Лейбук в детском саду своими руками

Родителям на заметку: лэпбуки для дошкольников.


Дорогие друзья, если вы хотите сделать домашние развивающие занятия максимально эффективными, располагаете запасом свободного времени и вместе с малышом любите мастерить полезные и красивые вещицы, попробуйте сделать своими руками красочное пособие — лэпбук.

Итак, давайте разбираться вместе:

  • что такое лэпбуки;
  • зачем они нужны;
  • как сделать тематический лэпбук своими руками.

Немного теории

Лэпбукинг, или создание лэпбуков своими руками, — для отечественных родителей явление пока малознакомое, а вот американские мамы и папы используют его давно и с удовольствием. Собственно, именно от американцев пришло к нам само понятие «лэпбук», образованное от английского lapbook (наколенная книжка), что указывает на требования к формату изделия: возможность разложить его на коленях для увлекательной работы с содержимым.

Лэпбук — это методическое пособие, изготовленное в виде книжки или папки. Важное условие — интерактивность. В папке-лэпбуке обязательно содержатся материалы, предполагающие активную самостоятельную работу ребёнка.

Тематические лэпбуки — наглядно-практический метод организации занятий на закрепление и систематизацию пройденного материала, а также надёжный инструмент для оперативного восстановления в памяти ключевых моментов темы.

Преимущества лэпбуков для дошкольников

  • Совместная деятельность родителей и детей. Создание лэпбука своими руками может стать вашей доброй семейной традицией. Привлекайте к работе ребёнка. Самые маленькие могут приклеивать необходимые элементы на указанные вами места, дети постарше способны выполнять более ответственные поручения, а школьникам можно предложить сделать лэпбук самостоятельно в качестве итогового проекта по изученной в школе теме.
  • Воспитание культуры чтения. Яркие, красочные, уникальные интерактивные книжечки, сделанные заботливыми руками любящих родителей, привлекают внимание ребёнка, повышают его познавательную активность, прививают любовь к книжкам, к чтению.
  • Образность. Оригинальная подача информации, возможность организовать её размещение на разворотах папки с учётом собственных предпочтений способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Особенно это справедливо для ребятишек-визуалов, которым для хорошей работы памяти важно наличие ярких зрительных образов.
  • Закрепление изученной темы. Помимо кратких теоретических аспектов, лэпбуки содержат игры, загадки, упражнения, что позволяет ребёнку использовать для закрепления темы различные виды деятельности.
  • Повторение пройденного материала. Выделите для хранения лэпбуков удобное местечко в комнате или уголке ребёнка, и тогда в любое время, при первой же необходимости или в порыве сиюминутного желания он сможет самостоятельно достать красивую книжечку, чтобы ещё раз полюбоваться результатом ваших совместных трудов, а заодно и повторить пройденный материал.

Секреты оформления лэпбука

Этапы создания лэпбука для занятий с дошкольником
  • Выбор темы: «Дни недели», «Цвета», «Геометрические фигуры», «Моря и Океаны», «Наша планета Земля», «Планеты Солнечной системы» и т. д. Стоит отметить, что лэпбуки бывают не только учебными. Это может быть поздравительная наколенная книжечка в подарок самому ребёнку или сделанная им для друзей или родных. Можно смастерить праздничные, игровые, автобиографические лэпбуки. В общем, выбор тем огромен. Есть где разгуляться.
  • Создание плана. Тему выбрали? Чудесно. А теперь возьмите лист бумаги, ручку и хорошо подумайте, каким содержимым вы будете наполнять лэпбук. Особенно важно это для учебных тематических лэпбуков. Что надо включить в наколенную книжку, чтобы резюмировать пройденную с малышом тему? К примеру, для лексической темы «Животные» план может выглядеть таким образом:
    • домашние животные;
    • дикие звери;
    • кто что ест;
    • кто где живет;
    • мамы и детёныши;
    • стихотворения о животных;
    • загадки про животных.
  • Макет. Мало решить, ЧТО будет содержать ваш лэпбук. Важно определить, КАК разместить содержимое интерактивной папки. Для этого из обычного листа создайте макет будущего изделия. Сложите его определённым образом и ручкой или карандашом изобразите расположение предполагаемых элементов. И только хорошенько обдумав макет, можно приступать к реализации дизайн-проекта в реальность. Как говорит мудрый народ: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Наполнение лэпбука

Интерактивная папка лэпбук должна содержать представленную в различном виде систематизированную информацию и задания для ребёнка. Чтобы сделать «наколенную книжечку» максимально привлекательной, используйте разнообразные элементы, их оригинальные модификации и комбинации:

  • кармашки;
  • окошки;
  • дверцы;
  • конверты (обычные и фигурные);
  • вращающиеся круги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • вкладыши;
  • книжки-гармошки;
  • разрезные блокноты;
  • страницы-секреты.
Форма лэпбука

Форма лэпбука может быть произвольной — на ваше усмотрение. Популярны лэпбуки окошком на плотном листе формата A3 с двумя фальцами (сгибами), но можно использовать любую приглянувшуюся вам схему создания книжки-буклета.


Вы можете изготовить по принципу лэпбука интерактивный настенный плакат или оформить таким образом отдельные листы формата A4 и собрать их в папку-скоросшиватель.

Что нужно для создания лэпбука своими руками

Для самостоятельного изготовления лэпбука в той или иной комбинации вам понадобятся материалы из списка:

  • основа (плотная бумага формата A3, удобно использовать папку из картона);
  • ножницы (обычные и с узорчатым краем);
  • листы белой офисной бумаги;
  • декоративная бумага (фактурная, цветная, бархатная и т. п.);
  • инструменты для рисования (карандаши, фломастеры, мелки, краски);
  • клей;
  • двухсторонний и обычный скотч;
  • степлер;
  • природный материал (ракушки, засушенные листья, веточки, жёлуди, семена);
  • ткань (фетр, атлас, шерсть);
  • пуговицы, бусины, бисер;
  • подходящие картинки (вырезки из журналов, собственные рисунки, распечатки из интернета, наклейки).

Советы «Эврики»

  1. Уделите внимание не только содержимому, но и обложке «наколенной книжки». Чем красочней оформление, тем выше интерес ребёнка к пособию.
  2. По возможности, привлекайте малыша к работе над лэпбуком. Такая деятельность — отличный вариант совместного досуга, а также прекрасный тренажёр для воображения и творческих навыков. Кроме того, ребёнку будет приятно снова и снова брать папку в руки, чтобы полюбоваться результатом своих трудов.
  3. Закончив все работы, на несколько часов отложите готовый лэпбук в сторону. Это необходимо, чтобы все детали хорошо приклеились и книжечка прослужила вам как можно дольше.
  4. Если лэпбук получился объёмным, богатым, не обязательно изучить все представленные в нём материалы и выполнить все предложенные в нём задания за один раз. Напротив, лучше оставить что-то на потом, сохранить интригу, тем самым подогревая детский интерес к чудо-книжечке.
  5. Шаблоны для тематических лэпбуков вы можете найти в интернете, но не бойтесь фантазировать и придумывать что-то своё, авторское. Особенно радостно будет малышу заниматься с пособием, в котором есть его собственные фотографии и рисунки, описания из его жизни, произошедших с ним событий, его любимых книжек и игрушек.

Друзья! Творите на радость и пользу себе и малышу. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:


Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальн ом воспитании дошкольников является использование лэпбука.

«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Это универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. Мы его используем в совместной деятельности по музицированию для выполнения заданий по освоению нотной грамоты, в проектной деятельности как организацию определённого этапа проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.

Цель использования лепбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Примеры использования лэпбука в музыкальном воспитании (из опыта работы):

Активно используется лэпбук для подгрупповой формы работы в совместной деятельности по музицированию. Небольшой лэпбук изготовлен на каждого ребёнка. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты:

— картинки (животные, явления природы, предметы);

— обозначения ритма, размера, паузы;- карточки для звукового моделирования;

— «Рабочее поле», где ребёнок выкладывает нужные карточки;

— изображение фортепианной клавиатуры;

Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по музицированию, имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал в соответствии с возможностями ребёнка. Данные лепбуки применяются нами в работе с детьми двух-трёх возрастов одновременно.

Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленного в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Представленный ниже лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности
детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст). В его включены:

  1. Круги Луллия (малый внутренний круг – виды детской деятельности: слушание, пение, движение, игра на муз.инструментах, чтение стихов, изодеятельность, творчество; внешний круг – тематика: день знаний, Новый год, лето, выпускной и т.д.). Круги Луллия позволяют закрепить музыкальный материал, пройденный в течение учебного года, вспомнить пройденное за предыдущий год, «проработать» тему в разных видах детской деятельности.
  2. «Эмоции в музыке», «Три кита в музыке» (для слушания музыки).
  3. Творческие задания на воспроизведение и сочинение ритма, музыки, озвучивание немых музыкальных инструментов – металлофона и фортепиано.
  4. Задания на закрепление знаний о музыкальных инструментах с раскрасками.

Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие его задания и проявить себя. Возможно как индивидуальное, так и подгрупповое применение.

В средней-старшей группе дети с педагогом изготовили лепбук на тему «Музыкальная мастерская». В ней собраны материалы для ознакомления детей с музыкальными инструментами, размещены игровые упражнения на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха, творческие задания на сочинение небольших песено
к.

В «Центрах музыкального развития» на группах целесообразно использовать тематический лэпбук: по временам года, по праздничным и памятным датам («День Победы», «Праздник урожая» и т.д.), по конкретной теме: «Музыкальные инструменты», «Сказка в музыке».

Также лэпбук используется нами и в детской проектной деятельности. В средней группе у нас проводилась работа над проектом по музыкальному воспитанию «Колокольцы-бубенцы». В форме лэпбука организовался этап проекта «Копилка», где дети размещали все свои находки. Проект основывался на применении ТРИЗ технологии, поэтому в него вошли такие разделы:

— обозначения признаков (жанр, громкость, темп, тембр, регистр, материал, принадлежность к п/р миру, размер, вес);

— картинки с изображением колокольчиков;

— малые литературные формы (загадки, пословицы, стишки, потешки) с использованием колокольчиков;

— картотека игр с колокольчиками;

— творческие разделы «Раскраски – колокольчики»; «Сочини песенку колокольчика»;

Педагог совместно с детьми наполняет лэпбук материалами, которые дети приносят из дома. Подключая родителей к процессу наполнения лэпбука, мы активизируем их и делаем участниками образовательных отношений. У детей активизируются познавательные процессы, они приобретают новые знания, применяют их в разных видах деятельности.

Так как процесс изготовлениия лэпбука является очень трудоёмким, нами выработан определённый алгоритм его создания, который приведён здесь.

Портал образования.

Автор: Зеленченкова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 51 «Улыбка» — филиал АН ДОО «Алмазик»
Населённый пункт: п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект
Тема: «ЛЭПБУК» для дошкольников своими руками «Цветы»
Дата публикации: 03.07.2017
Раздел: дошкольное образование

«ЛЭПБУК» для дошкольников своими руками

Выполнила: Зеленченкова Ирина Викторовна (воспитатель детского сада № 51 «Улыбка» —

филиала АН ДОО «Алмазик»)

Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал

Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень

познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в

самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную

поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их

положительных результатов в любом виде деятельности.

образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к

организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение:

активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать,

сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти,

свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от

окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм

формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Объект проекта: Современные средства обучения детей дошкольного возраста.

воспитанников об окружающем.

закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

дошкольного возраста возможна, при выполнении следующих условий: систематическое

ЛЭПБУКА для детей, формирование устойчивого интереса дошкольников для создания и

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме

Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

«Что такое ЛЭПБУК?»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую

я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми

«ЛЭПБУК» — сравнительно новое явление современной действительности. В дословном

переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). В

настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «ЛЭПБУК»

— представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны

которых находиться дидактический материал.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «ЛЭПБУК»

возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

Воспитательная функция «ЛЭПБУКА» состоит в том, что он может изготовляться с детьми

и их родителями.

Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть

детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в

процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.

Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и

раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого

потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной

темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для

преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной

индивидуальный характер, так и парный или групповой.

«ЛЭПБУК» как форма работы привлекает тем, что:

Создание «ЛЭПБУКА» развивает творческие способности детей, их воображение.

«ЛЭПБУК» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой

теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.

«ЛЭПБУК» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать

задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.

открывает «ЛЭПБУК» по нужной теме и повторяет материал.

Этап создания «ЛЭПБУКА»:

2.Составление плана будущего «ЛЭПБУКА»- необходимо определиться с элементами,

3.Рисование макета — это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА».

Как изготовить ЛЭПБУК?

принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так

и напечатанные тексты, клей, двухсторонний скотч.

Итак, для изготовления ЛЭПБУКА нам понадобиться какой-то плотный материал или

Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или

необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.

Сделать различные кармашки разной формы и величины.

В каждом кармашке- игра, или набор материалов по теме

Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от

Предлагаю Вашему вниманию.

Мой ЛЭПБУК по теме: «ЦВЕТЫ».

Это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.

Это интерактивная папка, имеющая массу достоинств.

ЛЭПБУК (LAPBOOK) в переводе с анг. значит «Наколенная книга» LAP- колени, BOOK-

Это самодельная папка, которую ребенок может разложить у себя на коленях.

ЛЭПБУК помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание

ЛЭПБУКА в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.

ЦЕЛЬ: Создание папки заключается, в том чтобы

Закрепить с детьми знания о цветах.

Закрепить знание детей по теме недели в соответствии с образовательной программой

детского сада и рабочих программ воспитателя.

Расширять и закреплять знания детей о растениях (цветах).

Способствуют развитию памяти, мышления через игру, упражнение.

Формирует умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание

Развивает мелкую моторику.

Воспитывает любовь к окружающему миру.

Носит индивидуальный, парный и групповой характер в работе с детьми, рассчитан на

детей группы младшего возраста.

В мой «ЛЭПБУК» вошли следующие элементы:

Загадки, стихи, сказка, пазлы, кросворд, раскраски;

Конверты с изображениями «трафареты», «друзья цветов», «картинки»;

Конверты: «стихи», «загадки», «пазлы», «раскраска».

После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении

всех частей «ЛЭПБУКА».

В моей книжке- раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и

интересной форме. Но каждый может сделать по-своему и главное совместно с детьми.

Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз

возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя

Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования.

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 4529 раз

Библиографическое описание:

Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 89-91. — URL

В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка- раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Например, по теме «Космос» для детей младшего дошкольного возраста наполняемость папки может быть следующим:

Изображение Ю. А. Гагарина, фотографии Белки и Стрелки, космонавты в скафандрах, картинки с изображением ракет, разной формы, размера и цвета, пальчиковая гимнастика по теме, звезды разной величины, раскраски. Детям можно предложить собрать картинку ракеты, разрезанную на две части, выложить звезды (ракеты) от самой большой до самой маленькой. Найти две одинаковые ракеты. Подобрать одинаковые по форме летающие тарелки. Выполнить с детьми пальчиковую, артикуляционную гимнастику.

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста может включать в себя следующие упражнения: согласование числительных с существительными («Сосчитай-ка» одна красная ракета, …, пять красных ракет, и т. п.), составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин. Собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5–6 частей по диагонали), обведи, дорисуй. Расставь планеты по порядку, собери нашу солнечную систему. Отгадай загадки. «Необычный марсианин» (из разнообразных геометрических фигур, руководствуясь своей фантазией, нужно собрать марсиан). Выложи созвездие (детям предлагается рассмотреть зодиакальное созвездие, посчитать количество звезд и выложить самостоятельно, любое понравившееся, с помощью мозаики). Можно организовать с детьми сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Путешествие на марс», «Звездочеты».

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Логопеды могут создавать лэпбук на определенный звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию этого звука: в словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания, направленные на запоминание графического образа буквы, пальчиковую гимнастику. Есть возможность объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи, по какой-либо лексической теме в одну папку.

Инструкторы по физической культуре могут в такой папке расположить информацию о каком-либо виде спорта, спортсменах, олимпийских играх и чемпионах, изображения с упражнениями, которые необходимо выполнить.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Данная форма организации деятельности в будущем поможет детям в написании рефератов и курсовых работ.

Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй,

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук.

При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
  2. Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
  3. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес
  4. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
  5. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  6. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

  1. способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  2. способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
  3. способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
  4. обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
  5. способствует творческой самореализации педагога

Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно: во-первых, определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы — например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать общую тему, например «Космос», а можно выбрать какую-нибудь планету и собрать подробную информацию о ней, сравнить ее с Землей.

После того как вы определились с темой, нужно составить план, так как лэпбук — это учебное пособие. Поэтому нужно продумать, что он будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную вами тему.

Следующий этап — это реализация всех ваших замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит только от вашей фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия.

Последним этапом работы будет представление своего продукта родителям и детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

На сегодняшний день в необъятных просторах сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и использовать в работе. Но лучше всего изготавливать Лэпбук самостоятельно, так как это дешевле (не все шаблоны бесплатны), уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога

Мастер класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей».

Мастер-класс на тему:

« Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей »

Цель: познакомить педагогов дошкольных учреждений с формой работы лэпбук.

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?

1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективный лэпбук.

4. Это просто интересно, в конце концов!

Ход мастер-класса

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начнем?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и возраста детей. В младшем возрасте это могут быть общие темы: «Времена года», «Животные», «Транспорт» и т.д. В старшем возрасте лучше брать частные темы. Например, по теме недели «Животные» ребенок может выбрать любого понравившегося животного и дать подробную информацию о нем в своем лэпбуке.

Темы лэпбука могут стать:

-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца)

-решение проблемных ситуаций;

-интерес ребенка к конкретному виду деятельности;

2. Составляем план будущего лэпбука.

После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы. Что ты знаешь о…? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?

Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:

1. Как выглядят лягушки в разных странах?

2. Где они обитают?

4. Какую пользу или вред они приносят человеку?

5. Найти стихи, загадки о лягушках.

6. Подвижные игры.

7. Развивающие задания по теме.

3. Создание макета

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет.



2. Далее берем лист формата А-3 или А-4, в зависимости от желаемого размера, складываем его, как показано на рисунке.

Рисуем в нем расположение всех элементов.

Теперь приступаем к самому интересному, созданию лэпбука!







В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Adblock
detector