Уголок экспериментирования в доу

Паспорт уголка по экспериментированию подготовительной к школе группы «Почемучки».

Паспорт предметно — развивающей среды центра экспериментирования

Просмотр содержимого документа
«Паспорт уголка по экспериментированию подготовительной к школе группы «Почемучки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Паспорт центра науки

Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) , исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Экспериментирование можно включать в тематически запланированную ООД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т. д.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Давайте рассмотрим последовательность детского экспериментирования:

2. Выдвижение гипотез.

3. Проверка предположений.

4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.

5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т. е. ребёнок сам шаг за шагом выступает исследователем.

Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.

Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители.

В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

Перечень оборудования уголка «Почемучки».

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Серии картин с изображением природных сообществ.

Книги познавательного характера:

Энциклопедии «Большая энциклопедия природы»

Уголок природы и экспериментирования: методические рекомендации для воспитателей ДОУ..

Опубликовано: 14:52:45 06-03-2017

Методические рекомендации для воспитателей

«Уголок природы и экспериментирования в ДОУ»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №2

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, а именно:

  • п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
  • п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Требования при организации в ДОУ уголков природы:

  • уголок природы должен быть ярким и красочным;
  • стеллажи, полки обязательно закреплены;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
  • цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
  • оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
  • природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
  • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Временные обитатели уголка природы — это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

  1. Букеты осенних цветов в вазах;
  2. Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
  1. Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
  2. Ветки деревьев и кустов в вазах;
  3. Экибаны, поделки детей
  1. Ветки деревьев и кустарников в вазах;
  2. Ящики с рассадой;

Летом: букеты цветов в вазах

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы — дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»;
  • книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
  • Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания.
  • Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Уголок экспериментирования в доу.



Заведующая МБДОУ д/с№16 Бубнова Т.В.

Положение о смотре — конкурсе «Лучший уголок экспериментирования»

1. Цель и задачи Конкурса:

Создание условий для всестороннего развития познавательной активности детей;

Активизировать творческий потенциал педагогов детского сада, воспитанников и их родителей;

Совершенствовать работу детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность;

Развивать познавательную активность и любознательность дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности, формировать у детей представления целостной «картины мира»;

Развивать взаимодействие детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

Порядок проведения Конкурса:

Смотр- конкурс проводится с 11 марта по 11 апреля 2014 г;

Каждый групповой центр детского экспериментирования презентуется воспитателями данной возрастной группы.

Подведение итогов конкурса состоится на педагогическом совете №3.

В Конкурсе принимают участие все возрастные группы.

В смотре-конкурсе дети и родители воспитанников — активные помощники педагогов;

Состав и регламент работы жюри:

— Бубнова Т.В. (заведующий МБДОУ)

— Комиссарова Н.А. (зам.зав. по ВМР)

— Белякова А.И. (педагог доп.образования)

6.2. В своей работе жюри руководствуется настоящим Положением.

Критерии оценки смотра-конкурса:

Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра – 5 баллов;

Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом – 5 баллов;

Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки – 5 баллов;

Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу)- 5 баллов;

Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста) — 5 баллов;

Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.) — 5 баллов;

Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования

В соответствии с годовым планом работы на 2013-2014 учебный год проводился смотр- конкурс

« Лучший уголок экспериментирования» с целью совершенствования работы детского сада по познавательному развитию детей, развития познавательной активности и любознательности дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности.

В конкурсе приняли участие все возрастные группы.

Во всех группах уголки экспериментирования соответствуют требованиям безопасности и доступности.

Более полные и разнообразные по содержанию уголки в группе №12 ( средняя группа, воспитатель Ерина Н.В.), группах №6,7 (старшие группы, воспитатели Кабаева Л.Н., Ляпина А.М., Шикунова О.В.), в группе №10 ( подготовительная группа , воспитатель Шабанова Е.Н.).

Там находятся разнообразные схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного характера, атласы и др.

В группе №7 создан мини- музей (тематика « Изделия из камня», «Технический материал», «Медицинский материал», «Природный материал»).

В группе №12 хозяин уголка Почемучкин , который помогает детям получить ответ на вопросы «Как?», «Почему?».

В группе №6 , №8 персонажи Кот и Почемучка ,от имени которых моделируется проблемная ситуация.

1 место – группа №12 (средняя группа, воспитатель Ерина Н.В.)

2 место – группы №7 (старшая группа, воспитатель Шикунова О.В.) ,

группа №10 (подготовительная к школе, воспитатель Шабанова Е.Н.)

3 место – группа №6 (воспитатели Кабаева Л.Н., Ляпина А.М.

Adblock
detector