Экологический уголок в доу своими руками

Уголок природы в детском саду.

Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Экологические уголки.

Конкурс «Экологические уголки в дошкольном учреждении».

2 февраля в нашем детском саду прошёл конкурс экологических уголков. В нём приняли участие педагоги всех возрастных групп. Работа проведена большая: систематизированы готовые материалы, в соответствии с требованиями программы и возраста детей воспитатели дополнили и разнообразили развивающую среду по экологии в группе. Каждый педагог творчески подошёл к подготовке к конкурсу, поэтому у каждого много интересного и разнообразного материала, которым можно поделиться с воспитателями дошкольного учреждения.

Конкурс проводился в двух номинациях:

«Экологический уголок младших групп детского сада»,

«Экологический уголок старших групп детского сада»,

потому что программные задачи этих групп отличаются и поэтому в старших группах развивающая среда должна быть более насыщенной.

Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.

Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. В некоторых садах отмечали, что быстро проходит адаптация вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон.

В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
  • Безопасность

Зона релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам Растения одной климатической обладают сходными приспособлениями к условиям среды. Так, например, у растений пустыни видоизмененные листья – колючки; у растений тропиков глянцевые плотные листья с прорезями и отверстиями. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы — сказочные персонажи и технический комплекс.

Также в уголке природы можно содержать морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков и канареек, аквариумных рыбок. Тогда дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Вместе с взрослым устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. Так детей подводят к пониманию: человек – часть природы.

Организуя деятельность по уходу за растениями и животными, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В экологической комнате можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Оформление экологического кабинета должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы. При таком оформлении экологический класс может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

Оборудование и материалы

Примеры коллекций

1. Коллекции “Летающих семян”

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. В дошкольных образовательных учреждениях, в которых организованы лаборатории отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории.

Под лаборатории нужно отводить помещения с краном и раковиной. Это позволяет детям мыть руки сразу после занятий. Также, в зависимости от размера помещения можно разместить столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования материалов. На подоконниках можно поместить ящики с растениями для наблюдений.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.

В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” — аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.

“Прозрачный горшок” — стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Экологическая комната и лаборатория природы можно совместить в одной комнате, если площадь и условия комнаты позволяют делать это. Так организована работа в детском саду № 16 “Сказка” города Азнакаево. Педагоги ДОУ работают по программе “Детство”, а в этой программе экологическому воспитанию дошкольников посвящен раздел “Ребенок открывает мир природы”. Организуя развивающую предметную среду, педколлектив МДОУ № 16 решил одну из важнейших задач экологического воспитания и образования. В этой методической разработке мной указан опыт данного дошкольного учреждения по созданию экологической комнаты и лаборатории.

Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но Комната природы одна, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми ДОУ. Поэтому особое внимание нужно обратить на преемственность между экологической Комнатой и Уголком природы группы. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Уголок природы в детском саду.

Всем известно, какое важное место занимает во взрослении достойной личности экологическое воспитание. И первый шаг на этом пути — уголок природы в детском саду, где малыши получают свои первые знания о живом мире. Там же они впервые пробуют свои силы, выполняя некоторые несложные работы по уходу за растениями или живыми существами. Всё это называется общением с природой.

Растения в живом уголке

Уголок природы в детском саду обязательно должен включать в себя растения. Это могут быть и многолетние домашние цветы, и даже лук, высаженный на зелень в землю или стаканчик с водой. Но не рекомендуется держать в группе, где находятся малыши, кактусы и ядовитые растения – во избежание неприятностей, ведь уследить за детьми бывает довольно сложно. Хорошо для детей старшей группы организовать также занятия не только по уходу за уже растущими растениями, но и учить их сажать семена в землю, наблюдать за первыми ростками, ежедневно отмечать изменения в них.

Аквариумы и террариумы

В живой уголок в детском саду можно поставить аквариум с живыми рыбками, лягушками или водяными черепахами. Также радуют малышей наблюдения за пресмыкающимися, которых держат в специальных прозрачных террариумах. Однако в этих случаях следует соблюдать определённые меры предосторожности. Лучше всего уголок природы в детском саду, если он оборудован аквариумами или террариумами, огородить специальным заборчиком из пластика, которые сегодня в большом количестве продают в магазинах. Они бывают ярких цветов, высотой около полуметра, поэтому даже украсят помещение группы, удачно вписываясь в его интерьер. Можно также использовать аквариумы и террариумы, изготовленные из небьющегося материала: оргстекла, прозрачного пластика.

Животные в живом уголке

Часто в группе помещают клетки с кроликами, морскими свинками, хомячками, черепахами, птицами и другими некрупными питомцами. Но подходить к выбору животных следует с большой осторожностью, ведь у некоторых малышей может быть аллергия на шерсть и пух. Поэтому перед тем как принимать такое решение, рекомендуется провести родительское собрание с целью выявления противопоказаний у детей.

Макеты, альбомы, рисунки о природе

Очень важно сделать уголок природы в детском саду красивым и привлекательным. Желательно, чтобы участие в его создании принимали сами малыши. Это могут быть и выставки детских рисунков, и гербарии, собранные малышами вместе с родителями, и коллекции минералов. Взрослые могут составить со своими отпрысками альбомы загадок о природе с картинками, сделать из природных и подручных материалов, а также игрушек, изображающих животных, макеты лесной полянки и деревенского двора, где каждое домашнее животное имеет своё собственное место. Так как оформить уголок природы в детском саду следует таким образом, чтобы он «работал», был функциональным, то макеты лучше всего делать не стационарными, а свободно разбирающимися. Пусть малыши «задают» животным корм, «чистят» стойла, выпускают скот на прогулку, а вечером загоняют в помещения. Эти действия способствуют развитию в малышах ответственности и чувству долга, закладывают понимание того, что домашние животные требуют постоянного ухода со стороны их хозяев.

Принципы создания экологического уголка в детском саду.

Принципы создания экологического уголка в детском саду. Наличие растений и животных; Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.); Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода; Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых); Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными; Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы; Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Слайд 11 из презентации «Экологическое просвещение педагогов»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Экологическое просвещение педагогов.pptx» можно в zip-архиве размером 579 КБ.

Похожие презентации

«Пути решения экологических проблем» — Сбросы с городских очистных сооружений – до 60% Промышленные сбросы. Традиционная энергетика: Рефтинская ГРЭС Металлургическое производство. Основу промышленности и экономики Свердловской области составляют металлургия и машиностроение: Атмосферы. Инструменты реализации: законодательные. средняя продолжительность жизни населения Германии (2009 г.).

«Экологический район» — Глобальные экологические проблемы. Опустынивание. Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Озера каторые вылевабт свою воду: Сырдария и Амудария. Сокращение биоразнообразия. Каспийское море. Локальные экологические проблемы.

«Классный уголок» — Результаты: Классный уголок, как инструмент тьюторского сопровождения познавательного интереса ребенка. Требования: Государственная символика РФ. Требования. Цель: Права членов коллектива. 13. Каждая рубрика классного уголка должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Задачи: Структура классного уголка.

«Глобальные экологические проблемы» — Что такое глобальные проблемы? Изменение климата неминуемо сказывается и на уровне Мирового океана. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Проблемы природно-экономического характера. Загрязнение почвы. Растительные органические остатки. В последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение азонового слоя.

«Уголок природы» — Какие листья? Комнатные цветы Фиалка Традесканция. Как можно вырастить комнатное растение? Для чего создают уголок природы? Человек может защитить растения и животных от вымирания. Какие цветки? Практическая работа. Наш уголок природы. Комнатные цветы. Сделаем вывод. Какую работу выполняют плавники и хвост?

«Экологические игры» — Мир растений. Мини- огород. Оценка результатов исследования: «Игра как метод экологического воспитания дошкольников». 2. Работа с детьми. Игра. Игры с правилами. Тропинка в природу. Цель исследования: В третьей — выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания. Имеют представления о законах природы.

Adblock
detector