – «Шапка Деда Мороза».

Январь.

3 неделя.

Тема: «Кролик»
Задачи: Развивать моторику рук.
Воспитывать аккуратность и внимание.
Закрепить базовую форму «воздушный змей».
Закрепить практическими действиями знание графических символов.
Образец поделки – «Кролик»

Февраль.

1 неделя.

Тема: «Валентинка».
Задачи: Расширить представление детей о праздниках.
Вызвать желание сделать подарок своими руками.
Воспитывать аккуратность.
Развивать творческие навыки, самостоятельность, инициативу.
Образец поделки – «Валентинка».

3 неделя.

Тема: «Самолет в подарок папе».
Задачи: Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».
Вызвать у детей желание передать красоту воздушного пространства.
Упражнять детей в составлении изображения.
Развивать конструктивные способности.
Образец поделки – «Самолет в подарок папе».

Март.

1 неделя.

Тема: «Цветы для мамы»
Задачи: Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Закрепить умение выполнять складку «молния».
Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.
Образец поделки – «Цветы для мамы».

3 неделя.

Тема: «Солнышко Подсолнушек»
Задачи: Продолжать закреплять умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Продолжать закреплять умение выполнять складку «молния».
Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.
Образец поделки – «Солнышко Подсолнушек»

Апрель.

1 неделя.

Тема: «Моторная лодка»
Задачи: Вызвать интерес детей к разным видам водного транспорта.
Совершенствовать умение выполнять элемент спираль.
Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету.
Развивать творческие способности.
Образец поделки – «Моторная лодка».

3 неделя.

Тема: «Парусник»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами водного транспорта.
Совершенствовать умения детей выполнять различные приемы Оригами.
Воспитывать аккуратность, терпение, умение доводить начатое до конца.
Образец поделки – «Парусник»

Май.

1 неделя.

Тема: «Собачка»
Задачи: Уточнить знания о том, какие бывают домашние животные.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Закрепить умение выполнять складку «зигзаг».
Развивать стремление к доведению начатого дела до конца, преодолевая трудности.
Образец поделки – «Собачка».

3 неделя.

Тема: «Котенок».
Задачи: Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления котенка.
Развивать интерес к работе с бумагой.
Воспитывать бережное отношение к животным.

Список используемой литературы:

1. Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М., 2000.
2. Хрестоматия для маленьких./ сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975.
3. 100 поделок из бумаги. – СПб., 1997.
4.О.М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2011.
5. Оригами для старших дошкольников. Соколова С.В.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.
6. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Автор: Миронова Надежда Сергеевна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка», г.о. Жигулевск, Самарская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Adblock
detector