Китайский садик своими руками

Создаем китайский сад на участке.

Сады Китая экзотичны по строению. Главная отличительная черта китайского сада – его естественность и соответствие местному ландшафту.

Древняя китайская поговорка гласит: «внутри сада есть еще сад». Поэтому огромное значение приобретает символика в растительности, водных объектах, рельефе, архитектурных сооружениях. Это могут быть изогнутые мостики, фонари из камня, зигзагообразные лестницы, беседки и пагоды. Планируя китайский сад, необходимо соблюдать принцип, при котором наблюдателю из любой точки открывается новый красивый вид.

Китайский сад невозможно представить без воды – тихих прудов или бурных источников, ручьев как символов перемен и вечного движения.

Создавая водоемы, в китайском саду не используют плитку для облицовки. Кроме того, избегают высоких берегов. Беседки строят таким образом, что создается впечатление, будто они «вырастают» из воды (за счет свай и постаментов).

Если невозможно создать настоящий водоем, можно заменить его иллюзией воды, например, создать сухой ручей. Для этого нужно нарисовать план сооружения на бумаге в масштабе, затем перенести его на местность. Далее снять дерн, дно устлать нетканым материалом. Сверху насыпать песок, затем – гальку (гравий). Русло и берега выложить крупными валунами. После этого ручей нужно оформить растениями. Подойдут можжевельники, сосны, рододендроны, из более низкорослых – очитки, верески и мхи. Если ручей больших размеров – можно перекинуть декоративный мостик и на каменистых осыпях установить фонари. Для совсем маленьких садов из полых бамбуковых палочек можно создать мини-водопад.

Этот непременный элемент китайского сада уравновешивает природные стихии дерева и воды. Правильно расположить камни – значит ввести пространство сада в космический круговорот энергии, через них сад становится миром в миниатюре.

Именно в китайских садах впервые создали искусственные горки из камней при минимальном количестве растений. И сегодня, создавая ландшафт в китайском стиле, нужно уделять внимание сооружениям из камней. Они должны быть натуральной фактуры, естественных цветов, обросшие мхами и лишайниками.

Растительность в китайском саду разнообразна и богата: плодовые и декоративные деревья и кустарники, многолетние и однолетние травы. В средней климатической зоне это – вишня, слива, абрикос, груша, клен, сосна, можжевельник, ива. Из кустарников наиболее уместны чубушник, дерен и барбарис. Среди травянистых многолетников лидирует пион.

Из злаков создают сад трав, который декоративен весь год. Сад злаков можно разместить по ходу садовой дорожки из камня, на газоне, хорошо он смотрится и возле водоема.

Пространство между высаженными растениями мульчируют крупно-зернистым песком, мелким гравием или галькой.

Традиционный китайский сад – искусство создания высшей гармонии.


Восточная культура имеет особую связь с природой, поэтому китайский сад – нечто большее, чем вариант дизайна. Это высокое искусство, способное не только приносить эстетическое удовольствие, но и побуждать к размышлениям и самосовершенствованию. Сад – это миниатюрный идеализированный мир, в котором человек взаимодействует с природой. Поскольку первичными в китайском искусстве являются визуальные образы, пространство в саду организовывают в гармоничный и неповторимый пейзаж, подобно иероглифу.

Традиционные составляющие сада в китайском стиле

С древних времен принцип устройства китайского сада основывается на взаимодействии ключевых элементов, которые несут в себе определенные символы.

Вода как основа сада

Вода – символ постоянного движения. Архитектурные конструкции в китайском саду всегда возводят так, чтобы наиболее выгодно обыграть их отражение в водоемах, а своеобразная форма крыши позволяет дождевым потокам красиво стекать вниз, образуя подобие водопадов. Так осуществляется некая связь неба с водной стихией. Помимо того, что водоемы в саду имеют эстетическую ценность, они всегда функциональны – их используют для полива и разведения рыбы.

Философия китайского сада в значительной мере опирается на учение об организации пространства и его энергетическом влиянии на человека – фэн-шуй. Поэтому, чтобы добиться максимально благоприятной циркуляции энергии в саду, водоем должен иметь плавные очертания, подобно природным скоплениям воды, и быть чистым всегда.

Искусство расположения камней

Камни в саду олицетворяют связь человека и космоса. Они обычно используются в виде групп из нескольких элементов, одиночных камней, насыпей в форме гор.

Камни традиционно подразделяют на типы, исходя из формы и особенностей внешнего вида (отверстия, «складки»). Отношение к камням в садовом искусстве Китая особое – они практически выступают живыми существами, а их расположению придается большое значение. Высокую ценность имеют камни с выемками от водного потока – считается, что они буквально ловят окружающее пространство. Такие экземпляры обычно выкладывают горкой по центру водоема. При этом они символизируют мужское начало «янь», а вода – женское «инь».

Интересно, что большие камни, расположенные отдельно от группы, часто ставят в перевернутом виде – согласно китайской философии, выйти за пределы обычного земного мира можно только увидев обратную сторону вещей. Иногда камни также несут в себе символику облака, таким образом, сад трактуется как проекция небесного мира.

Горы в китайском саду имеют причудливые формы и множество пещерок. Делают их из камней или сталактитов, в высоту возвышенности иногда достигают трех метров. Гора в искусстве Китая часто выступает некой оболочкой, в полостях которой обитают божества.

Отличительные черты малых архитектурных форм

Архитектурные элементы китайского сада являются полноправными составляющими композиции и включаются в проект на начальном этапе. Практически всегда сад в китайском стиле отграничен от остального пространства – обычно его окружают светлые высокие стены. Они могут быть как сплошными, так и иметь множество отверстий, создающих определенный ритм – «музыку» сада.

В классическом варианте сада учитывается не только пейзаж участка в целом, но и вид со всех возможных точек, в том числе из окон архитектурной конструкции. Примером особого мастерства считается сад сложной планировки, в котором буквально с каждым шагом открываются новые картины, каждая из которых является частью общей симфонии. В нем часто используют галереи и округлые мостики, которые «ведут» зрителя таким образом, что он может ощутить всю прелесть меняющихся видов.

Основным архитектурным объектом выступает павильон с пагодой, отражаемый водным зеркалом. Он зачастую имеет круглые проемы – эта форма символизирует Луну, которая в китайской культуре тесно связана с понятием бессмертия. В давние времена павильон являлся местом поэтического или живописного творчества. Около воды также располагают домики для проведения чайных церемоний или беседки, в конструкциях которых преобладает дерево.

Сдержанная эстетика садовой флоры

В традиционном китайском саду обычно нет травы – землю укрывает измельченный камень. Также в нем нет особого буйства красок и разнообразия растительности – его красота в сдержанности и тонких цветовых сочетаниях. Цветущие обитатели такого сада – почитаемые в Китае пионы, лотосы, орхидеи и хризантемы. Цветы часто располагают в горшках, что символизирует человеческий труд над природными дарами. К тому же, это позволяет легко менять композицию и поддерживать постоянное цветение.

Особое внимание стоит уделить карликовым деревьям, выращивание которых давно превратилось в настоящее искусство. Они предают пространству некую «театральность», втягивая зрителя в игру с масштабом. Также в китайской культуре пользуются уважением:

  • сосна, олицетворяющая духовную силу;
  • плакучая ива – символ мужского начала;
  • персиковое дерево, почитаемое небожителями;
  • бамбук – мощная защита от негативной энергии.

Самостоятельно сделать сад в китайском стиле нелегко, ведь это занятие с древних времен является уделом специально обученных мастеров. Однако, решившись на создание этого райского уголка, вы получите нечто большее, чем просто симпатичный садик, а именно – островок радости и гармонии, способный изменить к лучшему не только дачный участок, но и вас самих.

Этот симпатичный участок, который держит в тонусе семейный бюджет и все мышцы моего тела, благоустраивался не один . Далее

Сад в последнее время все чаще становится неотъемлемой частью каждого дачного или приусадебного участка и предметом особой . Далее

Вдохновляющие фото дизайна зимнего сада в доме – результат тщательного планирования и правильного подбора растений. Например, для . Далее

Прованс – это изысканный стиль милых французских деревушек, ставший за последние годы невероятно популярным во всем мире. . Далее

Любой вид восточного искусства обращен к эстетике аскетизма – его роскошь не в изобилии, а в тщательном . Далее

Ландшафтный дизайн садового участка – это возможность выразить свое «я» с помощью цветочных насаждений, рисунка дорожек и . Далее

Чтобы создать на своем участке земли пейзаж, который будет радовать глаз, мало наличия одних только инструментов, семян . Далее

Китайский садик своими руками.

Создать полноценный сад в китайском стиле с его глубинной философией на стандартном приусадебном участке – задача не из легких. Проблема даже не в размерах участка (умение создать перспективу из нескольких вариаций на тему природных ландшафтов на небольшой площади весьма ценится в Поднебесной) и не в соблюдении определенных правил. Главное – полюбить свое будущее творение всей душой, ибо китайский сад является отражением внутреннего мира своего создателя.

Сад в китайском стиле: вода как женское начало

Философия китайского сада предполагает наличие на его территории воплощений двух противоположных начал: женского «Инь» и мужского «Янь». Энергия Инь заключена в воде. Она дарит жизненные силы всему живому, поэтому водоемы в китайских садах и парках занимают одно из главных мест.

Поскольку композиция такого сада часто строится вокруг одного или нескольких центральных элементов, то именно таким элементом может стать искусственный пруд. Границы водоема не следует делать идеально ровными или обрамлять камнями, ракушечником, гравием. Все должно быть максимально естественным. Цветки лотоса, столь почитаемые китайцами, органично украсят водную гладь, а небольшой островок в центре пруда, увенчанный беседкой, будет символизировать гармонию и единение человека с природой.

Маленькие ручейки, искусственные водопады, выглядящие по возможности натурально, также прекрасно впишутся в концепцию китайского сада. Они несут не только философский смысл, но и выполняют декоративную функцию, разделяя пространство сада на различные участки: цветники и газоны, камни, олицетворяющие горы, дорожки и тропинки, свидетельствующие о присутствии человека.

Сад в китайском стиле: мужское начало в камнях

Камни необычной формы, с прожилками, отверстиями в большом почете у китайских садовников. Если обычные камни символизируют мужское начало, бессмертие и силу духа, то такие диковинки ассоциируются с пожилыми людьми. Расставив подобные «скалы» на своем участке, Вы отдадите дань уважения китайским традициям.

Китайский сад камней не похож на японский. Здесь нет усыпанных гравием дорожек, аккуратно разровненных или выложенных замысловатыми узорами. Валуны, булыжники и их «младшие собратья» должны располагаться максимально естественно, среди травы, растений, деревьев, вблизи водоемов. Допустимы альпийские горки, увитые буйной растительностью.

Цветы и другие растения в китайском саду

Высадка цветов в китайском саду подчиняется единому правилу: все цветущие сорта должны постепенно сменять друг друга, так чтобы пейзаж выглядел максимально привлекательным от ранней весны до поздней осени.

Сад в китайском стиле – это розовые кусты, цветущие зеленые шпалеры, сосна, пихта, гинкго, можжевельник. Некоторым деревьям и кустарникам модно придавать необычную форму при помощи садовых ножниц и других приспособлений. Живописно искривленные стволы, оригинально подстриженные кроны деревьев, которые при этом выглядят естественно (никакой геометрии!), минимум свободного места (травянистые газоны засажены цветами и кустарниками) и извилистые тропинки из песка, гравия или булыжников, — такая идиллия располагает к философским размышлениям и созерцанию.

Оформление сада в китайском стиле. Особенности и советы.


Китайский сад, где же искать его истоки? История возникновения китайского сада насчитывает более трех тысяч лет. Первые упоминания о нем датируются временем создания Великой китайской стены. Китайским садом именуются огромные сады правящей династии, которые были разбиты, дабы произвести впечатление, и более мелкие сады чиновников, деятелей культуры и искусства.

Первоначально это были участки с естественной природной средой. В первом веке их начинают окультуривать, придавать пейзажные композиции. Первый расцвет ландшафтного искусства пришелся на 10-12 века, второй период – это 13-14век, в это время был заложен парк-дворец Ихэюань, Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии и Императорский сад в Пекине, с этого момента центром сада и его основным атрибутом становится вода: озеро, пруд, водопад, фонтан, ручьи. Развитие садового искусства продолжалось вплоть до 19 века.

Окончательное разделение на императорские и частные сады завершилось в 6 веке.

Философия создания

Кратко о философии китайского сада можно сказать следующее: это единение двух противоположных начал, мужского и женского, находящихся в постоянном равновесии и противоборстве. Они гармонично дополняют друг друга, одно не сможет существовать без другого. Они различны по своей сути, но в тоже время едины.

Китайский сад – это сама естественность природы, ее первозданность.

В китайском ландшафтном стиле человек не противопоставляется природе, не вмешивается в ее развитие, а лишь поправляет, корректирует отдельные моменты. Он существует в единении с ней, особенно это заметно с приходом в Китай буддизма, в этот период человек пытается добиться совершенства души при помощи медитаций, и помогает ему в этом сад, он дает духовное единение с природной средой.

Полезно будет почитать:

Структура ландшафта

Основные элементы сада в китайском стиле не меняются веками: та же вода, те же камни, те же растения.

Олицетворение женского начала, важнейшее составляющее китайского сада. Тихая, ровная, спокойная гладь пруда или озера ассоциируется с умиротворенным спокойствием, и в то же время, глядя на ручей, водопад или струи фонтана понимаешь, что жизнь – это вечное движение вперед, несущее с собой перемены. Такие водоемы, как правило, имеют невысокие берега и являются центром садовой композиции. Если пруд или озеро имеют достаточно большую площадь, то на островке суши можно увидеть беседку в китайском стиле или павильон, издали кажется, что они будто поднимаются из воды.

Около водоема можно найти место для ветряной мельницы, которая считается в Китае символом достатка. Изготовить ее лучше из дерева и покрасить в красный цвет.

В противовес воде – мужское начало. В китайском саду можно увидеть как хаотические нагромождения из камней, этакие своеобразные горы, символ бессмертия, так и одиноко стоящие. В создании сада используются десятки их видов. Но особую ценность представляют глыбы, поднятые со дна морей. Их необычная форма вызывает восхищение, ими любуются, с ними разговаривают, их учатся слушать. Отдельная тема – бонсеки, необычные миниатюрные композиции из камней, размещенные на специальном столе-подставке или непосредственно на фоне стены.

Представляют собой тропы для прогулок, вымощенные твердым покрытием, в основном, галькой. Сама галька подбирается разных цветов и выкладывается в виде какого-либо рисунка или волн. Такие дорожки редко бывают строго прямых линий.



Без них сложно представить себе какой-либо сад. А при создании китайского сада действует принцип – красота весь год. Весна символизируется цветением вишни и сливы. Летом особый шарм придают кусты цветущей азалии. Осень приходит с красотой «горящих» кленов. В каждом саду обязательно присутствует сосна, долгоживущее и вечнозеленое растение, – символ благородства и бесконечности, на своем веку видящее множество поколений одной семьи. Особым уважением пользуются старые деревья, существующее не одно десятилетие. Старые или искусственно состаренные искривленные деревья – важный атрибут сада в китайском стиле. И, разумеется, нельзя забывать о бамбуке.

Сами цветы в таком саду встречаются нечасто, из наиболее популярных можно выделить древовидный пион, его еще именуют королем цветов, розу и шиповник, хризантемы, и, разумеется, лотос, символ чистоты и возвышенности.

Традиционно китайский сад не имеет как таковых газонов, вместо них почву покрывают злаки, кислица, хосты.

Бонсай – невысокое деревце, до 1 метра в высоту, также является неизменным атрибутом сада в китайском стиле, высаженное в контейнер и размещенное на подставке, он создает необычный эффект.

Говоря о саде в китайском стиле, не стоит забывать и о мостиках, перекинутых через пруд на даче. Они бывают различной формы: зигзагообразные, волнистые, горбатые, шаговые, одноуровневые и многоуровневые. Для их постройки используются всевозможные камни, дерево, бамбук.


  • Китайские фонарики.

Как же без них, округлая форма, красный цвет, материал – дерево, металл, стекло или бумага, размещенные на стенах или внутри беседки и павильона, они выполняют не только эстетическую функцию, но и выступают в роли освещения пространства.

  • Садовые окна.

Они являются небольшими проемами в садовых стенах, размещенные на уровне глаз. Могут быть как полые, и выполнять функцию рамы, так и иметь кованную или каменную решетку. Как правило, сквозь них можно разглядеть следующую часть китайского сада.

  • Лунные ворота.

Это проемы в стене различной конфигурации в человеческий рост. Стена выступает в роли разделителя садовых зон. Настоящий китайский сад обязан в своем оформлении иметь хотя бы одни лунные ворота.

Традиционный атрибут сада в китайском стиле, обычно имеют прямоугольную крышу китайской изогнутой формы, и различную декорацию, цвет при их оформлении, в основном, используется коричневый или красный.

  • Каменные львы.

Данная парная скульптура всегда размещается у входных ворот или дверей дома. Устанавливается, чтобы защитить владельцев сада от неприятностей и негативной энергии посетителей.

И тихо мы с тобой ведем беседу

Отдельный разговор – это строения в китайском саде: павильоны, террасы, чайные домики, беседки. Их размещают на участке так, чтобы находясь в них можно было созерцать все пространство сада или хотя бы его большую часть, любоваться его красотой и гармоничностью. Отдыхать душевно от суеты и обыденности.

Сами строения выполняются в традиционном китайском стиле, с изогнутыми крышами, и размещаются они обычно на берегу или в центре пруда.

Китайские беседки — это воздушные, открытые со всех сторон ветру, сооружения. Они бывают различной конфигурации: круглой, квадратной, многоугольной. Отличительная черта – поднимающаяся крыша.

В Китае подобные сооружения имеют свои традиции, уходящие корнями в историю.

Столетия назад они служили павильонами для военных целей и базировались на месте с отличным круговым обзором. Но с приходом в 17 веке китайского стиля в Европу и его популяризации там (он даже получил свое название – шинуазри), эти беседки появились и в садах. Проявлялся китайский стиль в коллекционировании богато украшенных мелочей. И еще в сооружении в парках и садах знати красивых и ярких павильонов и беседок, с изогнутыми, стремящимися вверх, крышами.

В самом же Китае без традиционного сооружения не обходится ни один сад, ни одна парковая зона. При этом каждой постройке, как и саду, дается свое имя, например, «беседка белых лотосов», или «беседка счастливых традиций».

Конструкции таких строений разнообразны. Форма сооружения зависит от его символического значения и особенностей ландшафта, с которым ей надлежит оставаться в полной гармонии, и напрямую связана с китайской мифологией.

К тому же такая изогнутая конструкция китайской крыши оправдывает себя и с инженерной точки зрения. За счет подобной формы обеспечивается конвекция воздушных потоков, в беседке постоянно прохладная атмосфера и всегда свежий воздух. А стекающая по крыше вода отводится от фундамента и стен при любом косом дожде.

В Китае соблюдается многовековая традиция — возводить новое сооружение в память о каждом значимом событии.

Издавна для сооружения беседок использовали такие сорта древесины, как сандал, розовое дерево, груша. Это прочный, невосприимчивый к негативным погодным условиям материал, имеющий красивую внутреннюю структуру. Его применяют при изготовлении резных орнаментов балюстрад и карнизов. В настоящее время на смену традиционным вариантам древесины все чаще приходят более доступные и популярные хвойные породы: сосна и лиственница.

Украшения сооружений

Резные деревянные украшения — характерный элемент китайского искусства, который развивается в стране уже нескольких десятков веков. Узоры для оформления подбираются различные, они могут быть как просто геометрическими различных форм, так и растительными или даже сюжетными.

Особое место занимает цветовое оформление построек, покраска стоек или колон. В Китае каждые цветовой оттенок имеет свое символическое значение. Основные ходовые оттенки – золотые, красные или черные.

Изнутри беседка оформляется традиционными удобными деревянными скамеечками и маленьким столиком округлой формы.

Верхнее покрытие китайской крыши, если следовать всем канонам, должно быть из натуральной черепицы, но в настоящее время допускается использование ее имитации.

Важным дополняющим элементом являются фигурки священных зверей (дракон, черепаха, тигр и т.д.) и птиц, выполненные в стиле скульптуры или барельефа. Обычно их располагают на крыше беседки или у входа в постройку.

В Китае сад рассматривается как собственный маленький рай на земле, в котором можно раствориться и почувствовать себя единым целым с природой.

А поклонникам китайской философии фен-шуй участок следует поделить на зоны, каждая из которых отвечает за конкретную сферу жизни, что поможет привлечь удачу и деньги. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада.

В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль.

Из каких же элементов складывается китайский сад?

Роль и значение воды в саду

Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.

В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.

Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя

Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.

Камни как элемент пейзажа

Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.

Камню в китайском саду отводится важное место

Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Ограждения

Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».

Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям

Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.

Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.

В саду всегда есть архитектурные сооружения

Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.

Проходы и окна

В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.

Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом

Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.

Надписи, знаки, иероглифы

Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.

Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.

Надписи — непременный элемент каждого китайского сада

Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.

В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья

Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.

Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.

Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада

Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург

Adblock
detector