Живой уголок в садике

Живой уголок в детском саду.

Живой уголок в детском саду – довольно распространенное явление. Узнав о том, что живой уголок в детском саду есть, дети очень радуются: попробуйте найти ребенка, который бы не любил наблюдать за рыбками в аквариуме или слушать разговоры попугаев. В отличие от детей, родители более скептичны и часто задаются вопросом: правомерен ли живой уголок в детском саду, ведь перья птиц, шерсть животных, пыльца растений – одни из наиболее часто встречающихся аллергенов, и как бы не получилось так, что вместе с радостью от общения с флорой и фауной ребенок не заработал себе аллергию.

В этой статье мы расскажем про живой уголок в детском саду: аспекты его организации, его обитателей, правила поведения ребенка в живом уголке.

Правила организации живого уголка в детском саду

Живой уголок в детском саду должен быть организован согласно пункту 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010), а это значит, что

  • Растения и животные должны быть безопасны.
  • Живой уголок в детском саду не должен включать в себя агрессивных или непредсказуемых в поведении животных, колючих и ядовитых растений.
  • Бродячие животные в уголке исключены.

Кроме этого, список растений, которые запрещены, можно дополнительно изучить в «Гигиенических требованиях безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011. Среди запрещенных экспонатов можно встретить, например, широко используемую в обиходе петрушку.

Живой уголок в детском саду организуется только с разрешения ветеринарного надзора, который ставит экспонаты на учет, отмечает своевременность прививок, сделанных животным, консультирует по необходимым гигиеническим процедурам. На практике в идеале все должно выглядеть следующим образом: за дошкольным учреждением закрепляется ветеринар, который дает рекомендации по подбору животных, птиц, рыб отдельно для каждой группы. Предварительно с каждым из родителей медперсонал ДОУ проводит индивидуальную беседу, в которой узнает противопоказания у детей, предрасположенность к аллергии.

Уголок находится на попечении сотрудников ДОУ: дети не должны осуществлять уход за питомцами и растениями. Единственное – они могут помогать, например, поливать растения. Для этого родительский комитет закупает маленькие леечки, маркирует для каждого ребенка. В уход за растениями можно внести и соревновательный элемент: каждый из детей отвечает за свое растение и в конце года подводятся итоги, кто лучше справился с задачей.

В отличие от растений, живой уголок в детском саду с аквариумами, животными и птицами запрещено организовывать в групповой.

Живой уголок в детском саду – это настоящий мини-зоосад. Комната должна быть специально оборудована, к ней должны быть подведены горячая и холодная вода, организована канализация, корм и инвентарь должны быть разложены по стеллажам, не доступным для детей.

Обитатели живого уголка

Живой уголок в детском саду – важная ступенька в воспитании детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями, знакомятся с видами флоры и фауны, находят различия. Важно, чтобы «каждой твари было по паре» — чтобы дети воотчию могли находить общие черты и индивидуальные различия.

Объекты в уголке размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно к ним подходить и рассматривать. Как правило, живой уголок в детском саду населяют рыбы, птицы, млекопитающие.

Типичные обитатели зооуголка:

  • Рыбы: меченосцы, гуппи, сомики, данио, золотые рыбки, барбусы.
  • Птицы: волнистые попугайчики и канарейки.
  • Млекопитающие: хомячки, морские свинки, крысы, кролики.

Особенности оформления живого уголка для разных возрастных групп

Живой уголок в детском саду, организованный для младшей и старшей групп, отличается. Объясняется это степенью развития детей и их потребностью в получении новых знаний.

Живой уголок в детском саду для младшей группы – это яркие тропические рыбки и пестрые попугайчики. Детей привлекает яркий раскрас и они готовы любоваться на питомцев хоть часами. Пока общение с животными проходит на довольно примитивном уровне: детям рассказывают про обитателей уголка, изредка разрешая их покормить. В качестве дополнительных заданий загадываются загадки, в занятия в детском саду воспитатели включают сказки, в которых задействованы жители уголка. Детям могут предложить придумать клички для питомцев, сделать поделку с изображением любимчика из уголка.

Живой уголок в детском саду, организованный для старшей группы, выглядит несколько иначе. Здесь уже можно встретить млекопитающих, рыбки не обязательно должны быть пестрыми. Уход за обитателями живого уголка становится более сложным, дети получают новые навыки: как менять подстилку, воду в поилке, купать животных, выращивать потомство. Знания детей закрепляют просмотром познавательных фильмов и диафильмов.

Автор — Даниленко Мария.

Конспект «Живой уголок в детском саду».

Конспект

«Живой уголок в детском саду»

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Растения должны быть похожи на дерево, траву; неприхотливыми, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус). Всего 4-5 видов по 2-3 экземпляра. Дети могут поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно протирать широкие листья влажной тряпочкой.

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Самый распространенный в дошкольных учреждениях — аквариум с рыбками. Аквариум — это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдение за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать (только) черепах — болотную и степную. Из многочисленного и разнообразного по составу млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов — хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимися частям тела, характеру движения, издаваемым звукам. Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жучками и бабочками, вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они, начиная, с весны и до поздней осени.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые).

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей.

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Живой уголок в детском саду.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

птицы учат пению, паучок терпению,

пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Живой уголок – это частичка природы в детском саду №172 г. Тюмени. Постоянное общение с живой природой, проведение наблюдений и опытов, забота о животных и выращивание растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность, прививают любовь к природе.

Труд и наблюдения в зимнем саду мы организуем в течение всего учебного года. Систематическая работа в зимнем саду решает многие задачи экологического образования, а так же помогает активизировать познавательную, речевую, трудовую сферы деятельности наших воспитанников.

Растения в зимнем саду являются ценным дидактическим материалом при организации образовательной деятельности с детьми.

В большом аквариуме живут рыбки. Наблюдения за рыбками разнообразны, а уход за ними вполне доступен детям (кормить, менять воду).

Постоянными жителями зимнего сада являются птицы. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за попугаями, кормят их, следят за чистотой клеток вместе с воспитателями. Труд по уходу за птицами формирует у ребят бережное отношение к ним, а также активизирует словарный запас.

Большую радость детям приносит общение с кроликом, которого зовут Черныш. Ребята с удовольствием наблюдают за повадками этого забавного зверя, кормят его.

В просторной клетке живёт морская свинка по имени Тоша, ему скучно без общения. Поэтому мы с детьми устраиваем для него разнообразные развлечения — даём мячик, мастерим лабиринты из бумаги. Ребятам нравится брать его на руки и кормить с ладошки.

Так же в зимнем саду живут сухопутные и водяные черепахи. Дети понимают, что правильный уход за черепахами невозможен без поддержания чистоты среды обитания (террариумов) и личной гигиены животного. Ребята не забывают мыть поилку для черепахи и ежедневно менять питьевую воду.

Наши дети очень положительно реагируют на встречу с прекрасным, их лица расцветают, глаза начинают светиться, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда им дают погладить черепаху, покормить рыбок. Живой уголок для многих детей остаётся единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее, уважительно относиться к окружающей среде Родного края.

Материал подготовила: Порядкова Оксана Петровна, воспитатель МАДОУ детского сада №172 г. Тюмени.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Adblock
detector