Метеоплощадка в детском саду своими руками

Метеоплощадка в детском саду своими руками.

Метеоплощадка в детском саду

Роговая Е.П., Хорхордина Т.В.,

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав — указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке — термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную емкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер — служит для измерения количества осадков.

На крыше закреплены экваториальные солнечные часы.

У экваториальных солнечных часов поверхность циферблата наклонена относительно уровня земли на угол равному 90 градусов — широта местности и повернута к полярной звезде (на север). Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно и представляет собой обычный штырь. Разметка часов на циферблате — каждые 15 градусов.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени , состоящий из двух сосудов , соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком . В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Это «часы», расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Метеоплощадка в детском саду своими руками.

Автор: Баянова Эльвира Фирусовна

Организация: МАДОУ д.с. №17

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

В настоящее время в детских садах наряду с другими видами деятельности активно осуществляется экологическое воспитание дошкольников. Развитие экологического сознания и культуры формируется именно в этом возрасте.

Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды –людям не жить на планете. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь с природой, тем богаче, добрее он вырастет.

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Решив изучать капризы и неожиданности природы, мы с воспитанниками подготовительной группыМАДОУ детский сад №17организовали кружок «Мы юные метеорологи» по прогнозированию погоды.Метеорологические приборы, размещенные на красиво оформленном участке, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, возбуждая интерес и любопытство, как детей, так и их родителей. Работа на метеоплощадке дает возможность знакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

Метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Дети имеют возможность ежедневно играть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей вызывает огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов погоды. В теплое время года живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке.

Наблюдая за погодой, ребята учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики, наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.

Для детей наблюдения на метеоплощадке – это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников образовательного процесса – это новая интересная форма взаимодействия с детьми.

Играя, дети с полной серьёзностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем присутствующим в детском саду. Ведь юным метеорологам после проведённых метеонаблюдений необходимо посоветовать детям и взрослым: как одеться на прогулку, можно ли высаживать растения в открытый грунт (посадка зависит от температуры почвы), поливать растения или можно обойтись рыхлением почвы вокруг них и др.

Благодаря работе на метеоплощадке, дети развиваются умственно, творчески, формируется экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу.Хочется верить, что наши воспитанники будут стремиться к защите окружающей среды и содействию устойчивому развитию в целях охраны жизни и имущества от стихийных бедствий, связанных с погодой, климатом.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
  2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1997. – 72с.
  3. Жукова Р. А. Экология. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Метеоплощадка «Ветерок»

Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. Красота, динамика, новизна предметов и явлений природы всегда привлекает и вызывает глубокий интерес у детей. Всюду мы видим мальчишек и девчонок с любопытными, смышлеными глазками, входящих в удивительный мир природы и желающих знать, почему дует ветер, почему мокрая земля, почему солнце не падает на землю. Частые наблюдения за явлениями природы становятся детям малоинтересны. Чтобы активизировать эту работу и поддержать интерес к наблюдениям воспитателями нашего детского сада была оборудована метеоплощадка «Ветерок». На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра. Солнечные часы позволяют детям учиться определять время по солнцу. Для измерения осадков на метеоплощадке размещен дождемер, сделанный из зонта и пластиковых баночек. На метеостанции дети узнают много нового о природных явлениях, учатся наблюдать и экспериментировать.


Уже второй год на территории нашего детского сада дети наблюдают за погодными явлениями на метеоплощадке. Воспитатели Никитченко Д.С. и Якобчук М.В. проводят наблюдение после дождя за количеством выпавших осадков.


Вместе с воспитателем Черниковой Т.А. наши воспитанники учаться определять время по солнечным часам

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада

Разработка настоящего элемента экологической тропинки проведена воспитателем средней коррекционной группы ГДОУ детского сада №100 «Маячок» г. Ногинск-9, Московской обл. Срибной Аллой Петровной в ходе выполнения аттестационной работы на тему: «Создание предметно развивающей среды для познавательной исследовательской деятельности дошкольников».

Метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

выделенный специально участок местности на территории детского сада;

^ Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр — для изменения температуры воздуха.

На метеоплощадке также находятся:

Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер — служит ля измерения количества осадков.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

^ Требования к составным частям

оборудуемого элемента экологической тропинки

Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. В непосредственной близости от участка не должно быть сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков.

^ Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

На фотографии изображена детская метеостанция, которая была разработана в соответствии с указанными выше требованиями и выполнена из доступных материалов.

При этом составные элементы расположены компактно на отдельном деревянном шесте.

Для обеспечения возможности установки и демонтажа шеста на метеоплощадке заранее неподвижно в земле, закреплена металлическая труба подходящего диаметра, с просверленными отверстиями, позволяющими размещать шест на разной от уровня земли высоте по сторонам света, посредством сквозного механического (болт с гайкой) крепления.

В верхней части, по известному в различных изданиях эскизу, изготовлен и смонтирован флюгер в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Детский барометр, размещенный на некотором расстоянии ниже, выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» — к высокому давлению и солнечной погоде.

Под барометром размещен купленный в магазине обыкновенный термометр, который позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на шесте выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.

В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к шесту, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер.

Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.

1- я задача: обучать детей снятию показаний приборов;

2- я задача: предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;

^ 3- я задача: изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;

4- я задача: изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями;

^ 5- я задача: обеспечение условий для проведения детьми исследований.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

Метеоплощадка в детском саду своими руками.

Метеоплощадка в детском саду

Роговая Е.П., Хорхордина Т.В.,

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав — указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке — термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную емкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер — служит для измерения количества осадков.

На крыше закреплены экваториальные солнечные часы.

У экваториальных солнечных часов поверхность циферблата наклонена относительно уровня земли на угол равному 90 градусов — широта местности и повернута к полярной звезде (на север). Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно и представляет собой обычный штырь. Разметка часов на циферблате — каждые 15 градусов.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени , состоящий из двух сосудов , соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком . В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Это «часы», расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Adblock
detector