Название патриотического уголка в детском саду

Материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме:
Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию.

В данном материале представлены требованияк созданию предметно- развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников по младшему и старшему возрасту. Выделены принципы построения предметной среды.

Предварительный просмотр:

Требования к оснащению предметно-развивающей среды

по патриотическому воспитанию

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.

  1. Принцип дистанции , позиции при взаимодействии; т.е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.
  2. Принцип активности : среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т.е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.
  3. Принцип стабильности – динамичности; т.е. возможность изменения развивающей среды.
  4. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка . Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды : целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.
  6. Принцип открытости – закрытости :

— первый принцип открытости Природе , способствующее единству человека и Природы (организации «зеленых комнат» в помещении, зимних садов…, проживание домашних животных).

— второй принцип открытости Культуре в ее прогрессивных проявлениях, т.е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки должны входить в дизайн интереса. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

— третий принцип открытости обществу . Здесь открытость – закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом». Представители, проявляющие желание принять участие в организации, функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.

— четвертый принцип – открытость своего «Я» , собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

7) Принцип учета половых и возрастных различений детей . Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

  1. Альбом «Моя семья».
  2. Фотоальбом «Моя группа», «Из жизни детского сада».
  3. Фотоальбом «Мой город».
  4. Флаг России.
  5. Герб России.
  6. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
  7. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
  8. Предметы декоративно-прикладного искусства.

1. Познавательная зона:

— Физическая карта России.

— Политическая карта России.

— Портрет Путина В. В.

— Флаг Ханты – Мансийского автономного округа.

— Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

— Произведения писателей Севера.

— Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

— «Мой Северный район»

— «Наша армия родная»

— Тематические альбомы родов войск и боевой техники.

— Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т.д.)

-Наборы открыток «Русский быт».

— Кассеты с записью сказок и патриотических песен.

4. Зона костюмирования

— Фуражки, пилотки, бескозырки

— накидки, плащи, воротники.

Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию

Патриотический уголок в детском саду: оформление своими руками.

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.

Для чего это нужно?

Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.

Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

Оформление патриотического уголка в детском саду своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.

С чего начинать?

Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.

Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?

Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:

  • Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
  • Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
  • Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
  • Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и тряпичные куклы), обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и гжельской росписью, дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).

Художественную литературу, произведения фольклора – песни, прибаутки, потешки и сказки — также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.

Дети старше — задачи сложнее

Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.

Оформление патриотического уголка в детском саду в средней группе должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.

В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.

Наполнение для средней группы

Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:

  • иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
  • фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
  • экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические дидактические игры;
  • произведения народного творчества – от песенок до сказок;
  • символы государства, области и города.

Что мы родиной зовём?

В старшем дошкольном возрасте усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.

Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.

От города родного до страны

Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.

Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы — герб, флаг, гимн и портрет президента.

О культуре, защитниках Отечества и планете Земля

Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.

При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.

Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.

Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля – это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.

Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.

Оснащение предметно-развивающей среды. Патриотический уголок «Славься, Отечество!».

Ланна Черкашина
Оснащение предметно-развивающей среды. Патриотический уголок «Славься, Отечество!»

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. В разные времена ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» пытались дать многие известные наши соотечественники. Например, Г. Бакланов писал, что это «не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Патриотизм – важнейшее нравственное качество, это любовь к Родине, ее природе, людям, культуре, к своему дому. Патриотическое воспитание всегда было востребовано. Актуально оно и в наши дни. Последние десятилетия в нашей стране отмечены сложными, порой противоречивыми событиями, касающиеся политики, общественной жизни, системы государственного и местного управления. На смену одним праздникам пришли другие, изменились ценности, отечественные традиции воспитания заменяются так называемыми «более современными» западными образцами.

Во многих семьях (особенно молодых) вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. А ведь воспитание начинается, прежде всего, в семье, где ребенок родился, где он живет, где получает первые представления об окружающей действительности. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы отобрать из массы впечатлений получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа, мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, общественные события. Наследование нравственных и эстетических ценностей в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ воспитания чувства любви к Отечеству. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной предметно-развивающей среды.

Цель создания патриотического уголка: познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, с государственными символами родной страны и республики Бурятия, с русскими и бурятскими народными промыслами, культурой и традициями других народов. Грамотно подобранный материал способствует развитию интереса к своей семье и своему дошкольному учреждению, уважению к труду людей разных профессий, достижениям известных людей своей Родины.

Организация уголка.

Оформляя патриотический уголок в группе, необходимо учитывать возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте.

Работа с детьми в средней группе планируется по темам: «Семья» (фотографии семей воспитанников, например, в местах отдыха, семейные праздники); «Детский сад» (фото ДОУ, группы); «Родное село» (альбомы, открытки с достопримечательностями родного села, знаменитых односельчан, фото экскурсий и целевых прогулок по селу); «Россия, ее столица, символика и Республика Бурятия, ее столица, символика» (элементы государственной и муниципальной символики, достопримечательности, архитектура, народные промыслы, папки с иллюстрациями «Защитники Отечества); «Мир природы» (животный и растительный). Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.

Игра-занятие «Государственные символы России».

Карта Российской федерации. Дети без труда определяют наше месторасположение, ориентируясь на озеро Байкал.

Иллюстрированные пособия и глобус.

Альбом «Защитники отечества».

Костюмы народов мира, ближнего и дальнего зарубежья.


Открытки с русскими и бурятскими национальными костюмами.

Иллюстрированные пособия по родному краю.

Альбом «Жилища разных народов».

Макет изготовленный к 350-летию вхождения Бурятии в Россию.

Кукла в бурятском костюме, изготовленная своими руками.

Альбомы для ознакомления с родным краем.

Иллюстрации и дидактическая игра «Профессии».

Альбом «Москва – столица нашей Родины».

Уже знакомый Вам макет «Красная площадь».

Альбом «Народные промыслы».

Подбор детской литературы о России, Бурятии, об истории нашей страны, о народах России, русские и бурятские народные сказки. (Так как литературы очень много, в рамках публикации представлена малая часть).

Таким образом, материал предлагаемый детям как в организованной образовательной деятельности, так и в доступной форме, способствует формированию любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Благодарю за внимание!

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.


Характеристика предметно-развивающей среды Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.


Изменение предметно-развивающей среды к 9 мая 2 младшая группа. Первый день с изменениями в предметно- развивающей среде к 70- летию Победы. Уже сейчас в нашем детском саду «Теремок»,.


Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.


Организация предметно-развивающей среды Главная роль в становление личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.


Оснащение предметно-развивающей среды. Уголок чтения «Книжкин дом» Уважаемые гости, здравствуйте! Сегодня хочу представить Вашему вниманию Уголок книги, который появился у меня совсем недавно. Я всегда.


Оснащение развивающей среды старшей группы Презентация старшей группы МБДОУ «Детский сад №183» «Очаровашки»: Наша группа называется «Очаровашки». В нашей группе день за днём мы дружно,.


Консультация «Значение предметно-развивающей среды в ДОУ» Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это «среда обитания» ребёнка — дошкольника, в которой он находится.

Adblock
detector