Математический уголок в ДОУ.
Непременным условием развитием детского математического творчества является обогащённая предметно — пространственная среда. Это прежде всего наличие интересных развивающих игр, наличие раздаточного материала, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала-формирование представлений и закрепление уже имеющих ся знаний.
Просмотр содержимого документа
«Математический уголок в ДОУ»
воспитатель детского сада №64
Головина Татьяна Юрьевна
старший воспитатель детского сада №64 Иванникова Наталья Викторовна
Математика-это язык природы (Дж.Гиббс)
В средней группе №3 оборудован математический уголо к , содержание которого направлен о на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
- Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
- Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.
- В уголке сенсорного и математического развития имеются приобретенные дидактические игры математического содержания «Листики», «Часы-счёты», « Доли», «Лабиринты — головоломки», «Геометрические вкладыши», «Домино-счёт», «Куб «Умный малыш»
- Используются в работе с детьми блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, логические игры «Танграм», «Колумбово яйцо», развивающие игры В.В.Воскобовича, кубики Никитина; разнообразные календари и модели для ознакомления с понятиями времени и пространства.
- Так же используются пособия по математике и сенсорному развитию детей изготовленные
из бросового материала.
- Д. и. «Вязаный конструктор»
- Цели: закрепление основных цветов, оттенков, формирование
- умения создавать модели по рисунку словесной инструкции
- взрослого.
- Варианты игры: соединить детали между собой с помощью
- пуговиц, построить цепочку, домик, геометрические
- фигуры, цифры.
- Д.и. «Математический поезд»
- Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук,
- закрепление цифр,количественного и порядкового счёта
- от 1 до 10.
- Варианты игры : посчитать окошки с соответствующей
- цифрой на вагончике, соединить между собой вагоны
- с помощью шнура,расставить вагончики в соответствии
- порядкового счёта, сравнить количество колёс на вагонах, и т. д.
- Д.и. «Волшебные резиночки» Цель: развитие мелкой моторики, творчества мышления, воображения. Вариант игры: детям предлагается создать картинку по образцу, замыслу(домик, кораблик, геометрические фигуры и т.д.)
- Д.и. «В магазине игрушек» Цель: развитие пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, между, рядом; расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов. Варианты игры: «Что где находится», «Расставь игрушки на полке», «Угадай , что изменилось».
Д.и. «Геометрическая мозаика» Цель: развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации,учить и сравнивать предметы по величине, развивать моторику рук, формировать представления о геометрических фигурах и формах. Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Что изменилось» и т. д.
Д.и. «Ромашковое поле» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Варианты игры: «Усади каждую божью коровку на ромашку такого же цвета ( с такой же цифрой)», «Больше меньше»
Уголок «Веселая математика».
Ольга Рыжова
Уголок «Веселая математика»
В старшей группе уголок занимательной математики включает в себя как производственные игры, так и игры изготовленные своими руками.
Цель игры: знакомит с основными геометрическими фигурами, учит находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы. Развивает внимание, усидчивость. Проводится с детьми младшей – старшей групп.
Цель игры: знакомит с цифрами и основными арифметическими действиями, вырабатывает навыки устного счёта в пределах 10. Учит составлять и решать примеры. Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.
Цель игры: знакомит с цифрами от 1 до 10, закрепляет умение считать и выстраивать количественные цепочки, формирует элементарные математические представления. Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.
Игры, изготовленные своими руками:
1) «Божьи коровки»
Цель игры: закреплять представление о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10). Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.
Цель игры: закрепить знания об образовании чисел в пределах 10, продолжать учить соотносить цифру с числом. Закрепить представление о составе чисел из двух меньших (в пределах 10). Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.
3) «Фигурный домик»
Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их размере и цвете; закреплять счёт. Различать строку и столбец. Развивать внимание, память, логическое мышление. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.
4) «Весёлая мозаика»
Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, основных цветах (жёлтый, красный, синий, зелёный). Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение детей. Проводится с детьми младшей – старшей групп. Изготовлена из солёного теста и разукрашена гуашью.
5) Разноцветные коврики» (из пряжи, связанные крючком)
Цель игры: закреплять знание цвета, формы, размера; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, воображение детей; умение складывать из геометрических фигур различные постройки. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.
6) «Составь предмет» (Игра изготовлена из вискозных салфеток).
Цель игры: развивать у детей мышление, внимание, фантазию. Восприятие устной и зрительной информации. Совершенствовать все виды счёта. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету). Развивать речь детей, умение делать простые выводы. Закрепить и расширить пространственное представление.
Эта игра включает в себя множество разных вариантов:
«Собери красивые бусы» — по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры, и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры» — воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву» — ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» — ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же…» — учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» — научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» — учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры» — познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» — учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
7) Альбомы и карточки с различными заданиями для развития логического мышления детей:
«Какой предмет лишний и почему?»
«Что общего у этих предметов?»
«Чем отличаются картинки?»
8) «Тренажёр для ума» (изготовлена из пластмассовых крышек).
Цель игры: закрепление основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление порядкового и количественного счёта.
Предметно-развивающая среда старшей логопедической группы Я, работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи. В логопедической группе создана развивающая среда с учетом коррекционной.
Виртуальная экскурсия по «Уголкам занимательной математики в ДОУ» Уголок занимательной математики в младшей группе. Уголок называется «Академия Смешариков». Такой уголок привлекает внимание детей своей.
«Уголок занимательной математики в группе детского сада».
Автор: Савельева Ирина Евгеньевна г.Коломна
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 «Пчелка»
Уголок занимательной математики — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Задачи организации уголков занимательной математики:
Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы- стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.
Организация уголков занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Данные психологических исследований свидетельствуют о возросших возможностях детей пятого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками. Отмечается стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлеченность педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики;- лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал («Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер», «Искорка», «Барвинок», «Затейник», «Пионерская правда» и др.). Выбрать занимательный материал можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые, более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы (См. книги: Никитин Б. П. Развивающие игры. М., 1981; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М., 1975; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука. М., 1980).
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатель вовлекает в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывает их и помогает освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу; стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей: