Кружок в доу по речевому развитию

Программа кружка по речевому развитию дошкольников «Говорящий балаганчик».

В данной программе спланирована работа с детми 5-7 лет по речевому развитию дошкольников в равках кружковой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по речевому развитию дошкольников «Говорящий балаганчик»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №2 к.в.

(для детей 5 – 7 лет)

на 2015-2016 учебный год

Автор: Бекиш Татьяна Александровна, воспитатель

Работу кружка «Говорящий Балаганчик» я начала вести с детьми старшей группы. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Разработанная мною программа кружка рассчитана для детей от 5 до 7 лет и реализуется в течение одного года.

Цель программы: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.

1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.

2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.

3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально — игровой

4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.

5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы:

Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

Умение следить за развитием сюжета

Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)

Умение различать эмоциональные состояния героев

Умение свободно ориентироваться на сценической площадке

Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность

Перспективный план проведения занятий кружка

«Одну простую сказку хотим мы показать»

Пантомимическая игра «Как мы покажем»

Введение понятия «пантомима»

Творческая игра «Что это за сказка»

Повторение и закрепление понятия «пантомима»

Игровые упражнения с помощью пальчиков: «Цепочка», «Ёлка», «Кошка», «Заяц», «Колокольчик», «Собака», «Лошадка», «Коза».

Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

Игра — загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»

«Дятел выдолбил дупло, сухое, тёплое оно»

Погружение в сказочную атмосферу

Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок»

Характеристика персонажей сказки

«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил»

Пересказ сказки В. Бианки « Теремок» детьми по частям.

Упражнения — этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

« Косолапый приходил, теремочек развалил».

Игра « Угадай героя»

«Учимся говорить по- разному»

Введение. Объяснение понятия «интонация».

Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

« Учимся четко говорить»

Погружение в сказочную ситуацию.

Введение понятия «скороговорки»

Игра – упражнение «Едем на паровозе»

« Раз, два, три, четыре, пять — стихи мы будем сочинять»

Повторение понятия «скороговорка»

Игра «Едем на поезде»

Введение понятия «рифма»

Дидактическая игра « Придумай рифму»

6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью воспитателя.

«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»

Погружение в сказочную атмосферу.

Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»

Придумывание рифмующихся слов.

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

Рассказы детей по ассоциациям.

Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка»

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

Беседа по содержанию сказки.

Слушание сказки с музыкальными фрагментами

Рассматривание иллюстраций к сказке и характеристика персонажей.

«Гордиться Петенька красой, ног не чует под собой»

Погружение в сказку.

«Петя хвастался, смеялся чуть лисе он не достался».

Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».

Беседа по содержанию.

Сочинение продолжения сказки.

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».

Погружение в сказку придуманную детьми.

Пантомимическая игра «Узнай героя».

Рассматривание сюжетных картинок.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

«Изображение различных эмоций»

Введение. Объяснение понятия «эмоция».

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость.

Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

Рассматривание графических карточек.

Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

Беседа о настроении героев сказки.

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Повторное слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

Упражнение «Изобрази настроение».

«Друг всегда придет на помощь»

Чтение стихотворения о друге.

Рассказ из личного опыта.

Беседа о сказках.

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

Ряжение в костюмы.

Драматизация сказки «Айболит и воробей».

«Когда страшно, видится то, чего и нет»

Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоции страха.

Рассказы детей из личного опыта.

«Каждому страх большим кажется»

Беседа по сказке «У страха глаза велики».

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

Повторное слушание сказки.

Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

Изображение различных степеней страха.

Игра «Преодолеем страх».

Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

«У страха глаза велики»

Ряжение в костюмы.

«Если с другом ты поссорился…»

Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

Игра «найди и покажи эмоцию».

«Как луне и Солнцу быть не могут ссору разрешить»

Рассматривание картинки «Злость».

Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию.

Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца разрешил»

Беседа о злости.

Упражнение «Изображаем эмоцию».

Рассказ детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

«Как поссорились Солнце и Луна»

Распределение ролей, ряжение.

Викторина «Мы любим сказки»

Драматизация любимой сказки.

Критерии оценки результатов работы кружка

Отслеживание результативности работы кружка проводится методом наблюдения через сформированность ключевых компетенций воспитанников при выпуске в школу и в ходе проводимых мероприятий, спектаклей и т.д.

Условия реализации программы кружка

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

Построение развивающей предметно – пространственной среды:

Различные виды театров: би-ба-бо, кукольный, теневой, игрушки, пальчиковый, на фланелеграфе и др.

Для музыкального сопровождения хорошо иметь музыкотеку, синтезатор

Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования

Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога

Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

Рабочая программа по развитию речи на тему:
Кружок по развитию речи в соответствии с ФГОС.

Разработка программы кружка

Предварительный просмотр:

  1. Основная часть
  1. Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности________________________________________стр.6
  2. Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств_______________________________________________стр.8
  3. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область — речевое развитие. Тема: «Тело человека» __________________________________стр.9

Образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:

— с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;

— с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;

— с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;

— с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.

Одной из задач ФГОС ДО — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.

Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку , что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:

Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам . Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.

Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса . Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей из 7-8 человек или индивидуально (если это необходимо). Воспитатель должен четко определить программное содержание кружковой работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.

— уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;

— уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;

— мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена, из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  1. Основная часть
  1. Образовательная область речевое развитие в кружковой деятельности

Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

— развивать умение говорить и слушать;

— развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

— обогащать активный и пассивный словарь;

— развивать звуковую культуру речи детей;

— развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

— развивать артикуляционный аппарат;

— совершенствовать интонационную выразительность речи;

— способствовать развитию графических навыков,

— формировать навыки самоконтроля и самооценки,

— воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

— расширять кругозор детей по окружающему миру.

Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)

Кружок проводится с подгруппой детей (7-8 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 25 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.

Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши.

  1. Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств

Программа работы кружка по развитию связной речи детей 4-6 лет.

Министерство образования и науки РФ

МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Тегульдетского района Томской области

заместителем директора по ВР______

«____» ____________ 20__ г.

Утверждена
Директор школы_________

Приказ № __________
от « » _________ 20__г.

Рабочая программа творческого объединения

Рассчитана на детей в возрасте 5 -6 лет,

Социально-педагогической направленности, рассчитана на 1 год обучения

учителем группы дошкольного образования

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.

Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «Предшкольная пора», что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Целью программы «Учимся играя» является развитие связной речи у детей 5 – 6 лет в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений

формировать лексико-грамматический строй речи;

формировать навык построения связного высказывания;

формировать познавательную активность детей;

обучать навыкам эффективной коммуникации.

При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы:

Теоретические занятия: беседы.

Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие речи.

Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.

Данная программа предусматривает знание следующих понятий : слово, предложение, текст, связный рассказ, переносное значение слов, слова – синонимы, слова – антонимы, и т.д.

Данная программа модифицированная, выполнена по методическим рекомендациям :

1.Бахарева К.С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» — Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

2.Кошелева Г.А. «Развитие речи в детском саду» — Ярославль: Академия развития, 2009г.

3.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» — Москва: Просвещение, 1983г.

4.Киселева Г.А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.

5.Алябьева Е.А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» — методическое пособие, ж/л «Логопед»: Москва: творческий центр, 2011г.

6.Арефьева А.Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» — Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

Программа разбита на блоки:

Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года (осень, зима, весна, лето), лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт. – 11 часов

Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, логоритмические упражнения). – 85 часов.

Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений). – 3 часа.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

умение самостоятельно строить связное высказывание;

воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.

Данная программа социально-педагогической направленности рассчитана на один год обучения детей 5-6-летнего возраста.

К концу курса занятий дети должны уметь:

*участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.

*различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.

*пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

*осознанно составлять рассказ по серии картинок.

*рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.

* составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.

К концу курса дети должны знать:

*структурную организацию текста

*основные средства связи между смысловыми частями высказывания

*основные понятия программы

Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Частота встреч – 3 раза в неделю

Количество детей в группе – 10 – 14 человек.

Длительности одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Описание разделов программы

Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа, интонационной стороны речи. Упражнения направленные на развитие чувства ритма и рифмы готовят детей к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.

Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.

Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.

Развитие речи дошкольников осуществляется посредством речевых игр, пальчиковой гимнастики, игр для развития артикуляционного аппарата, логоритмических упражнений. Для реализации программы используются следующие методические рекомендации:

1.Бахарева К.С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» — Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

2.Кошелева Г.А. «Развитие речи в детском саду» — Ярославль: Академия развития, 2009г.

3.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» — Москва: Просвещение, 1983г.

4.Киселева Г.А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.

5.Алябьева Е.А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» — методическое пособие, ж/л «Логопед»: Москва: творческий центр, 2011г.

Арефьева А.Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» — Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

Adblock
detector