Уголок познавательно практической деятельности в детском саду

Уголок познавательно практической деятельности в детском саду.

МАДОУ №18 «Мишутка»
Воспитатель

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.(область познание)

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,
  • наблюдательности,
  • любознательности,
  • активности,
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

  • Познавательные книги
  • Атласы
  • Тематические альбомы
  • Серии картин с изображением природных сообществ
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • Алгоритмы выполнения опытов
  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла
  • весы, безмен
  • песочные, механические часы,
  • компас,
  • магниты;
  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Китайская пословица гласит “Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

  • книги познавательного характера для младшего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной,
  • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами- («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст

  • книги познавательного характера для среднего возраста
  • тематические альбомы
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
  • песок, глина
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности

Старший дошкольный возраст

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции
  • мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня»
  • материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»
  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • сито, воронки
  • половинки мыльниц, формы для льда
  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

  • Дневник
  • Картотека опытов
  • Схема
  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
  • Мини-стенд- « О чем хочу узнать завтра»
  • Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
  • Персонажи, наделанные определенными чертами («Незнайка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Статья (старшая группа) по теме:
Содержание уголка экспериментальной деятельности в старшей группе..

Содержание уголка экспериментальной деятельности.

Предварительный просмотр:

Содержание уголка экспериментальной деятельности в старшей группе.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделено:

1) место для постоянной выставки, где размещены музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья )

  1. место для приборов;
  2. место для выращивания растений;

4) место для хранения материалов (природного, «бросового»);

5) место для проведения опытов;

  1. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

В группе вся лаборатория оборудована по центрам экспериментирования:

Центр «Песок — вода»; Центр «Наука и природа»; Центр «Искусство»; Центр «Кулинария»; Центр «Литература»; Центр «Воздух»; Манипулятивный центр.

В группе созданы мини-музеи : мини-музей «Воздух — невидимка», «Тик-так часики».

Перечень оборудования центров экспериментирования.

Центр «Песок — вода»

  1. Емкости разного размера.
  2. Мерные кружки.
  3. Воронка.
  4. Лейки.
  5. Формочки.
  6. Опилки.
  7. Камешки.
  8. Песок.
  9. Вода.
  10. Трубочки.
  11. Мыло.
  12. Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки , резиновые мячики, мелкие игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки).

Центр «Наука и природа»

  1. Пластилин, стеки.
  2. Шишки.
  3. Желуди.
  4. Каштаны.
  5. Горох.
  6. Пшено.
  7. Косточки плодов.
  8. Растения и животные.
  9. Оборудование для ухода за растениями.
  10. Лупа.
  11. Магниты.
  12. Зеркала.
  13. Модели.
  14. Календарь природы.
  15. Иллюстративный материал.
  16. Дидактические игры по экологии: «Угадай по звуку», «Угадай на вкус», «Опредилить на ощупь», « Золото», «Веселое домино», «Времена года».
  17. Дневники наблюдений за посадками.

1. Листы белой бумаги.

  1. Листы цветной бумаги.
  2. Цветной картон.
  3. Клей.
  4. Кисточки для клея.
  5. Подставка для кисточек.
  6. Ножницы.
  7. Акварельные краски.
  8. Палитра.
  9. Цветная гуашь.
  10. Кисточки для красок.
  11. Цветные карандаши.
  12. Цветные мелки.
  13. Губки поролоновые.
  14. Зубные щетки.
  15. Пуговицы.
  16. Разноцветные лоскутки тканей разных видов.
  17. Трафареты.
  18. Ватные диски.
  19. Ватные палочки.
  1. Мука, сахар, соль,сода.
  2. Пищевые красители.
  3. Доски.
  4. Терки.
  5. Вилки и ложки (пластмассовые).
  6. Розетки, миски.
  7. Фартуки, косынки.
  8. Подносы.
  9. Пооперационные карты рецептов блюд.

1.Книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлер, тесьма, клей).

  1. План-схема и модели для рассказывания.
  2. Лингвистические игры: «Я учу буквы», «Найди слово», «Чей домик?».
  3. Книги, журналы.
  1. Мелкие предметы для счета.
  2. Цветные геометрические фигуры.
  3. Счеты.
  4. Часы.
  5. Шнуровка.
  6. Логико-математические игры: «Развивающий компьютер»; «Найди пару»; «Обучающие часы»; «Учимся считать»; «Собери по цвету».

Примерное содержание познавательно-практической деятельности в средней группе детского сада.

Игры-экспериментирования, игровое моделирование, поисково-исследовательские игры

1. Игры с моделями экологического содержания.

1.1. Модели строения, признаков живого организма (дышит, питается, растет): звери, птицы, насекомые, рыбы, деревья (лиственные и хвойные), кустарники, травянистые растения

1.2. Модели трудового процесса: поливка, протирание листьев, рыхление; процесса посадки лука, бобовых, семян, рассады.

1.3. Модели стадий роста и развития растений (росток, стебель, бутон, плод), лягушки, бабочки.

1.4. Модели признаков времен года погодных явлений (ветер, метель, вьюга), разное состояние дождя; мелкий, крупный ливень, снега: снежинки, крупа, хлопья.

1.5. Модели-макеты огорода, цветника, луга, леса, озера, аквариума.

1.6. Динамические модели приспособления животных к сезону

(белка, дятел в дупле, медведь в берлоге, жук в коре и т д.)

1.7. Наборы разрезных картинок для игры:

— на формирование элементарных экологических понятий (травы, кустарники, деревья, звери, птицы, рыбы);

— на классификацию растений (растения лука, леса, сада, огорода), животных (домашние, дикие, звери — птицы — рыбы — насекомые);

— на формирование представлений о различных средах обитания (наземная, водная): «Кто где живет», «Путаница», «Паутинка» «Кто в лесу живет, что в лесу растет». «У кого какой домик», «Узнай, чье это жилище»;

— на формирование представлений о сезонных изменениях в неживой и живой природе:

— на формирование представлений о росте и развитии живых существ.

2. Лото с элементами моделирования.

— «Кто во что одет»

— «Кто быстрее соберет»

— «Собери по описанию» (на материале овощей, фруктов, комнатных растений)

3. Поисково-исследовательские игры, игры-экспериментирования, игры-опыты.

3.1. Для игр с водой, снегом, льдом:

— «Наша гостья — вода», «Играем с водой». «Плавает — тонет». «Веселые кораблики», «Какая вода», «Что умеет делать вода». «Где живет вода», «К кому вода ходит в гости», «Где прячется вода». «Волшебница вода», «Как появилась капелька», «Цветные капельки», «Как появляются пузырьки в воде», «Кто прячется в воде», «Кто живет в воде». «Большие и малые волны» (тазики, ванночки, баночки, бутылочки и другие пластмассовые емкости, мелкие предметы, игрушки, природный и бросовый материал, разведенные гуашевые краски, пипетки, лоскуты тонкой и плотной ткани, бумага разной фактуры, картон, вода с разной фактурой, картон, вода с разной температурой (холодная, теплая, горячая, прохладная; соломка)

— «Как появился снег», «Снег-фокусник», «Снег появляется превращается, исчезает». «Где может жить снег». «Лепится — не лепится», «Что построим из снега». «Рисунки на снегу», «Кто оставил следы», «Как снег превращается в воду» (емкости со снегом, расположенные в разных местах помещения, снег в разных состояниях (рыхлый, липкий, сыпучий) на участке, баночки с окрашенным снегом, жидкая краска, кисточки, лопаточки (совки), стеки, мелкие предметы, игрушки, вода)

— «Льдинки», «Ледяные узоры», «Наблюдаем, как появляются льдинки», «Кто построил ледяной домик лужице», «Кто построил ледяные дорожки», «Ледяные окошки». «Хоровод льдинок», «Чья льдинка быстрее растает», «Кто растопил лед», «Рисуем на ледяной дорожке» (вода, снег, разные емкости, формочки, жидкая краска, кисточки, камешки).

3.2. Для игр с мыльной водой, пеной и поролоном:

— «Маленькие и большие мыльные пузыри», «У кого больше мыльных пузырей», «Куда исчезают мыльные пузыри», «У кого пена выше и пышней», «Мыльные пирамидки в наших руках», «Фигурки поролоновые сбрасывают мыльную одежку», «Поролон-акробат». «Подушка из пены», «Рисуем пеной», «Кто больше перенесет пены», «Губки (поролон) в пенистой одежке» (соломинки, трубочки, деревянные катушки из-под ниток, емкости с мыльной водой, тазики и ванночки без воды, предметы из разных материалов, поролоновые фигурки).

3.3. Для игр с песком, глиной:

— «Как и куда движется лесок», «Чей холмик, «пирамидка» выше и больше», «Кто может поселиться в песчаном домике», «Песок-волшебник», «Песок-путешественник», «Что умеет наш песок», «Почему песок хорошо сыплется», «Легкий и тяжелый», «Какой песок легче», «Как меняет песок свой цвет», «Кто быстрее найдет предмет в песке», «Что умеет сухой (влажный) песок», «Кто оставил следы на песке», «Мы рисуем на сухом и влажном песке», «Как дружит вода с песком», «Кто высушил песок» (формочки, совки, лопатки, ведерки и другие емкости, песок сухой и разной степени влажности, природный и бросовый материал, мелкие игрушки).

— «У кого какая глина», «Лепится — не лепится», «Наши умелые руки». «Превращаем глину в своих друзей зверюшек и птиц». «Как сохнет глина», «Вылепим посуду для своих кукол». «Что и как можно нарисовать на глине», «Узоры на глине». «Кто ходил по глине». «Лепим жилище для наших зверюшек, птиц», «Дружат ветер, глина и песок» (глина сухая, влажная, дорожки из глины, стеки, емкости, жидкая краска, мелкие игрушки, бросовый и природный материал).

3 4. Для игр с камешками, гравием:

— «Разные, разные и большие, и малые камешки», «Что легче, что тяжелей», «Чем похожи, чем отличаются», «Веселые камешки», «Что шершавое, что колючее, что гладкое», «Знакомимся с гравием», «Дорожки каменистые, дорожки из гравия», «Что умеют разные камешки», «Как дружат камешки, вода, глина и гравий» (набор камешков по цвету, форме, величине; гравий, емкости с камешками, гравием, водой, разные емкости для пересыпания, перекладывания камешков, гравия, бросовый и природный материал, глина).

3.5. Для игр с бумагой, картоном, фольгой:

— «Раскройте нам свои тайны, бумага, картон, фольга», «Бумага мокрая и сухая», «Кто высушивает бумагу», «Послушная бумага». «Изучаем силу картона», «Что можно делать из картона», «Как картон становится мокрым (сухим)», «Фольга как снежок», «Лепим из фольги», «Кораблики из фольги плывут по воде», «Что умеет фольга».

3.6. Для игр со светом:

— «Театр теней», «У кого тень интересней». «Угадай, чья тень» «Куда «шагает» («бежит», «летит») тень» «Прятки и поиски» (фонарики)

3.7. Для игр с тканью:

— «Расскажи о себе, ткань», «Вот какая разная, интересная ткань». «Мои ощущения в общении с тканью», «Гладкая, ворсистая пушистая — вот какая ткань». «Дружит ли ткань с водой?». «Тонет, плавает мой кусочек ткани», «Какая ткань легче, мокрая или сухая». «Почему ткань стала грязной», «Кто и как поможет ткани стать чистой» (различные по фактуре лоскуты ткани, вода, песок, глина, емкости, мыло)

3.8 Для игр с теплотой:

— «Почему и когда бывает холодно, тепло», «Холодно -тепло -горячо», «Где теплее, где горячо, где холоднее», «Что бывает и холодным, и теплым». «Я холод, что я могу». «Я тепло, что я умею». «Кто быстрее найдет на участке самое теплое, самое холодное место», «Какие предметы нагреваются быстро, а какие медленно», «Как подружились вода и солнышко». «Отчего предметы нагреваются», «Как предметы становятся холодными», «Как узнать, что вода холодная (теплая, горячая)», «Как согреть руки». «Как сделать воду холодной» (изучение температуры на участке, емкости с холодной, теплой, горячей водой, предметы на солнце и в тени, в помещении и на морозе).

3.9. Для игр с почвой

— «Общаемся с почвой, знакомимся с почвой», «Определяем, какая она, почва», «Разный цвет почвы», «Поиск разной почвы в природе». «Когда почва бывает сухой, а когда — мокрой». «Кто высушивает почву», «Что нагревает почву», «Почему почва становится холодной», «Где почва теплее (холоднее) на участке или в помещении». «Изучаем, какую почву любят наши комнатные растения» «Как почва помогает расти цветам, деревьям, травам», «Как дружа г деревья, семена с почвой». «Обиды нашей почвы», «Поможем нашей почве», «Кто живет в почве», «Наблюдаем, как меняется цвет почвы», «Когда почва бывает мягкой, а когда твердой» (емкости с почвой двух пород, разной степени влажности, мягкости рыхлости, твердости, с посеянными семенами, рассадой, растениями; лейки, ведерки, совки, лопаточки).

3.10. Для игр со стеклами:

— «Мир меняет цвет», «Таинственные картинки» (цветные стекла, кусочки прозрачного цветного пластика).

— «Все увидим, все узнаем» (увеличительные стекла).

3.11. Для игр со звуками:

— «Погремушки» (коробочки и предметы из разных материалов);

— «Звонкие бутылочки» (молоточек и бутылочки, пустые, наполненные водой, песком);

«Шумные баночки» (молоточек, баночки с водой, песком, се менами, камешками, комочками глины, желудями, каштанами, ракушками);

— «Чья баночка самая громкая (тихая)» (баночки, наполненные разными материалами);

— «Угадай, где находится звук»;

— «Как звук поселился в баночке, мешочке, шкатулке»;

— «Что шуршит, что гремит» (бумага, фольга, песок, вода, камешки, глина, пуговицы);

— «Ищем звуки в природе»;

— «Кто поет, кто жужжит, что стрекочет, кто воет, кто стучит»;

— «Где прячется звук»;

— «Грустные и веселые звуки в природе»

3.12. Игры для определения веса:

— «Что легче», «Что тяжелее», «Много — тяжело, мало — легко», «Какой песок легкий, а какой-тяжелый», «Камешки легкие, камешки тяжелые», «Много — мало», «Больше — меньше», «Угадай-ка» (влажный и сухой песок, глина сухая, влажная и как «кашица»; природный материал; камешки разной величины, желуди, шишки, каштаны; ореховая и яичная скорлупа; веточки, сухие листья, трава, соломка, лен, опилки; разные емкости с водой; ведерки, совки, лопаточки).

«Лучший уголок экспериментально — исследовательской деятельности».

В рамках Годового плана МБДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» на 2016-2017 учебный год был проведён смотр-конкурс «Лучший уголок экспериментально — исследовательской деятельности».
Целями и задачами смотра-конкурса являлось:

  • совершенствование работы педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста;
  • создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности;
  • выявление творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования;
  • просвещение родителей по вопросам развития детского экспериментирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.
В смотре-конкурсе приняли участие педагоги всех 13 групп детского сада.
Для оформления уголков экспериментально — исследовательской деятельности в группах используются различные материалы и приборы (пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши и др.)
Помимо материальной базы, педагоги уделили внимание правильному обустройству уголков экспериментирования: отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.
При подборе оборудования для уголка экспериментирования, учитывался уровень развития и возраст детей.
По результатам смотра-конкурса членами жюри были определены победители, набравшие наибольшее количество баллов.
1 место:

  • группа № 11 (ЗПР) «Цветик-семицветик». Воспитатели – Кваченко Е.В., Шабельная Л.А.;
  • группа № 8 (НОДА) «Здоровье». Воспитатели – Тищенко В.Н., Данильченко Е.А.
  • группа № 5 «Подсолнушки». Воспитатели – Тернавская В.Е., Левченко С.В.;
  • группа № 12 «Кораблик». Воспитатели – Путий Т.В., Кудревич И.В.

  • группа № 7 (ЗПР) «Гномики». Воспитатели – Денисенко М.А., Камакина В.В.;
  • группа № 1 «Солнечные лучики». Воспитатели – Матвейчук Н.И., Артёменко Т.А.













Организация познавательно-практической деятельности.

Методические рекомендации по

организация познавательно- практической (экспериментальной)

деятельности в учреждении дошкольного образования.

В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования..

Примерная структура занятия-экспериментирования.

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования в учреждении дошкольного образования.

Организация мини-лаборатории или уголка познавательно- практической деятельности

в учреждении дошкольного образования.

В мини-лаборатории (уголке познавательно- практической деятельности) может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения материалов (природного, бросового).
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные):

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
  2. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы:
  • природные (жёлуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.);
  • бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.);
  • неструктурированные (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт).

Оформление и содержание уголков экспериментирования.

  1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
  2. Материалы для детского экспериментирования располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном количестве.
  3. В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов, оформленных на плотной бумаге и ламинированных; на обратной стороне которых описывается ход проведения эксперимента.
  4. В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.
  5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  6. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.

Материалы для организации детского экспериментирования в группах.

Младший и средний дошкольный возраст:

  • бусины, пуговицы;
  • верёвки, шнурки, тесьма, нитки;
  • пластиковые бутылочки разного размера;
  • разноцветные прищепки;
  • камешки разного размера;
  • винтики, гайки, шурупы;
  • пробки;
  • пух и перья;
  • разноцветные резинки;
  • фотоплёнка;
  • полиэтиленовые пакетики;
  • семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов;
  • спилы дерева;
  • вата, ватин, синтепон;
  • деревянные катушки;
  • упаковки от киндер-сюрпризов;
  • глина, песок;
  • вода и пищевые красители;
  • бумага разного сорта (обычная, картон, наждачная, копировальная и т.п.)

Старший дошкольный возраст:

  • прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма (стаканы, ковшики, миски, бутылочки);
  • мерные ложки;
  • сита и воронки разного объёма из разного материала;
  • резиновые груши разного объёма;
  • половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет;
  • резиновые и пластиковые перчатки;
  • пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
  • резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля;
  • пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар);
  • взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого;
  • природный материал (ёмкости с землёй, глиной, песком, водой, камешками; спил и листья деревьев, мох, семена, ракушки);
  • бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, поролона; пенопласт, коробки, пробки, пластмасса);
  • технические материалы (гайки, болты, винтики, шурупы, скрепки, детали конструктора) в контейнерах;
  • прихватки, пинцеты с закруглёнными концами;
  • увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовки, пробирки, компас, магниты;
  • рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;
  • механические, песочные часы; весы;
  • свеча в подсвечнике;
  • календари (отрывные, перекидные);
  • бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;
  • степлер, дырокол, ножницы с тупыми концами;
  • клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка, совок, детские халаты, полотенца;
  • тальк, детский крем;
  • контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
  • тематические материалы («транспорт», «океан», «лес»).

Планирование работы с детьми по познавательно- практической деятельности (экспериментированию).

Познавательно- практическая деятельность (экспериментирование) как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного явления. Педагогу важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно знакомить детей с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и пр.) и предметным (всё, что создано руками людей).

Планируются мероприятия в календарно-тематическом планировании. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учётом требований реализуемой в группе согласно учебной программы дошкольного образования.

Adblock
detector