Организация и проведение мероприятий в доу

Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение итоговых мероприятий в ДОУ».

С введением ФГОС ДО изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. В целях реализации ООП ДОУ, годового плана, комплексно-тематического планирования педагогам необходимо проводить итоговые мероприятия. После каждой пройденной тематической недели с детьми предполагается проведение мероприятия, которое позволяет в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал воспитанниками.

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Организация и проведение итоговых мероприятий в ДОУ»

С принятием новых нормативно-правовых документов изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. В целях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, получения полной информации о выполнении мероприятий годового плана педагогам детского сада рекомендуется предоставлять информацию о проведенных итоговых мероприятиях. Воспитательно-образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу и принципу интеграции .

Комплексно-тематическое планирование предполагает проживание ребенком одной темы определенный период в различных видах деятельности. Поэтому закономерным является проведение в конце тематического периода такого мероприятия, которое позволит детям в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания, применить их в практической деятельности, активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей, сформировать положительные взаимоотношения между воспитанниками, умение взаимодействовать в коллективе, а педагогу понять насколько хорошо усвоен материал, таким и является итоговое мероприятие, проводимое в завершении каждого тематического периода, т. е. завершающее изучение той или иной темы.

Итоговое мероприятие планируется как педагогами групп самостоятельно, так и с привлечением специалистов ДОУ: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда. Оно организуется с детьми группы, объединением нескольких групп и совместно с родителями. Итоговое мероприятие отражается в календарном плане, а также дата его проведения и ответственный за проведение данного мероприятия.

Выбор формы организации и проведения итогового мероприятия зависит и тесно связано с темой периода, видами детской деятельности :

— чтение художественной литературы.

Выбор формы организации и проведения итогового мероприятия зависит также от контингента детей, решения конкретных задач, а также профессионального мастерства педагогов, их творческого подхода.

Итоговое мероприятие – это совместная деятельность взрослых и детей, поэтому, как и любая другая совместная деятельность, она предполагает следующие компоненты деятельности :

— единое пространство взаимодействия участников;

— разделение единого процесса на связанные действия;

— взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);

— последовательность действий в соответствии с целью;

— необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);

— наличие единого результата.

Итоговое мероприятие может проходить в различных формах :

— выставка детского художественного творчества;

— изготовление макетов, поделок совместно с родителями;

— развлечение, досуг, тематический праздник;

— театрализованное представление (спектакли, инсценировки);

— музыкально-литературное развлечение, концерт;

— забавы, фокусы (с водой, предметами) и других формах.

В ДОУ итоговое мероприятие должно планироваться, и проводится с учетом вышеизложенных требований.

Необходимо указать на встречающиеся недостатки по данному направлению:

— не все педагоги перестроились на новые формы организации работы с детьми;

— педагоги не могут отойти от старой модели обучения;

— не всегда творчески и ответственно подходят к проведению данных мероприятий;

— отсутствует в должном количестве материал.

В результате итоговые мероприятия недостаточно разнообразны по тематике и форме организации, мало насыщены различными видами деятельности, процесс не достаточно мотивирован.

Разработка итогового мероприятия требует серьезной подготовки и представляет определенные трудности. В разработках Алябъевой Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам», «Тематические дни и недели в детском саду» можно найти тематику и содержание данной работы.

Приветствуются такие приложения, как фотоотчеты, сценарии мероприятий, конспекты, презентации.

Примерная форма отчета дана в Приложении .

Примечание: в графе «Результат» описываются:

— количество родителей, принявших участие в подготовке и (или) проведении данного мероприятия,

— уровень освоения знаний, умений, навыков воспитанников.

Примерная форма отчета о проведении итогового мероприятия

Итоговое мероприятие ______________________ на тему ______________________

Интеграция образовательных областей_______________________________________

Материалы и оборудование____________________________________________________________

Ответственные (воспитатели, специалисты):

2. __________________________/ _______________________/

Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ..

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Подготовка и проведение праздника в детском саду — сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности.

Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения — в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки.

От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика , структура, специфика, подготовительные работы и оформление.

При составлении программы праздника , определении тематики , отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Эффективному проведению праздника способствуют:

-объединение всех его составных частей вокруг главной цели

-отбор художественного материала

-выбор эмоционально-выразительных средств

-коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности.

Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии.

Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме.

Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала.

К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии.

Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

-экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

-завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

-развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

-кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

-развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

— строгая логичность построения и развития темы;

— законченность каждого эпизода;

— органическая связь эпизодов;

— нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

«Земля — наш дом родной»

Педагогически задачи.

  • Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
  • Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
  • Доставить детям радость от участия в общем празднике.

«Сбережём Волгу — богатство России!»

Цель:

  • Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

«Люблю тебя — мой край родной»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Челябинской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

«Конкурс юного садовника»

Задачи:

уточнить представления о роли цветов в жизни людей, о значении цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные, садовые), о времени цветения цветов разных видов, о строении цветка, познакомить детей с профессией садовника, развивать творческие способности у детей с использованием нетрадиционного способа изображения цветов мыльными пузырями.

Сайт для воспитателей детских садов .

Организация и проведение мероприятий в детском саду.

В любом детском учреждении образовательного типа, в том числе и в детском саду, педагоги проводят с детьми различные мероприятия. При этом практически вся работа по организации и проведении праздников и повседневных мероприятий ложится на плечи педагогов.

Если педагог опытный и грамотный, то он может привлечь к этому процессу и родителей своих воспитанников, которые могут оказать посильную помощь воспитателю. Например: оформить группу или зал, украсив их воздушными шарами; при праздновании Нового года нарядить елку, развесить гирлянды, мишуру и т.д. Также родители могут помочь нарисовать тематические плакаты; распечатать индивидуальные тексты детям; напечатать грамоты; накрыть детям сладкий стол, закупив заранее продукты; принять участие в покупке подарков детям к разным праздникам; помочь провести уборку помещения (площадки), где планируется проведение мероприятия.

Я, как воспитатель с многолетним стажем, при проведении праздников никогда не даю предпочтения каким-то конкретным детям, а стараюсь вовлечь в праздничный процесс всех детей: если ребенок хорошо разговаривает и легко заучивает стихи, то ему даю текст побольше, а остальным текст поменьше. Но, по моему мнению, участвовать должны все.

Если в процесс организации праздников вовлечены все: педагоги, родители, дети, то это не только обеспечивает положительный результат мероприятия, но и сближает всех участников процесса, способствуя взаимопониманию между ними.

Adblock
detector