Виды кружков в детском саду

Какие можно взять темы кружковых работ в детском саду?.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все читатели, кто заглянул на страницы моего блога! С вами Татьяна Сухих и мне очень давно хотелось поговорить с вами о том, как разнообразить работу с детьми в средней группе ДОУ? Несомненно, темы кружковых работ в детском саду можно выбрать любые, как и направления развития для детей.

Конструируем играючи

Но порой хочется чего-нибудь новенького или фантазия дает сбой. Ведь придумать тематику – мало, каждое занятие должно развивать ребенка по всему направлениям: творчество, моторика, физическое воспитание, логика, развитие памяти, а для средней группы детей в детском саду еще и элементарные навыки подготовки к школе. Поэтому – «Да!», помощь извне всегда придется, кстати, и я на страницах моего блога постараюсь ответить на вопрос, какую можно взять тему для кружковой работы в детском дошкольном учреждении?

По традиции в начале своих публикаций я всегда рекомендую полезную литературу. В нашем случае хотелось бы отметить весьма актуальный для современного подрастающего поколения комплект, куда входит книга и диск от автора Мельникова О.В. – «Лего-конструирование» . Данное пособие разработано с учетом требований ФГОС и пригодится не только педагогам средней группы в ДОУ, но и воспитателям в старшей группе, младших школьников и, конечно, родителям.

При этом нередко можно услышать мнение, что проектирование из деталей «Лего» присуще мальчишкам. Это не правда! Маленькие «принцессы» тоже с превеликим удовольствием фантазируют, выстраивают дома для своих кукол или автомобили, или целые проекты улиц города по технологии конструирования.

Польза от игры с конструктором

В данном случае я могу назвать, как минимум 7 полезных навыков, которые ребенок получает, играя с конструктором:

  • Игры с геометрическими фигурами «Лего» малыши улучшают моторику, координацию движений. Ведь порой дошкольники средней группы придумывают очень сложные конструкции башен или мостов и чтобы довести свой проект до конца им приходится быть аккуратными, внимательно следить за движениями рук и тела, в общем.
  • Воспитатель или педагог может обращать внимание кружковой работы на темы о законах физики, которые срабатывают во время строительства. Например, сила притяжения или равновесие.
  • Используя схематические картинки, ребенку приходится регулярно сопоставлять свою работу, с тем, что изображено на схеме. Тем самым он улучшает свое внимание, усидчивость, пространственное мышление и память. Такие занятия полезны не только в средней группе детей ДОУ, но и в старшей группе.
  • А вот когда дошкольник перестает пользоваться вспомогательными рисунками и строит проекты на собственное усмотрение – включается фантазия, воображение, образное мышление.
  • Дети в первой мл.гр. или во 2 младшей группе детского сада, играя в конструктор, отлично запоминают цвета, названия геометрических фигур, улучшают тактильную память, а также получают понятие о разных видах строений или транспорта.
  • Развитие мелкой моторики при игре с конструктором – это один из самых главных плюсов подобных занятий.
  • И наконец, конструирование – это веселое и увлекательное занятие, которое всегда займет детей в детском саду или дома!

Окружающий мир

Это понятие весьма обширное, я бы сказала безграничное. Темы кружковой работы могут быть о природе, животном мире, предметах домашнего быта, городских строениях – да обо всем, чем угодно, что окружает ребенка. Он познает эту неизведанную тему с самого рождения, когда еще не умеет ходить или ползать. Ведь вы замечали, как новорожденный малыш порой внимательно рассматривает свою кроватку и принадлежности, идущие к ней.

Во время прогулки он сосредоточенно изучает окружающие звуки и сменяемые виды из окошка своей коляски. По мере подрастания ребенка мамы и папы, а также воспитатели в ДОУ начинают вкладывать другую информацию в подсознание дошкольника и чем тщательней мы это делаем, тем соответственно, эрудированей растет ребенок. Что, между прочим, очень сильно проявляется во время обучения в школе.

В последствие можно воспользоваться пособием «Окружающий мир. Проверка уровня сформированности предметных умений и УУД» . Ряд тестов помогут понять педагогам или родителям уровень развития логического мышления, навыков, предметных умений и нацеленности на результат своего воспитанника. Данной литературой можно воспользоваться воспитателям старшей группы детского сада и педагогам в школе.

Развиваем творческие навыки

Рисование, лепка или аппликации всегда вызывают интерес у малышей в первой мл.гр, даже самых неусидчивых. Именно поэтому упражнения с творческим уклоном можно включать в любую из тем развивающих занятий в детском саду. Изучая животный мир, детям можно предложить вылепить из пластилина слона и после этого они точно будут знать, что он большой, ходит на четырех ногах, имеет серую окраску и длинный нос – хобот.

Изучая навыки рисования карандашом или красками, параллельно дети всегда могут запоминать времена года, если рисуют осень или зиму, весну или лето. Ведь нарисовать можно все, что угодно, все, что нас окружает. А тем самым у ребенка во 2 младшей группе формируется образное мышление, разрабатываются ручки – готовятся к предстоящему письму, развивается фантазия, память и между прочим логика.

А для того, чтобы правильно спланировать воспитателю творческие занятия в детском саду, можно воспользоваться методическими рекомендациями Комаровой Т.С. Пособие «Детское художественное творчество для занятий с детьми 2-7 лет» не только предлагает всевозможные виды деятельности в соответствии с ФГОС, но и поможет сформировать цикл предстоящих занятий.

В помощь педагогам в ДОУ также пригодится книга о художественно-эстетическом развитие детей 5-7 лет, то есть в подготовительной группе, включающая программы, планирование, а также интегрированные занятия . Данное пособие предлагает не просто привычные темы для творческих упражнений, но и нестандартные подходы к изобразительному искусству, а также отвечает на вопрос, как настроить своих воспитанников позитивно, улучшая тем самым психологическое и физическое здоровье.

Готовимся к школе

Конечно же, еще одной из главных задач педагога, подготовить дошкольников к предстоящему обучению: выучить цифры, буквы, развить речь малыша. Но подобная задача усложняется, если у ребенка подготовительной группы присутствуют тяжелые нарушения речи и в этом случае без помощи специалистов воспитателю не обойтись.

Автор Горбушина С.Б. предлагает отличное пособие «Подготовка руки ребенка к письму» по технологии лексических тем, улучшающее пальцевую моторику, формирующее графомоторные навыки у старших дошкольников. То есть рабочая тетрадь не просто учит детей выстраивать графики, но и помогает развить мышление, выполнять задания, актуализируя словарь по каждой лексической теме.

Ну и не стоит забывать, что помимо полезной литературы с готовыми занятиями, развивающими наших воспитанников в детском саду, педагогам и самим порой не помешает подучиться чему-то новому. И в этом случае я всегда предлагаю своим коллегам всевозможные тренинги и курсы по повышению квалификации .

Ведь образовательная программа меняется не по дням, а по часам. Только напишешь план согласно одних стандартов, как уже добавляется что-то новое. Поэтому, уважаемые коллеги, присоединяйтесь к нашему дружному коллективу «учащихся учителей»!

На этом я, Татьяна Сухих, завершаю свою публикацию и надеюсь, что она обязательно придется моим читателям в помощь. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать сюда своих друзей. До новых встреч и новых тем!

Особенности организации кружковой деятельности с дошкольниками.

Акимова Елена Николаевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Сказка»

446208, Россия, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Миронова, д. 21 «в»

должны быть задействованы

ум, сердце и руки ребенка»

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая деятельность в детском саду давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий.

Кружковая деятельность в дошкольном учреждении дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности и каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Приобщение детей к творческой деятельности в кружках, студиях способствует развитию у них качеств творческой личности, умственной активности, смекалки, изобретательности.

Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка. Содержание, формы организации, методы и приемы педагоги выбирают самостоятельно, рассматривая кружок или студию как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития.

Учитывая интересы дошкольников и запросов родителей детский сад может выбрать следующие направления:

художественно – эстетическое развитие (кружки, студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах).

физическое развитие (гимнастика , ритмика, спортивные игры, танцы …).

познавательное развитие (развивающие игры, шахматы…).

раннее развитие (сенсорное развитие, развитие логики…).

Организуя кружковую работу следует учитывать:

• интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секции, студии;

• возрастные особенности детей;

• необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания кружковой работы именно на ее основе;

• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

• нормы нагрузки на ребенка.

Наш детский сад «Сказка» осуществляет занятия детей в кружках. Интересные занятия, мероприятия помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, а родителям увидеть успехи детей и сферу будущих интересов.

В качестве примера расскажу об организации кружковой работы «Азбука творчества» с младшими дошкольниками 3 – 4 лет средствами изобразительного искусства.

Прием детей в кружок осуществляется на основе интересов и способностей самих дошкольников и желания их родителей. Срок обучения – 1 год. Занятия проходят по подгруппам (10 – 12 человек) два раза в неделю во второй половине дня.

Целью работы кружка является совершенствование изобразительных навыков, с использованием различных техник и жанров изобразительного искусства для развития творческого потенциала.

— учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, аппликации;

— переводить детей от рисования – подражания к самостоятельному творчеству;

— создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов;

— вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

— интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Для эффективного развития творческой деятельности детей созданы все необходимые условия для занятий

— в группе есть «центр творчества»;

— подобраны все необходимые материалы, инструмент;

— систематизирован литературный материал (стихи, пословицы…);

— собрана картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе;

— составлена фонотека музыкальных произведений;

— подобраны развивающие и подвижные игры.

Планирование работы кружка «Азбука творчества» по блочно-тематическому принципу, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников: «Мы художниками стали», «Осенние фантазии», «В гостях у сказки», «Зимушка-зима», «Наш город», «Цветы бывают разные», «Весенняя капель», «Филимоновские игрушки», «Младшие друзья», «Зеленое царство», «Фантазии из цветных ладошек и фантиков».

Основная форма организации детей – интегрированные и комплексные занятия, в которые включены рассматривание картин, иллюстраций детских советских художников (Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, Е.И. Чарушина, Ю.Д. Коровина…), беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки, выполнение творческих заданий. Через игру, игровые ситуации дети побуждаются к художественно-творческой деятельности.

Используются активные методы обучения:

* выполнение творческих заданий;

* экспериментировали с изобразительными материалами.

Разработан целый цикл игр и художественных занятий с природным материалом, дарами природы.

Большое внимание уделяется коллективному творчеству (композиции, панно, коллажи), что в этом возрасте важно, увлекательное сотворчество детей с педагогом и друг с другом.

У детей развивается способность действовать сообща. Воспитатель со своей стороны, имеет хорошую возможность понаблюдать за детьми, выявить особенности каждого ребенка. А педагогу предоставляется прекрасная возможность поучаствовать в создании коллективной композиции на равнее с детьми.

Все занятия взаимосвязаны, содержательны, выстроены на близкой и любимой детьми тематике и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой форме.

В работу кружка «Азбука творчества» вовлекаются и родители. Организую совместные занятия для детей и их родителей. На практике родители видят, каких результатов добились их дети, а так же приобретают знания, необходимые для развития их способностей в семье.

Результаты мониторинга показывают, что результаты способностей детей (на начало и конец года) возросло на 17%.

В течение года работами детей совместно с педагогами, родителями оформляются выставки в групповой комнате, музыкальном зале, фойе детского сада.

Они имеют особое значение: дети очень радуются результатом своего труда и ощущают его важность, воспитывается художественный вкус.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личностного и интеллектуального развития, она усиливает, обогащает реализацию в дошкольном учреждении основную образовательную программу.

  • О.А. Малик Занятия по аппликации с дошкольниками: развиваем самостоятельность — М.: ТЦ Сфера, 2009
  • Журнал «Цветной мир» – изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе — М.: «Карапуз»-Дидактика», 2009
  • И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа — М.: Карапуз-Дидактика, 2008
  • И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени- М.: Издательский дом «Карапуз», 2009 – 192с.
  • Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/Под ред. А.А. Грибовской – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192с.

Организация кружковой деятельности в ДОУ.

Столичный учебный центр
г. Москва

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми

Adblock
detector