Коллекция семян в детском саду своими руками

Как стать коллекционером.

Кто из нас в детстве не собирал коллекции? Красивые камешки, марки, открытки, листья складывались в коробки, шкатулочки и при случае с гордостью демонстрировались знакомым и друзьям. Коллекционирование — не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребенок учится опре-делять, что их объединяет и чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребенка, знакомить с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Оказывается, их можно найти буквально под ногами, нужно лишь внимательно присмотреться.

Что нужно для сбора и оформления коллекций: коробки из-под конфет, прозрачные баночки, упаковочный материал, время для прогулок, желание исследовать окружающий мир и умение видеть необычное в обычном.

Коллекции «летающих» семян

Летом и осенью поищите в лесу, на даче, в парке летающие семена — те, которые переносятся ветром. Они помогут исследовать способы распространения растений. Такие семена легкие, у них есть особые приспособления для переноса ветром. Можно выделить две основные группы этой коллекции. Первая — семена, которые имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь сосна, ель. Вторая — семена с «парашютиками»: одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник, белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух), пушистые семена иван-чая. Есть еще один тип растений с «говорящим» названием «перекати-поле». Их тоненькие веточки часто добавляют в букеты, привозят из южных районов нашей страны. Когда семена таких растений созревают, их стебелек отрывается от корешков. Растение превращается в своеобразный мячик, который ветер перекатывает по полю, высыпая по пути семена.

Коллекции других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), «бобов» (горох, боб, фасоль, мышиный горошек, акация), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. Обязательно в коллекциях должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

Коллекция соцветий

Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия также можно найти под ясенем, кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки, пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление коллекций. Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках из-под кофе или конфетных коробках. Для этой цели хорошо подходят банки из-под кофе, какао, майонеза с большими круглыми крышками. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Например, банку с кленовыми семенами будет украшать лист этого дерева. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее для игры: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Коллекцию семян и плодов можно оформить и в обычных коробках из-под конфет типа «ассорти». В каждую ячейку положите определенный тип семян, предварительно наклеив на дно ячеек небольшие кружочки бумаги с цифрами. Перечень растений, семена которых представлены в коробке, напечатайте или напишите на отдельном листе бумаги, обозначив каждое растение соответствующей цифрой. Прикрепите лист бумаги к внутренней стороне крышки, на внешнюю же можно наклеить или нарисовать на ней сами растения, семена и плоды которых представлены в коллекции.

Коллекция камней

Попробуйте во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным. Можно поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Если названия камней вам известны, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратную сторону крышки. Если не знаете названий, не беда, главное, чтобы камни существенно отличались друг от друга. Ребенок даже может дать им свои условные «имена» в зависимости от тех или иных особенностей (при этом развиваются его воображение, речь). Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию окатанной морской гальки, привезенной из отпуска. Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только природные, но и искус-ственные камешки — керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Возможно, у вас сохранился привезенный с моря окатанный непрозрачный кусочек стекла, похожий на камешек. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнивать разные камни. Для игр, экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.

Коллекции ракушек

Коллекции ракушек также могут быть разнообразными. Например:

  • Речные, озерные или прудовые (то есть пресноводные) раковины. Их несложно обнаружить по берегам рек ранней весной, после половодья. Раковины надо тщательно промыть и высушить. В средней полосе чаще всего попадаются прудовики (удлиненные, с острым верхом) , катушки и перловицы. Живых улиток не собирайте!
  • Морские. Коллекции морских ракушек, конечно же, пополняются после отпускных поездок.
  • Наземные. Пустые раковины нужно искать в саду, на лугу, в лесу и даже на огороде. Среди них наиболее известны виноградные улитки (обитающие на юге).

«Морские коллекции»

Со временем у вас может набраться довольно большое количество предметов, привезенных с морских побережий: высушенные морские звезды, панцири крабов, крупные красивые раковины, кораллы и т.п. Для этой коллекции можно выделить отдельную полку, украсив ее заднюю стенку морским пейзажем.

Коллекция сухих листьев

Наверное, не найдется человека, который бы не собирал осенью красивые разноцветные листья. Гербарий из таких экспонатов вполне может пополнить ваши коллекции, особенно если собрать также семена, плоды этих растений. А вот живые листья и растения засушивать не следует — природу нужно беречь!

Не ловите также бабочек, жуков, не нанизывайте их на иголки — место живых существ в лесу и на лугу, там они гораздо привлекательнее и нужнее!

Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, размерам трещин, шероховатости, цвету. Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Прежде всего соберите кору известных деревьев, например дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы (у берез разного возраста кора отличается); сосны (разная по толщине, цвету, хорошо выраженный запах) и др. Коллекцию можно дополнить небольшими веточками деревьев и кустарников и корой с лишайниками, мхами, небольшими наростами. Кора — прекрасный объект для работы: дети могут определять ее на ощупь, по запаху.

Коллекции песка, глины, почвы

Как правило, ни дети, ни взрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок и глина. Песок, например, различается по размерам зерен (крупные и мелкие, одинаковые по величине и нет), цвету (оттенкам), примесям (глинистый песок). Хорошо видна разница между речным и морским песком. Глина отличается по цвету (примесям), степени водонепроницаемости. Бывая в разных местах, обращайте внимание на то, что у вас под ногами. Хорошо приобрести для коллекции белую (каолиновую) глину, из которой делают посуду. Образцы песка, глины лучше всего поместить в прозрачные емкости-упаковки из-под продуктов.

Коллекция лишайников, мхов

Образцы этой коллекции можно собрать прежде всего со старых поваленных деревьев. Во время отдыха в горах интересно поискать и небольшие камни с лишайниками разного цвета и формы, в таежных лесах на ветках деревьев можно обнаружить свисающие с них «бородатые» лишайники. Для оформления коллекции подойдут конфетные коробки с крупными ячейками, наборы небольших коробочек. Периодически мхи и лишайники надо слегка увлажнять, тогда они сохраняются длительное время.

Коллекции можно рассматривать, сравнивать разные экспонаты, играть с ними, проводить эксперименты. Как именно это делать, мы расскажем в следующей статье.

Мини-коллекция семян или как использовать упаковку от таблеток.

А вот здесь у меня БОЛЬШОЙ ОБЗОР других поделок из природного материала.

25 комментариев:

Здорово!
Какие Вы с Катей молодцы, что всё собираете, складываете и не забываете о своих находках, а находите им полезное применение!
Благодарим за участие в Детской Галерее.

А вам спасибо за галерею! 🙂

Замечательное оформление мини коллекции семян, Татьяна! Коллекция семян для космоса — это ли не чудесно? Катя- космический биолог, как из фильма «Отроки во Вселенной» Варвара Кутейщикова))))
Улыбаюсь.

Спасибо, Оля! Хорошо, что напомнили про этот фильм — думаю, Катя уже доросла до него, надо показать 🙂

Хомяка тоже можно захватить в полет! В»Москве-Кассиопее» летал белый грызун Пафнутий вместе с ребятами на корабле. Который потом потерялся и нашелся.
Я ведь тоже играла в космического биолога в своем детстве))) У меня даже были мухи дрозофилы в бутылке вполне живые и настоящие. Что крайне беспокоило взрослую семейную общественность))) Пришлось с мухами расстаться, дабы не повредить сохранности урожая.

))) Теперь точно надо будет Кате все эти фильмы показывать, раз там и хомяк есть)))

Пафнутий вообще-то был не хомяк, а мышь))) На всякий случай, уточню, чтобы не случилось разочарования, что хомяка в кино не обнаружилось. Но хомяки близкие родственники мышам, поэтому его тоже можно в космос брать!

В детстве мы из упаковок от таблеток делали глазки для игрушек и поделок, но вот хранить так семена не додумались. Здорово! Беру на заметку 🙂 Катюше удачного полета! 🙂

Спасибо за пожелание 🙂

Какая чудесная идея! Хоть иди таблетки покупай)))))). Спасибо, Татьяна! Мы уже пробовали собирать семена, но вот так организовано не получалось).

Ну, специально таблетки покупать не надо 🙂 Пусть они вам как можно дольше не понадобятся! ))))

Прикольно! Начинающему огороднику тоже подойдет)))

Мы как-то для бабушки делали в подарок открыточку, на которую походим образом наклеивали упаковку от круглой батарейки, а внутри — семена. Вот тут можно посмотреть Открытка с семенами

Татьяна, идея чудесная! Я бы использовала фольгу для кухни, чтобы сделать фон, думаю она на каждой кухне есть. Александру на пятилетие подарили микроскоп и я все думала и думала с чего начать работу с ним. А тут такая шикарная идея по поводу семян, которые также увлекают моего сына. Кстати, систематика у моего ребенка началась года в два и он тоже все раскладывает по категориям. Так что подобная поделка ему точно придется по душе. Спасибо Татьяна 🙂 .

Вот как интересно — в два года уже было видно, что характер подходящий для логики и систематизации!

Какая чудесная идея! сохраню себе- мой младший семенами интересуется, нам такая замечательная придумка пригодится) Большое спасибо!

Буду рада, если сыночку понравится 🙂

Идея просто супер! Кати вдохновляют, а мамы — вытворяют )
Я бы ни за что не додумалась.
Прямо пожалела, что нашей Кате до уроков биологии как до луны )

))) Это только кажется, что как до луны — сами удивитесь, как время быстро пролетит))) Кроме того, играть с семенами мы начали годика с двух — к счастью, моя Катя не тянула все подряд в рот, и можно было заниматься со всякими мелкими предметами 🙂

Таня прекрасная идея! Так мне такие штучки нравятся. Они простые, но такие интересные!

Только там ошибочка: семена кориандра, а написано кардамон
Катя

Ох, действительно — смешная ошибка)))) И, главное, уже сто лет прошло, а мы так ничего и не заметили))) Спасибо вам за внимательность! Конечно же там «кориандр»!

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в «Подписи комментария» профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя — оно отобразится в подписи.

Мини-музей «Такие разные семена».

Елена Орлова
Мини-музей «Такие разные семена»

Музей – научное и научно — просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому детском саду мы создали «мини – музей». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Важная особенность мини — музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В нашей группе мы решили создать мини – музей «Такие разные семян»

Если мы рассмотрим Что-то

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то – из чего-то,

Это Что-то – часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то…

Что-то ты теперь возьми,

И в музее рассмотри

Целями и задачами создания мини – музея являлось:

1. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.

2. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Расширение кругозора дошкольников.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

7. Развитие творческого и логического воображения.

8. Обогащение словаря и развитие монологической речи

Принципы, которые мы использовали при создании нашего музея

1. Принцип учёта возрастных особенностей детей.

2. Принцип опоры на интересы ребёнка.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Расположение. Наш музей занимает небольшую площадь групповой комнате. Экспонаты размещены на столе и стенде.

В создании нашего музея активное участие принимали дети и родители

В мини — музее представлены

Загадки, стихи и авторские произведения о растениях и семенах, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности


— Альбом с семена и картинками растений, которые вырастает из семени

Всё это может быть использовано детьми как в образовательной деятельности, например в образовательной области «Художественное творчество» для изготовления поделок, так и для свободного изучения и рассматривания и экспериментировании

— Коллекция семян растений (цветов, овощей деревьев) Экспонаты размещены в коробках и снабжены табличками на которых указывается название экспоната,

-Схемы развития растений

Дид игры: «Детки с ветки»,«Выложи цепочку», «Подбери картинку»


Формы работы с детьми в мини-музее

2) исследовательская деятельность

3) продуктивная деятельность

4) самостоятельная деятельность



Фоторепортаж «Такие разные песочные фигуры» Такие разные песочные фигуры! Песок для детей – игра, развлечение. Мы же, взрослые, понимаем, что песок для детей – это ещё и развитие воображения,.


Фотозарисовка «Такие разные обезьянки» Вот и наступил 2016 год год Огненной обезьянки. Мы своим родителям и детям предложили изготовить из разных материалов обезьянок- символ.

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Мальчишки и девчонки. Такие похожие, но такие разные!» Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки…» — такие похожие, но такие разные! Но все они без исключения желают поиграть. Какую.


Проект «Такие разные насекомые» Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые, — Это всё разные насекомые. Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки, И мухи, и осы, и все пауки. Цель: Формирование.


Проект «Такие разные нитки» Развитие познавательно-исследовательской активности у детей с ОВЗ через проектную деятельность. Огромен и разнообразен окружающий нас.


Создание мини-музея «Такие разные книги» (из опыта работы) В рамках проекта «Книга в детский сад» на базе нашей группы открылся мини-музей «Такие разные книги». Что подвигло педагогов к его созданию?.


«Такие разные елочки» (фоторепортаж) Еще раз хочу вспомнить про Европу. В первый раз мы ездили туда зимой, в начале января. Новый год уже закончился, но елки еще стояли. Вот.


Такие разные снежинки (фотоотчет) Снежинки — это, что то легкое и пушистое или мокрое и холодное. Снежинки очень индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Снежинка начинает.


Такие разные валентинки Приятно получать красивый и оригинальный подарок, сделанный своими руками. Ко дню Св. Валентина мы проявили всю свою фантазию и творчество,.


Выставка «Такие разные собачки» Вот такую выставку собачек нам удалось организовать в группе. Ребяткам захотелось, чтобы их собачку увидели все. Поэтому охотно откликнулись.

Проект «Мир семян» для старшей группы .

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Так в старшей группе у нас была организована работа по проекту «Мир семян».

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: средней продолжительности

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

  • собраны иллюстрации по теме проекта
  • подготовлены наборы семян для изучения
  • отобрана познавательная и художественная литература по теме
  • подготовлено занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
  • подготовлен дневник наблюдений за ростом гороха Приложение 1
  • собрана картотека дидактических игр Приложение 2
  • сочинены авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) Приложение 3
  • подготовлены презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян»), «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян), «Планета Семенная» (представление наглядного пособия)

Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Реализация проекта:

Воспитатель — родители

  • консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
  • индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок
  • подготовка и награждение грамотами за активное участие
  • ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей

Воспитатель – дети

  • беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
  • чтение познавательной литературы Приложение 4
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о выращивании растений из семян Приложение 5
  • разбор и отгадывание загадок Приложение 6
  • пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
  • совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…)
  • занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
  • проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и ведение дневника наблюдений
  • ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд?)
  • проведение дидактических игр
  • прослушивание детских рассказов из личного опыта
  • проведение психогимнастики, игровых этюдов («Если бы я был(а) семенем…»)

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самост. деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деят-ти
  • рассматривание семян

Воспитатель – дети – родители

  • Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке» Рисунок 1


  • Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием семян «Поделки – СЕМЯделки» Рисунок 2


  • презентация проекта Презентация 2, Презентация 3

Итог проекта

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе, и по их предложению была придумана сказка «Как горошинка колыбельку искала» Приложение 7. В сочинении сказки принимали участие все дети группы совместно с воспитателем. Её содержание отражает результаты наблюдений детей за ростом гороха в разных условиях.

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы Рисунок 3. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.

Обобщая знания по теме «Мир семян», дети совместно с воспитателем придумали и изготовили наглядное пособие «Планета Семенная». Это пособие своего рода «ключ» к познанию дошкольниками мира семян и растений, их взаимосвязи с неживой природой. Как любая другая модель, «Планета Семенная» помогает задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Пособие с помощью графической информации привлекает внимание детей к признакам семян, помогает определять способы их сенсорного обследования, составлять внутренний план речевого высказывания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Продукт проекта

  1. Сказка «Как горошинка колыбельку искала»
  2. Коллекция семян
  3. Пособие «Планета Семенная»

Перспектива развития

Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.

В дальнейшем на «Планете Семенной» могут появиться символы, обозначающие место произрастания семян, вид будущего растения, способы распространения семян и т.д. Это наглядное пособие может собираться из отдельных частей по мере освоения материала. Здесь (в кармашек) можно помещать каждый раз иллюстрацию нового растения или его семена, для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Занятие «Знатоки семян»

Цель: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, пустые пузырьки, презентация «Такие разные семена» Презентация 1

Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н.Н. М.: Росмэн, 2007); совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…); д/и «Нарисуй картину семенами».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

— Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

— Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

— Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

— Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме. (2-й слайд)

Чьи семена?

Какого они размера?

Проект по окружающему миру (старшая группа) по теме:
Проект «От семени до растения».

Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Предварительный просмотр:

«От семени до растения»

Проектно-исследовательская деятельность детей старшей группы

МДОУ «Детский сад №118»

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта : с марта по апрель.

Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.

Цель проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.

3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

1.Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.

В качестве объекта исследований выбраны семена культурных растений. Семя — это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике (март-апрель). Высадить рассаду цветов бархатцев на клумбу группового участка и следить за процессом выращивания (май-сентябрь).

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Беседа: «Узнаем какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).

Беседа: «Человек и растение»

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

Adblock
detector