Мероприятия по здоровьесбережению в детском саду

Консультация на тему:
Комплекс мероприятий по здоровьесбережению детей в ДОУ.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский.

Предварительный просмотр:

по здоровьесбережению детей

В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей группы, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой.

Начнём с утреннего приёма : Приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребёнку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребёнка в группу. Удивиться, восхититься, любой мелочи (красивому платьицу, новой шапке, погоде на улице), создавая тем самым благоприятный эмоциональный фон; далее видя настроение ребёнка, воспитатель осуществляет индивидуальный подход , предлагая ребёнку: совместную деятельность, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками ярко иллюстрированную книгу, или просто подремать, сидя на диванчике.

Традиция «Дружный кружочек». Стулья ставим по кругу, или садимся на коврик (в зависимости от температуры воздуха), чтобы видеть глаза друг друга, начинаем пальчиковые игры , которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции:
«Доброе утро»

Пальцы обеих рук поочередно «встречаются»

При встрече здороваться: «Доброе утро!», пальцы обеих рук соединяются в «замочек» «Доброе утро!», солнцу пальцы обеих рук широко расставлены, как солнечные лучики и птицам, кисти рук изображают «птицу»
«Доброе утро!», улыбчивым лицам, ладони «полочкой» сложены под подбородком, на лице улыбка. И каждый становится добрым, доверчивым обеими руками гладим себя по голове. Пусть доброе утро длится до вечера. рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой

«Здравствуйте»
«Здравствуйте», — ты скажешь человеку! правая рука вперёд открытой ладонью вверх . «Здравствуй», — улыбнётся он в ответ левая рука накрывает правую, образуя »замочек» . И, наверно, не пойдёт в аптеку, руки «в замке», покачиваются влево-вправо . А здоровым будет много лет! рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой .

Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательный настрой на предстоящий день.

Растираем, разминаем, надеваем колечки на каждый пальчик правой руки, проговаривая
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой, (большой палец)
Этот палец для того, чтоб показывать его, (указательный палец)
Этот палец самый длинный, он стоит посередине, (средний палец)
Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый, (безымянный палец)
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (мизинец)
Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую игру: «Утро»
Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

И ты, Крошка-Митрошка!

Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Если позволяет время: игры «Подарки», «Добро по кругу», «Поделись словечком» — дарим друг другу добрые слова. Настрой на предстоящий день: что будем делать, когда, с кем.

Далее утренняя гимнастика вновь положительный настрой на день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению.
Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков.

Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюдо и повторение правил этикета. «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет»

Полоскание каждым ребёнком после приёма пищи горлышка и ротика водой комнатной температуры, профилактика кариеса, закаливание горла.
Далее самостоятельные игры , в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. «Я могу»; «Я научусь»; «Каждый имеет право на ошибку».
Гимнастика для глаз. Просмотрели вверх, на потолок, вниз, пальчик к носу- смотрим близко, пальчик далеко- посмотрели далеко, и ещё дальше в окно. . Высоко- низко, далеко- близко.

Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.

Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье.
Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой, веточками, песком), закаливание.

Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей.

Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, его выполняют только те дети, которые проснулись на данный момент. Так как постепенный подъём никто не отменял. Подъём с поглаживанием, с девочками договариваемся, какую причёску будем делать, расчёсывание волос также способствует оздоровлению организма. Затем обширное умывание: руки до локтей, лицо, уши, шея).

После полдника массаж ладошек грецкими орешками, упражнения для профилактики плоскостопия , воспитания правильной осанки. Дети с удовольствием ходят по массажным дорожкам. Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Кроме того, подлезаем в воротики, тянемся к нашим сосулькам-змейкам, подвешенным у потолка. Осенью тянулись вверх к листочкам, зимой вытягиваемся вверх, тянемся к снежинкам, а весной и летом к Солнышку!.

Применение нетрадиционных методов и приёмов позволяет повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу» . Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

В вечернее время после чтения сказок , дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Наши дети используют персонажей кукольного театра, самостоятельно организуют ролевые игры, в которых перевоплощаются в разных сказочных героев.

Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня.

Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.

Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор эмоционального здоровья ребёнка.

Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.

Детский сад №44 общеразвивающего вида городского округа Орехово-Зуево Московской области.

Заведующий МДОУ д/с № 44

План мероприятий по здоровьесбережению воспитанников

на 2016-2017 учебный год.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Результат

1. Мониторинг состояния здоровья воспитанников

Проведение мониторинга оценки состояния здоровья воспитанников

Проведение медицинского осмотра воспитанников

По плану работы мед. обслуживания

Формирование групп здоровья и ведение строгого учета детей по группам здоровья

Отметка в карте

Контроль за медицинским наблюдением детей

По плану работы медицинского обслуживания

Связь с родителями

Контроль за организацией физического воспитания воспитанников (посещение НОД по физической культуре)

График посещения, справка

Организация проведения антропометрии воспитанников

Организация отбора детей, нуждающихся в занятиях с педагогом-психологом

2. Создание условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников

Улучшение материально-технической базы для оздоровления детей (оснащение и оборудование спортзала, медицинского кабинета и т.д.)

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ в соответствии с СанПин

Создание условий безопасного пребывания воспитанников в ДОУ, профилактические мероприятия по ОБЖ с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями)

В течение года согласно плана

Заместитель по безопасности

3. Комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению воспитанников

Обеспечение и организация профилактических прививок воспитанников

По плану работы медицинского обслуживания

Организация и проведение мероприятий по профилактике гриппа, ОРЗ, туберкулеза, гельминтозов, клещевого энцефалита, заболеваний, обусловленных дефицитом йода, в период подъема заболеваемости

По плану работы медицинского обслуживания

Беседы, нагл. информация Лекторий

4. Проведение мероприятий с целью укрепления здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни

Проведение спортивно-массовых мероприятий, развлечений в образовательном учреждении

Старший воспитатель, воспитатель

Участие в городских соревнованиях, фестивалях, физкультурных праздниках

Старший воспитатель, воспитатель

Регулярное обновление стенда «Уголка здоровья» в приемных групп

Организация закаливающих процедур (умывание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны в теплое время года)

— физкультминутки во время проведения НОД;

— игры для профилактики плоскостопия;

— гимнастика после дневного сна;

5. Работа с педагогическим коллективом и родителями.

Рассмотрение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах ДОУ

Проведение мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения (беседы, консультации, подбор методических рекомендаций)

Проведение мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения (выступления на родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, беседы, участие родителей в развлечениях и спортивных мероприятиях)

Групповой план работы с родителями

Проведение санитарных минимумов для работников образовательного учреждения

Проект « Работа по здоровьесбережению в ДОУ».

« Работа по здоровьесбережению в ДОУ»

Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Вид проекта : практико–ориентированный, открытый

Участники проекта : сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители

Сроки реализации: июнь 2015– июнь 2016

Adblock
detector