Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение итоговых мероприятий в ДОУ».
С введением ФГОС ДО изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. В целях реализации ООП ДОУ, годового плана, комплексно-тематического планирования педагогам необходимо проводить итоговые мероприятия. После каждой пройденной тематической недели с детьми предполагается проведение мероприятия, которое позволяет в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал воспитанниками.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
«Организация и проведение итоговых мероприятий в ДОУ»
С принятием новых нормативно-правовых документов изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. В целях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, получения полной информации о выполнении мероприятий годового плана педагогам детского сада рекомендуется предоставлять информацию о проведенных итоговых мероприятиях. Воспитательно-образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу и принципу интеграции .
Комплексно-тематическое планирование предполагает проживание ребенком одной темы определенный период в различных видах деятельности. Поэтому закономерным является проведение в конце тематического периода такого мероприятия, которое позволит детям в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей, сформировать положительные взаимоотношения между воспитанниками, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал, таким и является итоговое мероприятие, проводимое в завершении каждого тематического периода, т. е. завершающее изучение той или иной темы.
Итоговое мероприятие планируется как педагогами групп самостоятельно, так и с привлечением специалистов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда. Оно организуется с детьми группы, объединением нескольких групп и совместно с родителями. Итоговое мероприятие отражается в календарном плане, а также дата его проведения и ответственный за проведение данного мероприятия.
Выбор формы организации и проведения итогового мероприятия зависит и тесно связано с темой периода, видами детской деятельности :
— чтение художественной литературы.
Выбор формы организации и проведения итогового мероприятия зависит также от контингента детей, решения конкретных задач, а также профессионального мастерства педагогов, их творческого подхода.
Итоговое мероприятие – это совместная деятельность взрослых и детей, поэтому, как и любая другая совместная деятельность, она предполагает следующие компоненты деятельности :
— единое пространство взаимодействия участников;
— разделение единого процесса на связанные действия;
— взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
— последовательность действий в соответствии с целью;
— необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
— наличие единого результата.
Итоговое мероприятие может проходить в различных формах :
— выставка детского художественного творчества;
— изготовление макетов, поделок совместно с родителями;
— развлечение, досуг, тематический праздник;
— театрализованное представление (спектакли, инсценировки);
— музыкально-литературное развлечение, концерт;
— забавы, фокусы (с водой, предметами) и других формах.
В ДОУ итоговое мероприятие должно планироваться, и проводится с учетом вышеизложенных требований.
Необходимо указать на встречающиеся недостатки по данному направлению:
— не все педагоги перестроились на новые формы организации работы с детьми;
— педагоги не могут отойти от старой модели обучения;
— не всегда творчески и ответственно подходят к проведению данных мероприятий;
— отсутствует в должном количестве материал.
В результате итоговые мероприятия недостаточно разнообразны по тематике и форме организации, мало насыщены различными видами деятельности, процесс не достаточно мотивирован.
Разработка итогового мероприятия требует серьезной подготовки и представляет определенные трудности. В разработках Алябъевой Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам», «Тематические дни и недели в детском саду» можно найти тематику и содержание данной работы.
Приветствуются такие приложения, как фотоотчеты, сценарии мероприятий, конспекты, презентации.
Примерная форма отчета дана в Приложении .
Примечание: в графе «Результат» описываются:
— количество родителей, принявших участие в подготовке и (или) проведении данного мероприятия,
— уровень освоения знаний, умений, навыков воспитанников.
Примерная форма отчета о проведении итогового мероприятия
Итоговое мероприятие ______________________ на тему ______________________
Интеграция образовательных областей_______________________________________
Материалы и оборудование____________________________________________________________
Ответственные (воспитатели, специалисты):
2. __________________________/ _______________________/
Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ..
Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Подготовка и проведение праздника в детском саду — сложная и очень ответственная работа.
Этапы работы по организации праздников:
1 этап – предварительное планирование.
2этап – работа над сценарием.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.
4 этап – репетиции.
5 этап – проведение праздника.
6 этап – подведение итогов.
7 этап – последействие праздника.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности.
Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения — в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки.
От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика , структура, специфика, подготовительные работы и оформление.
При составлении программы праздника , определении тематики , отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.
Эффективному проведению праздника способствуют:
-объединение всех его составных частей вокруг главной цели
-отбор художественного материала
-выбор эмоционально-выразительных средств
-коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности.
Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии.
Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме.
Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала.
К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
-экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
-завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
-развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
-кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
-развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
— строгая логичность построения и развития темы;
— законченность каждого эпизода;
— органическая связь эпизодов;
— нарастание действия в его движении к кульминации.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
«Земля — наш дом родной»
Педагогически задачи.
- Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
- Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
- Доставить детям радость от участия в общем празднике.
«Сбережём Волгу — богатство России!»
Цель:
- Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
«Люблю тебя — мой край родной»
Программное содержание:
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Челябинской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
«Конкурс юного садовника»
Задачи:
уточнить представления о роли цветов в жизни людей, о значении цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные, садовые), о времени цветения цветов разных видов, о строении цветка, познакомить детей с профессией садовника, развивать творческие способности у детей с использованием нетрадиционного способа изображения цветов мыльными пузырями.
Сайт для воспитателей детских садов .
Организация и проведение мероприятий в детском саду.
В любом детском учреждении образовательного типа, в том числе и в детском саду, педагоги проводят с детьми различные мероприятия. При этом практически вся работа по организации и проведении праздников и повседневных мероприятий ложится на плечи педагогов.
Если педагог опытный и грамотный, то он может привлечь к этому процессу и родителей своих воспитанников, которые могут оказать посильную помощь воспитателю. Например: оформить группу или зал, украсив их воздушными шарами; при праздновании Нового года нарядить елку, развесить гирлянды, мишуру и т.д. Также родители могут помочь нарисовать тематические плакаты; распечатать индивидуальные тексты детям; напечатать грамоты; накрыть детям сладкий стол, закупив заранее продукты; принять участие в покупке подарков детям к разным праздникам; помочь провести уборку помещения (площадки), где планируется проведение мероприятия.
Я, как воспитатель с многолетним стажем, при проведении праздников никогда не даю предпочтения каким-то конкретным детям, а стараюсь вовлечь в праздничный процесс всех детей: если ребенок хорошо разговаривает и легко заучивает стихи, то ему даю текст побольше, а остальным текст поменьше. Но, по моему мнению, участвовать должны все.
Если в процесс организации праздников вовлечены все: педагоги, родители, дети, то это не только обеспечивает положительный результат мероприятия, но и сближает всех участников процесса, способствуя взаимопониманию между ними.