Метеостанция своими руками на участке детского сада

Оборудуем домашнюю метеостанцию. Дождемер своими руками.

Год мы с Катей, конечно, не продержимся 🙂 Но пару недель наблюдения вести будем.

Это поможет почувствовать себя настоящими учеными-метеорологами и понять, какая непростая у них профессия, сколько она требует труда и терпения.
А здесь можно почитать других занятиях для детей по профессиям: о том, как Катя на собственном опыте изучала профессии манекенщицы и моряка, и как сделать ЛЭПБУК «ПРОФЕССИИ» для детей.

Остальные наши приборы для домашней метеостанции, с помощью которых можно наблюдать за погодой и природными явлениями и сделать свою собственную домашнюю метеостанцию можно почитать здесь: Лэпбук «Домашняя метеостанция», Самодельный барометр, Гигрометр из шишки, Измеряем силу ветра, Флюгер, Солнечные часы, Как определить стороны света, Наблюдаем звезды

Проект «Метеостанция в детском саду — наблюдаем, играем».

Наш проект будет интересен как сотрудникам детского сада, так и родителям.Целью проекта является создание предмето-развивающей среды и исследовательской деятельности старших дошкольников.

Содержимое разработки

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

— познавательному развитию ребенка;

— формированию нравственных качеств;

— формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

познакомить с профессией метеоролога;

формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

формировать представления о четырех частях света;

познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;

привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

старший дошкольный возраст.

Сентябрь 2017г.- август 2018г.

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

подготовка отчета с презентацией.

развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Формы работы по проекту:

Наблюдения в природе

Книга народных примет

Чтение художественной литературы

Работа с родителями

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще — не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения — все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы оборудовали на своем участке метеостанцию. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый участок и установили метеодомик.

Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом и облачностью,

с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

измерять количество осадков с помощью дождемера,

определять температуру воздуха с помощью термометра,

с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,

сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие с приборов и составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Метеолаборатория в детском саду.

Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия для непрерывного познания наших воспитанников. Согласно Концепции развития системы образования ОАО “РЖД” на повышения естественнонаучной грамотности у детей, коллективом детского сада № 198 ОАО “РЖД” была оборудована метеорологическая лаборатория в детском саду. Именно здесь ребята получают естественнонаучные знания не по картинкам и рассказам. А, практически общаясь с объектами неживой природы посредством приборов и специальных приспособлений, используют знания для отбора в реальных жизненных ситуациях, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, делают выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира.

Что такое погода? На этот вопрос любой взрослый ответит не сразу, а наши воспитанники легко:

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети, не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы дети увидели эти явления и заинтересовались ими, современный педагог должен сам иметь достаточный объем знаний, владеть разнообразными технологиями и использовать приемы активизации детского мышления.

С созданием метеолаборатории появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Оборудование метеорологической лаборатории.

Как и любая лаборатория наша метеорологическая имеет свое оборудование необходимое для предметов исследования. Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. (Рисунок № 1)

Рис. 1

  • Самым значимым стало появление метеобудки, изготовленной по всем требованиям с большим термометром, имеющим достаточно крупные деления для удобства детям, для снятия показаний температуры воздуха;
  • Метеорологический флюгер с анемометром – прибор, назначение которого не только показывать направление ветра, но и его силу, выраженную в условных единицах; (Рисунок № 2)
  • Барометр –прибор для определения атмосферного давления; (Рисунок № 3)
  • Компас –прибор для определения сторон света;
  • Микроскоп переносной –прибор для рассматривания в увеличенном виде;
  • Лупы – индивидуальные увеличительные приборы.

Рис. 2

Рис. 3

Дождемер – прибор для измерения уровня осадков (снега и воды), изготавливается из любой подручной емкости, на которую наносятся деления (условные мерки). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии;

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается;

Карточки (с видами облаков, высотой солнца, последствий ураганов, смерчей и т.д.);

Макет термометра с движущимся “ртутным столбиком”, для сравнения температуры в разные часы суток;

Макет солнечных часов. Сделать их нетрудно, самое сложное -точно их установить на площадке. На квадратном куске фанеры размечают и выжигают круглый циферблат часов. Размеры могут быть любыми, но часовые деления должны равняться 15 градусам. Ночные часы не обозначаются. Точно в центре циферблата и строго перпендикулярно ему укрепляют металлический или деревянный стержень длиною немного больше радиуса окружности циферблата. Тень от стержня заменит часовую стрелку, и будет показывать время. Циферблат устанавливаю на какой-нибудь подставке или просто на земле наклонно, угол наклона зависит от географической широты местности. Циферблат надо установить так, чтобы стержень был направлен точно на север – на Полярную звезду.

Макет песочных часов на 3 минуты. При его изготовлении использовались 2 пластиковые бутылки и шаровой кран.

В работе лаборатории как нигде лучше применим основной принцип дидактики – доступность, научность и постепенный переход от простого к сложному. (Рисунок № 4) На знаниях, полученных в ходе использования одного прибора, базируются знания для работы с дальнейшими приспособлениями.

Рис. 4

К работе в метеорологической лаборатории привлекаем детей старшего дошкольного возраста. Начинаем со знакомства с воздушным термометром, находящимся в метеорологической будке. У детей возникает масса вопросов: для чего этот “дом”? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Например: Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. (Рисунок № 5)

Рис. 5

Через некоторое время в метеобудке мы “обнаруживаем” дополнительный термометр и задается вопросом для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подводим детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой выносим на улицу и вкапываем). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного). Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий.

В метеобудке мы постоянно с детьми обнаруживаем новые приборы: и компас, и барометр и другие интересные предметы. Как будто волшебник-невидимка подбрасывает их и побуждает применить, сделав свое маленькое “открытие”.

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей новыми знаниями и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы (Рисунок № 6):

– подсчитать каких дней зимой было больше ясных, с осадками или ветреных;
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель? и т.д.

Рис. 6

Виды календарей, используемых в работе с детьми могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний в метеолаборатории.

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно даем детям знания о народных приметах, стараемся их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии. Дети удивлялись, многое сбывается. Так, понаблюдав поведение насекомых перед дождем и узнав о примете “Муравьи прячутся в муравейнике перед дождем”, детей привел в восторг прошедший дождь. И они сами старались спорить о том, какая будет погода – эти споры породили стремление детей составлять свои метеопрогнозы. Эти прогнозы поначалу были основаны на показаниях приборов, а затем по облакам и , конечно же с использованием народной мудрости – примет.

Полученные знания дети перенесли в игровую ситуацию и явились авторами игры “Прогноз погоды”.

Материал: бутафорский телевизор, карточки с разнообразными атмосферными явлениями.

Цель игры: использовать полученные естественнонаучные знания с показаниями погоды в игровой деятельности. Развивать коммуникативные функции и артистические способности.

Дети договариваются и выбирают телеведущих по программам. Включают импровизированный телевизор и освещают свою рубрику “Прогноз погода на завтра”, используя в речи термины, а так же советы и рекомендации по одежде и возможным аксессуарам. Например: “По наблюдениям метеолаборатории нашего детского сада завтра ожидается погода без осадков, температура не изменится и составит 16–18 градусов, ветер южный, слабый. Поэтому зонтики можно оставить дома и резиновые сапоги не надевать”. Прогноз сопровождается иллюстрациями соответствующей погоды.

Метеостанция для детей.

Наблюдения за природой являются важной частью развития ребёнка по системе Монтессори. Вместе с детьми организуйте на дворе школы или дома небольшую метеостанцию, оснащённую флюгером, термометром, гигрометром и осадкомером.

Флюгер своими руками

Изготовьте и установите на высоком шесте флюгер и расскажите детям, как определять направление ветра. Возьмите гладкую палку и вбейте в один из её концов длинный гвоздь. Вырежьте из плотного картона флажок и заламинируйте его, чтобы не промокал при дожде.

Край флажка оберните вокруг гвоздя так, чтобы он мог свободно вращаться при дуновении ветра. Сделайте из тонких проволочек стрелки, указывающие на юг, север, запад и восток и закрепите их на палке. Флюгер готов. Установите его на вашей метеоплощадке, сориентировав стрелки по сторонам света.

С детьми постарше (6–9 лет) изготовление флюгеров замечательно вписывается в уроки по географии, когда вы рассказываете, как образуются ветра, как использовали знания о них первые мореплаватели, что означают ветры на «конских широтах», что такое пассаты.

Моряки, зная о пассатах — устойчивых ветрах, дующих в тропических поясах, — называли их «торговыми ветрами», потому что с их помощью торговые корабли-парусники (тогда ещё не были изобретены двигатели) пересекали Атлантический океан. На парусниках везли товар из Европы в Америку.

Субтропические ветры между 30 и 38 параллелями южных и северных широт были настолько лёгкими, что парусники вставали в штиль. Приходилось месяцами ждать подходящего ветра. Часто ожидания затягивались на 3–5 месяцев. У моряков заканчивалась пресная вода и еда, и им приходилось питаться лошадьми, которых перевозили в больших количествах из Европы. Поэтому эти широты прозвали «конными».

Используя флюгер, дети отмечают в своих календариках наблюдения за погодой направление, силу и смену ветра. Таким образом мы не просто знакомим их с основными метеорологическими приборами, но и с методикой и техникой наблюдений и обработки результатов.

Термометр своими руками

Установите на метеоплощадке большой термометр и научите детей читать значения температур воздуха. Эта работа является также подготовкой для понимания концепции отрицательных чисел в математике, которая предлагается детям 9–12 лет в школе Монтессори.

Малыши 3–6 лет с удовольствием изготовят собственные термометры из картона и цветных ниток. Для этого:

  1. Посередине белой полоски картона шириной 4–6 см наносят шкалу термометра (выше и ниже нуля).
  2. Соединяют вместе красную и синюю (белую) нити.
  3. В верхнем и нижнем концах шкалы делают отверстия и пропускают через них концы ниток, связав их с обратной стороны.

Сверяясь с настоящим термометром, ребята двигают нить на своих самодельных градусниках, устанавливая и записывая значения температур в календарики погоды.

Гигрометр своими руками

Следующим прибором детской метеостанции является гигрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Для его изготовления гигрометра понадобятся:

  • прямоугольный кусок деревянной дощечки или пенопласта;
  • две канцелярские кнопки;
  • скотч;
  • человеческий волос длиной около 10 см;
  • отрезок тонкой проволоки.

Укрепите на дощечке две кнопки на расстоянии примерно 8–10 см. К нижней прикрепите проволоку так, чтобы она могла приходить в движение, то есть нетуго. К верхней кнопке прикрепите кончик волоса, затем протяните его вокруг проволоки и закрепите на верхней кнопке. Прибор готов.

Расскажите детям, как человеческий волос реагирует на влажность воздуха, становясь короче или длиннее. При высокой влажности он удлинится, опустив таким образом стрелку вниз; при низкой влажности, наоборот, волос станет короче и поднимет проволочную стрелку вверх. Это свойство волоса и использовано для изготовления гигрометра.

Осадкомер своими руками

Дополнит вашу метеоплощадку осадкомер — прибор для измерения жидких и твёрдых осадков (града). Возьмите обычное ведро, установите его на небольшой возвышенности (тумбе, табурете). Накапливаемые осадки сливаются в мерный стакан со шкалой. Результаты дети заносят в свои календарики.

Метеостанция, построенная своими руками — это не только часть предметно-развивающей Монтессори-среды, но и увлекательная и познавательная возможность наблюдать за погодой и вести журнал наблюдений.

Обсуждая с детьми погоду, можно расширить тематику и рассказывать им о современных профессиях, зависящих от погодных условий. С детьми постарше (8–9 лет), в рамках Монтессори-программы по экономической географии, мы говорим о том, как климатические условия в целом влияют на экономику разных стран.

Детский сад комбинированного вида №31.

Автор: зам.зав. по ВиМР Филевич Н.Д. и творческая группа детского сада.

Цель работы: создание элемента экологической тропы -метеоплощадки , как части предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.

Дидактические задачи:

1.Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами : компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

  1. Обучать детей снятию показаний приборов;

3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

5.Формировать представления о четырех частях света;

6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Описание

Метеоплощадка — это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер– прибор для измерения количества осадков.

Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.

Ветряной рукав— прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы — прибор для определения времени.

Основные требования к организации

метеоплощадки.

Метеоплощадка является важным элементом экологической тропинки. Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами,с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений,практических работ, организовать систематические наблюденияза погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а такжеизучение микроклимата территории детского сада.Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м², желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. Для удобства проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50см. Специальное оборудование необходимо расположить компактно на двух металлических стойках, что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.

Барометр прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое — облачную и дождливую).

Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» — к высокому давлению и солнечной погоде

Дождемер — метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.

Флюгер — метеорологический прибор для измерения направления ветра.

Флюгеризготовленв форме вращающегося на опорной оси «Карлсона», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Солнечные часы — прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату.

Горизонтальные солнечные часы выполнены из фанеры. Циферблат находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник , один из углов — прямой (90 градусов), второй — широта местности (то есть в Москве, это будет треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Заводим таймер, и каждый час отмечаем деления.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха. Приобретенный в магазине обыкновенный термометр позволит с помощью воспитателя детям определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на стойке выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.

Рекомендации.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения — предсказатели» погоды:
1.Ноготки развернули венчики рано утром — ожидается ясная погода, после полудня — дождь, гроза.
2.Одуванчик сжимает свой шар — быть дождю.
3.Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость — облеплены насекомыми.
4.Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
5.Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются — к дождю.
6.Клевер сближает листочки наклоняются — перед ненастьем.
7.Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. — Днем жди дождя.
8.Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми — перед дождем, закрываются — к хорошей погоде.
9.Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.
10.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз — к дождю.
11.Листья клена начинают «лить слезы» ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
12.Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.

Adblock
detector