Уголок природы в детском саду курсовая

Заключение.

В процессе изучения передового педагогического опыта и исследований педагогов были выделены следующие факты:

— уголок природы — неотъемлемая часть во всестороннем развитии ребенка;

определить требования в организации уголка природы;

  • — необходимо исследовать методы подбора комнатных растений в уголке природы в разных возрастных группах для правильной организации труда в уголке природы;
  • — формирование представлений о комнатных растениях и трудовых навыков по уходу за ними у детей дошкольного возраста должно соответствовать возрастным особенностям детей;
  • — труд в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи играет немало важную роль и ведет за собой интеграцию.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Уголок живой природы в детском саду необходим для наглядно-действенного ознакомления детей с природой. Наличие в нем растений, за которыми дети могут ухаживать, помогает формированию у дошкольников конкретных представлений, воспитанию наблюдательности, трудолюбия.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.

Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, георгина). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой).

При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму, соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку.

При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю валено приобщить к ней каждого ребенка.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.

Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Теоретический и практический материал раскрывающий цели и задачи данной курсовой работы может быть использован для практического апробирования в дошкольном учреждении.

Уголок природы в детском саду и его значение.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Педагогика

Содержание

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование организации

уголка природы в ДОУ…5

1.1. Уголок природы в контексте современного подхода

к экологическому воспитанию в ДОУ…5

1.2. Требования к организации и содержанию уголка природы

для различных возрастных групп ДОУ…13

1.3. Значение уголка природы для развития личности дошкольника…33

Выводы по первой главе…42

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование значения уголка

природы в ДОУ…44

2.1. Констатирующий эксперимент… 45

2.2. Формирующий эксперимент… 54

2.3. Контрольный эксперимент…56

Выводы по второй главе…60

Выдержка из текста

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании подрастающего поколения.

В дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ) детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. В наших природных условиях в этом помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

На современном этапе отмечается определённое противоречие между естественной потребностью детей в общении с природой и отчуждением их от природы, что играет негативную роль с точки зрения их развития и воспитания. Это отчуждение может быть преодолено посредством всесторонней экологизации развивающей предметной среды ДОУ.

Актуальность избранной нами темы выпускной квалификационной работы определяется местом уголка природы в экологической развивающей предметной среде ДОУ, его особым значением для развития значимых качеств личности дошкольников.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования — уголок природы в ДОУ.

Цель выпускной квалификационной работы: изучить организацию уголка природы и его значение в ДОУ.

Заявленная цель требует решения ряда задач:

1. Определить современный подход к уголку природы в свете современных тенденций экологического воспитания в ДОУ.

2. Охарактеризовать требования к организации и содержанию уголка природы (общие и для различных возрастных групп).

3. Выявить значение уголка природы для развития личности дошкольника.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование значения уголка природы в ДОУ.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что уголок природы имеет особое значение в развитии познавательного, морально-ценностного и практического (трудового) компонентов экологической культуры дошкольников; наибольший положительный эффект достигается при условии систематической и планомерной работы.

При подготовке и написании работы мы опирались на следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдение, обобщение передового педагогического опыта); педагогический эксперимент; опросные методы (тестирование), а также методы математической обработки и наглядного представления полученных результатов.

Теоретическая значимость и элементы новизны работы заключаются в том, что здесь систематизированы и изучены основные психолого-педагогические положения об уголке природы в ДОУ; подробно освещены требования к организации и содержанию уголка природы для каждой возрастной группы; раскрыто значение уголка природы для развития весьма значимых сторон личности дошкольников. Уголок природы рассматривается в контексте современных тенденций дошкольной педагогики. Тема раскрыта с привлечением широкого круга научных статей из современной педагогической периодики.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в качестве пособия для студентов отделения дошкольного воспитания, воспитателей ДОУ, родителей дошкольников.

Список использованной литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашиков В. И. «Семицветик» — программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 2. — С. 34−39.

2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 36−42.

3. Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 22−31.

4. Валиуллина Е. А. Эстетический аспект оформления групповых помещений: проблемы и их решения. — Томск: ТГУ, 2004. — 26 с.

5. Воспитательные ситуации в дошкольном экологическом образовании // Уроки экологической этики: Теория и практика гуманитарного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под ред. И. В. Вагнер. — Красноярск, 2007. — С. 15−23.

6. Горшкова О. В. Мир вокруг нас: Программа по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. — Новоуральск, 2007. — 12 с.

7. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 45−49.

8. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 7. — С. 31−34.

9. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7. — С.58−63.

10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.

11. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — № 7. — С. 10−12.

12. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — С. 70−73.

13. Как знакомить дошкольников с природой / Сост. Л. А. Каменева. — М.: Просвещение, 1983. — 54 с.

14. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.

15. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни: Методическая разработка. — Оренбург, 2008. — 90 с.

16. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей / Пер. с англ. Е. Ламановой и Е. Кочетковой. — Владивосток: ИСАР — Дальний Восток, 1999. — 96 с.

17. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях: Книга для занятий по духовному воспитанию. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 576 с.

18. Малышева И. К. Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания // «Духовно-нравственное воспитание в системе экологического образования: проблемы и пути их решения»: Материалы науч.-практ. конференции (25 —

— Ульяновск: УИПКПРО, 2008. — С. 11−14.

19. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.

20. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 319 с.

21. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — СПб: Детство-пресс, 2003. — 240 с.

22. Николаева С. Н. «Юный эколог»: программа и условия её реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 45 с.

23. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.

24. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: Академия, 2005. — 224 с.

25. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 7. — С. 52−64.

26. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 10. — С. 40−49.

27. Паходкина И. В. Сценарий музыкально-экологической сказки «Лесная дружба». — Ростов-на-Дону: Учитель, 2007. — 11 с.

28. Рыжова Н. А. «Наш дом — природа»: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 26−34.

29. Рыжова Н. А. Аквариум в детском саду // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 7.

30. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 68 с.

31. Рыжова Н. А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 3. — С. 35−39.

32. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада // Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы. — 1999. — № 2. — С. 9−15.

33. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2000. — 56 с.

34. Рыжова Н. А., Быстрова И. А. Поговорим о природе // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7. — С. 25−32.

35. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — С. 21 — 27.

36. Ссыпных В. Экологические сказки. — М.: Первое сентября, 2007. — 26 с.

37. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: Сборник статей / Сост. Л. В. Русскова. — М.: Просвещение, 1984. — 132 с.

38. Хацкевич Ю. Г. Живой уголок в детском саду. — Киев: Харвест, 2000. — 78 с.

1.4 Создание уголка природы в ДОУ.

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников.

Значение уголка живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Экологически правильное содержание животных — это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях посещения детского учреждения.

В уголке природы старшей и подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительной группе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с уходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можно держать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительные наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).

Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы — создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволе к естественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких, узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Adblock
detector