Умники и умницы кружок в доу

Рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему:
программа кружка «Умники и умницы».

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Развитие ребёнка: восприятие им окружающего мира, представлений, мышления, памяти, речи, личностных качеств осуществляется в активной игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и в которую он включается в силу своей любознательности и интересов.

Программа направлена на интеллектуальное и математическое развитие ребёнка. Предлагаемые игры, упражнения, задачи направлены на познание свойств, объектов, отношений, закономерностей, чисел, величин; развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, мыслительных процессов, сообразительности, самостоятельности и творчества. Решая разнообразные математические задачи, маленький человек учится проявлять волевые усилия, учится действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца. Математика воспитывает привычку к точности и аккуратности, способность к самоконтролю, так как ребёнок очень скоро понимает, что любая неточность в работе с числами ведёт к ошибочному результату. Для того чтобы вызвать у маленького ребёнка интерес к решению математических задач, необходимо сделать процесс обучения наиболее привлекательным, поэтому развивать математические навыки лучше всего с помощью простых и весёлых игр. Этой цели служат картинки, забавные стихи и загадки, настольные и подвижные игры, игровые задания.

В программе учтены разные этапы и направления математического развития ребёнка дошкольного возраста. Играя вместе с педагогом , ребёнок получит понятия о пространственных и временных отношениях. А выполняя задания по раскрашиванию и рисованию, ребёнок не только закрепляет математические знания, но и развивает тонкие движения пальцев рук, глазомер и т.д.

Содержание может усложняться в зависимости от темпов освоения игр ребенком, способности действовать инициативно и творчески. В случае затруднения взрослый включается в игру на правах равного, не злоупотребляя подсказкой, пояснением. Надо дать детям возможность самостоятельно получить результат, догадаться, сделать вывод.

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича «Умники и умницы» для дошкольников младшего возраста..

по играм В.В. Воскобовича

«Умники и умницы»

для дошкольников младшего возраста .

Перспективный план работы

Картотека обучающих игр

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника — игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно — задача достаточно сложная.

«Сказочные лабиринты игры» — это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Каждая игра имеет свою область и своего героя. Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Сказка-методика представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты « Чудо-Цветика».

Содержанием технологии «Сказочные лабиринты игры» являются эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательно-творческих способностей детей в игровой деятельности.

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

-формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;

-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

Принципы построения занятий кружка.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

-Высокий уровень трудности.

Формы организации детской деятельности на кружке.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность.

Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:

-повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку, ознакомление и изучение специальных технологий;

-владение формами и методами работы с дошкольниками.

2.Организация развивающей предметной среды:

-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес) для проведения занятий;

-оснащение комплектами игр и игровых пособий.

3.Организация педагогического процесса с детьми:

-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

-программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).

Программа «Умники и умницы» адресована дошкольникам и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15 человек.

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю для каждой группы с октября по май 64 в год, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием игровых пособий.

Реализация программы 1 год.

-дети осваивают счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

Программа кружка «Умники и умницы» по развитию творческих и умственных способностей в рамках дополнительного образования в ДОУ.

В современных условиях в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется подготовке детей к школе. В процессе обучения у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика рук, развиваются познавательные психические процессы.

Дошкольное образование ориентируется на достижение образовательных стандартов, где используются стандартные учебные программы. Таким образом, возникает необходимость дополнительного образования, в условиях которого, дети обучались бы, главным образом «по интересам», педагоги использовали авторские программы и реализовался свободный выбор детьми вида занятий и педагога. Так как, дополнительное образование– это создание условий для развития личности с учётом её индивидуальных особенностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов. Оно является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Кроме того, дополнительное образование детей позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни и др.

Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования. Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения.

В нашем детском саду ведется кружковая работа по разным направлениям:

  • «Домисолька» – студия эстрадной песни;
  • «Волшебная кисточка» по развитию изобразительного творчества;
  • «Микки-Маус и его друзья» по изучению английского языка»;
  • «Гульчечек»-театральныйна татарском языке;
  • «Са-фи-дансе» – танцевально-игровая гимнастика;
  • «Почемучки» по развитию и коррекции эмоциональной сферы;
  • «Умники и умницы» по развитию творческих и умственных способностей.

В работе кружка «Умники и умницы» я взяла за основу комплексную программу культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мир вокруг нас» Поповой Т.И.Эта программа разработана в соответствии с основными положениями Закона об образовании. Ее теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания (Л. Венгер, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин и др.).

Изучив программу С.А. Козловой «Я – человек», пособия Ивановой А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек», М.Р. Григорьевой «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками»и объединив их, составила свою программу по пробуждению познавательной деятельности, образного, творческого мышления, развитию умственных способностей, формированию эмоционально-волевой сферы личности, воспитанию экологического сознания, нравственного отношения к миру. Знакомясь с обитателями всех сфер окружающего мира: космоса, природных стихий, мира животных и людей, дети подводятся к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что живут на уникальной планете.Они получают возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире. Обращая внимание на самого себя, свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, дети учатся оценивать и ценить себя, создаются предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.

Основная цель программы: учить детей видеть, чувствовать, исследовать красоту мира и человеческих отношений, свободно и осознанно совершенствовать свои коммуникативные и творческие способности.

Задачи программы:

  • Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;
  • Формировать сознательное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни;
  • Формировать мотивацию учения;
  • Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • Развивать коммуникативные навыки и эмоционально – волевую сферу личности;
  • Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение;
  • Развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
  • Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к миру;
  • Воспитывать экологическое, нравственное и эстетическое отношение к миру.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, состоит из занятий, которые рекомендуются проводить 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество в группе 10-12 человек. Вся программа состоит из 4 разделов, каждый включает в себя несколько тем.

Все разделы содержат научно-информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений.

I Раздел: Вводный

Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, помочь детям осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что они уникальны и неповторимы.

Включает всебя такие темы, как: Давайте познакомимся, Я + ТЫ = МЫ, Шаг навстречу, Дружба крепкая не сломается.

II Раздел: «Что нас окружает в мире»

Цель: развивать познавательную сферу ребенка, пробудить познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности. Развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать, выражать свое состояние, отношение к миру через искусство в творческой деятельности.

Включает всебя такие темы, как: Космос и человек, Звезды и созвездия, Природные стихии, Планеты солнечной системы и др.

III Раздел: «Что я знаю о себе»

Цель: обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.На основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Включает всебя такие темы, как: Мои помощники, Чем отличается мужской организм от женского, Скелет и кожа человека, Сердце и сосуды и др.

IV Раздел: «Путешествие по волшебной стране знаний»

Цель: развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение; произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию. Развивать речь, расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук.

Включает всебя такие темы, как: Город мастеров, Школа умников и умничек, Школа арифметики, Мастерицы-кружевницы.

Методы, используемые на занятиях:

  • Беседа;
  • Чтение сказок, загадывание загадок;
  • Релаксация;
  • Рисование;
  • Игра-моделирование;
  • Прослушивание музыкально-звуковых картин;
  • Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, на развитие коммуникативных навыков, тренинги, развивающие и др.;
  • Наблюдение;
  • Опыты;
  • Эксперименты.

Основная литература:

  1. Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщения ребенка к социальному миру – М.: «Линка-Пресс», 2000.
  4. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В., Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Попова Т.И. Мир вокруг нас – М.: «Линка-Пресс», 1998.

Adblock
detector