Кружок в доу по рисованию

Сайт для воспитателей детских садов .

Перспективный план кружка по рисованию в подготовительной группе «Радуга красок».

Нетрадиционная техника рисования

Цель: формировать у детей художественное мышление, развивать творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционного рисования.

  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Учить придавать законченный вид рисунку, доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Виды и техники нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кружок в доу по рисованию.

МБДОУ №30 «Фиалка»

Программа работы кружка

по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Радуга красок»

Воспитатель: Кучерова Г.А.

Содержание

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

1. Пояснительная записка

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Радуга красока» для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Радуга красок» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствуюà Я представляюà Я воображаюà Я творю.

Актуальность программы «Радуга красок» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Радуга красок».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Радуга красок» на 2016-2017 учебный год. В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной. В ходе реализации программы «Радуга красок» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • «точечный рисунок»;
  • печатание листьями
  • монотипия;
  • рисование ладошкой
  • Мыльными пузырями
  • Солью
  • рисование свечой;
  • тампонирование
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивания краски;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во первую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности.

Общее количество занятий в год -28.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае). Возраст детей 3-4 года,

Количество детей 23 человек,

Время занятий 15 м.

Срок реализации: 1 год

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемый результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Календарно-тематическое планирование

План работы кружка по рисованию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г.Балаково Саратовской области

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

кружка по рисованию

Фортушнова Людмила Сергеевна

1.1Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

1.2Программа дополнительного образования «Веселая акварель» направленна на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Занятия развивают не только художественные способности, умения и навыки, но и нестандартность мышления, творческое отношение к окружающему миру. Способствуют снятию психического и эмоционального напряжения, развитию уверенности в себе.

2.1 Программа составлена для детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся 4 раза в месяц в форме кружковой работы во вторую половину дня по подгруппам в 16ч и 16.30ч. Прохождение программы предусматривает индивидуальные формы работы с детьми небольшой группы. В каждой возрастной группе предусмотрено формирование определенных умений и навыков. Эти занятия позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности умение общаться с другими людьми.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.

7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

4. Восковые мелки.

5. Трубочки для коктейля.

6. Ванночки с поролоном.

7. Баночки для воды.

8. Кисти круглые и плоские разного размера.

10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

12. Аптечный парафин или восковые свечи.

4 раза в месяц по подгруппам. Занятость детей 25 мин.

К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

^ Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, выставка рисунков детей.

1.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.

«Осень на опушке краски разводила»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы; Ознакомить с новым видом изобразительной техники- «печать растений»; Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства; Познакомить с техникой изображения пейзажа-монотипия, показать ее изобразительные особенности; Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце», наблюдения за отражением предметов в лужице, чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

  1. ^ Организационная часть

Чтение отрывка Л. Муура «Крошка Еннот…», прослушивание аудиозаписи песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского,игровое упражнение «Отражение в зеркале», В, Берестов «Картинки в лужах».

  1. ^ Практическая часть

Монотипия «Пейзаж у озера».

  1. Итог занятия

И. Бунин «На пруде».

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство; Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; Закрепить прием вливания одного цвета в другой; Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с новым способом изображения-раздуванием краски; Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования; Развивать мышцы рта, тренировать дыхание; Развивать воображение, фантазию.

Познакомить с таким с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности; Учить дорисовывать детали объектов; Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

  1. Организационная часть

И. Винокуров «Чернильная клякса», физкультминутка «Дети любят рисовать».

  1. Практическая часть

Кляксография «Веселые кляксы».

  1. Итог занятия

Н. Алексеевская «О пользе карандаша и Кисточки».

Познакомить с таким способом рисования, как « каракулеграфия», поупражнять в изображении недостающих деталей объектов; Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память; Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

  1. ^ Организационная часть

М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», физкультминутка «Ой – ой – ой! Ай – ай – ай».

  1. Практическая часть

Предложить лист с каракулями (в данном случае полуконтуры знакомых зверушек).

  1. ^ Итог занятия

Физкультминутка «Вот какой веселый пляс…».

«Верблюд в пустыни»

^ Предварительная работа: беседы с детьми и рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон.

М.Пляцковский «Колючка на ужин»

Расчесывание краски «Верблюд в пустыни»

Предварительная работа: рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них.

Загадки об игрушках

Л.Герасимова «Сбежали игрушки»

«Мишка с куклой пляшут полечку»

Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную величину, расположение, цвет. Объяснение нового способа изображения.

Adblock
detector