В уголок экспериментирования в группе детского сада

Уголок экспериментирования в детском саду.

В формировании логического мышления ребенка дошкольного возраста важным видится развитие эмпирического, чувственного познания мира. Задача эта особо интересна тем, что ребенок по своей природе любознателен и открыт для новых впечатлений. Уголок экспериментирования в детском саду позволит применить такие методы эмпирического познания, как наблюдение, измерение, сравнение, и, собственно, сам эксперимент.

Материалы в уголке можно разделить на типы по способу применения:

  1. Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;
  2. Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
  3. Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»). Не забудьте красочно и в доступной для детей форме оформить алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.

Типы заданий и сопутствующих материалов в уголке экспериментирования в детском саду в разных возрастных группах

Уголок экспериментирования в младшей группе

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста.

Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами.

Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком?), попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики.

Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой.

Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т.п.

Уголок экспериментирования в средней группе

Экспериментальный уголок в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений.

Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группе

Для детей старшего дошкольного возраста уголок экспериментирования в ДОУ стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл!). С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком.

Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов.

Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Уголок экспериментирования в детском саду весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

Уголок экспериментирования. Развивающая среда в ДОУ.

Марина Ганина
Уголок экспериментирования. Развивающая среда в ДОУ

Уголок экспериментирования «Почемучки».

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в нашем детском саде в, так называемом уголке экспериментирования.

Содержание и оформление уголка экспериментирования в детском саду

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования я использовала различный материал и приборы, а именно:

• приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, воронки, сито, свечи, зеркала, песочные часы, фонарик, счеты, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;

• также цветная, наждачная, копировальная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;

• клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;

• пищевые красители, гуашь, пластилин;




• природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

• некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, фасоль, также семена растений;

• тематические пособия, книги обучающего характера;

• для старшей группы в уголке помещаны схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

• приборы для проведения опытов с малышами в центре «Вода-песок»: резиновые и пластмассовые игрушки, пенопласт, деревянные кубики, лейки, сачки, ситечки, совочки, формочки;

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ. Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.


Развивающая среда для детского экспериментирования Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители. Сегодня я хочу рассказать вам об экспериментальной деятельности, которая ведётся в этом учебном.


Развивающая среда в ДОУ ГРУППЫ. Группа «Радуга»- разнообразие цветовой гаммы. В основе композиций лежит цветовая гамма радуги : красный оранжевый,желтый,зеленый,.


Образовательная среда в ДОУ. Центр экологии и экспериментирования Задачи: 1. Развитие первичных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. 2. Умение обследовать.


Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС. Центр природы и экспериментирования Центр природы и экспериментирования Уголок опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления.


Предметно-развивающая среда уголок «Природы» Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребенка. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна.


Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок безопасности в старшей группе детского сада. Здравствуйте,уважаемые коллеги! В нашем детском саду принято каждый год проводить конкурсы «Лучшей предметно-развивающей среды в ДОУ» В.


Развивающая среда ДОУ. Уголок безопасности. Перечень наглядных и дидактических материалов по ПДД и безопасности в быту Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию уголок безопасности нашей группы. В нашем уголке имеется набор дорожных.


Развивающая среда группы. Уголок чтения Проработав в детском саду не один год, я поняла, что лучшее и наиболее используемое в работе — это то, что придумано и сделано.


Развивающая среда. Книжный уголок в средней группе. Верхоломова Наталья. Развивающая среда. Книжный уголок в средней группе. Хочу представить вашему вниманию книжный уголок в средней группе.


Театрализованный уголок (предметно-развивающая среда в группе) Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Предлагаю посмотреть театрализованный уголок.

Оборудование экспериментального уголка.

В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, свойствах воздуха, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т.д. Немаловажную роль играет оборудование экспериментального уголка, его доступность и безопасность.

Уголок экспериментирования в старшей группе

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребёнок может закрепить в экспериментальном уголке. Что же в нём должно быть? Давайте разберемся.

Оборудование экспериментального уголка

  • Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, ёмкости для воды и т.д. (не забывайте о технике безопасности — никаких стеклянных баночек и стаканчиков). Если вы решили знакомить детей со свойствами стекла — под вашим присмотром, то не храните его в уголке экспериментирования.
  • Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками. Всё, что интересует детей в данный момент. На крышках банок можно нарисовать символы, придуманные детьми для обозначения материала.

  • Коллекция разных видов бумаги и ткани.
  • Разные магниты и железные предметы.
  • Фонарики разных форм и размеров.
  • Увеличительные стекла разных размеров (их должно хватить на каждого участника эксперимента).
  • Бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д.
  • Пищевые красители.
  • Пипетки, клизмы, термометры для воды, электронные термометры для тела.
  • Шприцы без игр, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки.
  • Воздушные шарики, ленточки и т.д для определения направления ветра.
  • Мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито, воронки.
  • Формочки для льда.
  • Наборы полотенец, клеёнчатых фартуков, косынок, салфеток бумажных и фланелевых, а так же клеёнок для стола или одноразовых скатертей.
    • Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов.
    • Журнал зарисовок опытов детьми.
    • Литература и энциклопедии по теме.
    • Различные часы (песочные на разное время), календари, секундомер и компас.
    • Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль.
    • Набор различных зеркал (каждое в своей коробочке).
    • И всякие разные предметы, необходимые для проведения конкретных опытов.

    Не забывайте о сменяемости оборудования в уголке. Если вы изучаете свойства магнита, то в уголке представлены материалы для игр и экспериментов с магнитами. Другие материалы на время можно убрать.

    Не оставляйте вопросы детей без ответов, старайтесь вместе выяснить что, как и почему происходит. Устраивайте недели науки как минимум 2 раза в год. Возможно вам пригодится планирование тематических недель «Зимняя лаборатория» и «Научные открытия» для старших дошкольников.

    Adblock
    detector