Пособие своими руками по экологии в детском саду

Сайт для воспитателей детских садов .

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Лото «Кому нужна вода?»

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

— Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

— Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. «Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) — льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния — (демонстрационные и раздаточные).

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

— В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников.

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

Автор — Ишмухаметова Лиана Ильдусовна, воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад №36 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.

В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход её естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают учёные, техническими средствами невозможен. Экологическое воспитание выступает необходимым условием преодоления последствий негативного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».

Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Сегодня мы поговорим об экологических макетах.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

-создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;

-развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;

-формируются навыки правильного поведения в природе;

-воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет. В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет «Водопад»

Макет «Горы»

Макет «Озеро»

Макет «Зимний лес»

Макет «Улей»

Создание макета муравейника

Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

Пособие своими руками по экологии в детском саду.

Дидактическое пособие «Четыре времени года». Экологические игры.

Авторы: Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна, Воспитатели, ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад «Теремок», Самарская область Сергиевский район п.г. т. Суходол

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к природе.

Главные задачи на начальном этапе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: знакомство детей с природой через непосредственный контакт, и через ознакомление с природой опосредованным путем посредством использования дидактических пособий.

Реализуя деятельностный подход в нашем детском саду, пришли к выводу, что использование в образовательной деятельности дидактического пособия «Четыре времени года», позволяет детям в активной форме овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.

Для решения данной проблемы, нами было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособия экологической направленности.

Дидактическое пособие «Четыре времени года»

Цель данного пособия сформировать у ребенка младшего дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • формирование представления детей младшего дошкольного возраста о временах года
  • ознакомление детей с понятиями: год, осень, зима, лето, весна, через опосредованную деятельность
  • развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет
  • развитие самостоятельности и инициативы
  • воспитывать положительное отношение к природе.

Дидактическое пособие «Четыре времени года» — это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр, и имеет наглядность. Пособие предназначено для использования в детском саду с детьми дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет и в помощь педагогам.

Пособие многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут под руководством педагога проводить игры и вне занятия.

Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры. Состоит из четырех частей, которые раскрашены акриловыми красками и соответствуют 4-м временам года, соответствуя цветовой гамме. Каждый сектор – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком. Сектор весна представлен в виде весенних цветов и птиц и скворечников изготовленных при помощи цветной бумаги, прикрепленных с помощью ниток на канцелярские иголки. Сектор лето в виде фруктов изготовленных из цветной бумаги, так же прикреплённых с помощью ниток и канцелярских иголок. Сектор осень в виде листьев, птиц из цветной бумаги. А зима в виде снежинок, снегирей и синичек, кормушки изготовленных из бумаги. Каждое время года разделено на три цветовые гаммы, цвет обозначает один из месяцев определенного времени года.

Нижняя часть дерева задекорирована материалом, расцветка которого соответствует времени года. На материал с помощью липучек прикрепляются тематические картинки с признаками времен года.

К основанию дерева прикручены колесики, что позволяет данному пособию быть мобильным.

Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная цель предлагаемого пособия — формирование предпосылок экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе. Данная цель решается через следующие задачи:

  • развитие познавательного интереса к миру природы
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
  • воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
  • формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности.

Игра «Придумай рассказ» для детей 4-5 лет.

Задачи:

Развитие представлений детей о временах года; закрепление знаний о характерных признаках времен года; формирование умения подбирать предметные и сюжетные картинки; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные и сюжетные картинки по временам года, предметные модели соответствующие временам года (листья, фрукты, снежинки, птицы).

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку выбрать время года, которое ему нравится. Затем ребенку необходимо подобрать предметные модели, которые соответствуют выбранному времени года и разместить их на дереве. Также необходимо выбрать картинки с признаками выбранного времени года, разместить их у основания дерева, объясняя свой выбор.

В конце игры педагог предлагает подобрать сюжетные картинки к данному времени года, разместить их на магнитной доске и составить описательный рассказ.

Примечания:

Игра проводится индивидуально с одним ребенком, или парами.

Игра: «Изменения в природе» для детей 3 – 4 лет.

Задачи:

Формирование у детей умения зрительно соотносить времена года с изменениями происходящими с объектами природы; развитие целостного восприятия; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Картинки с изображением изменений природы в разное время года (почки на дереве, листочки, цветы, плоды), картинки с разными видами деревьев (тополь, каштан, рябина, береза и т.д.)

Ход игры:

Педагог предлагает детям из предложенных картинок выбрать дерево, затем выбрать время года в котором бы они хотели его увидеть. Далее дети подбирают предметные модели которые характеризуют изменения этого дерева.

Например:

Из предложенных карточек ребенок выбирает карточку с деревом Каштан. Далее выбирает время года «Весна» и закрепляет карточку на модели дерева. Затем выбирает предметные модели с изображением почек и цветов каштана и размещает их на дереве.

Примечание:

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей (от 2-3).

Игра: «Небылица»

Задачи:

Развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и зимующие), предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж).

Ход игры:

Педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно.

Например:

Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве зеленые листочки и снежинки.

У основания дерева располагает диких животных: лису, серого зайца, медведя и ежа. Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно.

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Игра: «Что где находится?»

Задачи:

Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материалы:

Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного времени года.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам.

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Развивающее пособие по экологическому воспитанию детей «Заколдованное поле».

Дошкольников всегда привлекает решение проблемных ситуаций, особенно если они представлены в виде различных игр, а особенно, в изготовлении которых, они тоже принимали участие. Общий замысел игры опирается на уже полученные знания детей, в которой представленные модели существенных признаков животных из разных эколого-систематических групп (модели мы придумывали вместе с ребятами на занятиях). Развивающе пособие расчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Для изготовления данного развивающего пособия понадобиться картонная коробка, клейкая плёнка или скотч, 4 контейнера,4 игрушки из-под киндер-сюрприза, карточки с изображением животных (звери, рыбы, птицы, насекомые) по 4 представителя каждого класса.

Алгоритм изготовления пособия:

1. Приготовить картонную коробку, обклеить яркой бумагой, покрыть самоклеющейся пленкой или скотчем (для прочности), на дно коробки заранее кладем (не приклеиваем) заготовку с картинками-моделями основных признаков животных; кубик для игры можно взять готовый или сделать самим из белого картона. Старт обозначим красным квадратом.

2. Вместо обычных фишек я взяла бусинки (раз уж в путешествие у нас отправляются принцессы), которые сложены в коробку. Понадобятся четыре не большие емкости, (условно называю их «корзинками» для принцесс), взяла старые футляры из-под счетных палочек. На каждый наклеила из картона разноцветные овалы, которые по цвету схожи с цветом платьев принцесс.

3. С одной стороны коробки сверху ножом для бумаг вырезала специальные четыре отверстия для «корзинок». Принцесс для игры взяла из киндер-сюрприза, финиш игры обозначила вырезанным из картона дворцом.

4. В отдельную коробку приготовила картинки с изображением животных (звери, птицы, рыбы, насекомые), которые собрала со старых лото. Вместо обычных фишек я использовала крупные бусинки, (раз уж в путешествие у нас отправляются принцессы), которые сложены в коробку.

Задачи:

— игровое пособие помогает закрепить знания детей о животных, тренировать умение пользоваться схемами: определять по картинкам-моделям к какой основной эколого-систематической группе они относятся (звери, птицы, рыбы, насекомые).
— развивает мышление детей путём поиска, сравнения и установления причинно-следственных связей, развивает доказательную речь.

Цель: за правильные ответы набрать большее количество бусинок и придти во дворец раньше других.

1-Вариант использования пособия:

В игре одновременно могут участвовать от 2 до 4 детей. Можно перед началом игры мотивировать детей на игру рассказывая, что принцессы были на балу,а теперь им надо помочь вернуться во дворец, но злая колдунья превратила дорогу по пути во дворец в заколдованное поле, которое мы должны помочь разгадать и собрать как можно больше бусинок для ожерелья колдуньи, чтобы она подобрела и больше не обижала принцесс.Каждый ребенок выбирает себе принцессу и «корзинку» определенного цвета. По очереди бросают кубик и перемещает свою принцессу на столько клеток сколько выпало точек. Направление движения принцесс по полю педагог указывает сам (можно указать стрелками на клетках).

Если принцесса попала на клетку с картинкой-моделью, то ребенок выбирает из всех карточек животное, которое по его мнению соответствует данной модели, доказывает, почему он выбрал именно это животное.

Например, Тане выпало на кубике 6 точек, её принцесса стала на картинку-модель на которой изображены деревья (лес). Таня определяет, что в лесу живут дикие животные и птицы (выбирает картинку с волком). Таня доказывает, что волки живут в лесу, потому что они дикие животные, сами о себе заботятся. Здесь педагог может задать вопрос чем питается волк,образ его жизни, о его детенышах.За правильный ответ Таня получает бусинку, которую кладёт в свою корзинку.

Если выпадает ход на пустую клетку, то играющий пропускает ход.Когда ребенок ошибается, то его принцесса возвращается ровно настолько клеток назад, сколько было на кубике. В конце игры победителем оказывается тот, кто больше дал правильных ответов и набрал в своей корзинке больше бусинок.

2-Другой вариант игры.

Можно, наоборот, на дно коробки положить заготовку с изображением разных животных, а картинки-модели дети будут подбирать сами и доказывать, почему это животное относиться к рыбам, например, а не к зверям или насекомым. На кубике выпало 3 и принцесса переместилась на клетку с изображением окуня, ребенок выбирает соответствующие картинки — модели (вода, чешуя, жабры, плавники, икринки и т.д.), доказывает свой выбор и т. д. – также можно взять карточки – модели и картинки растений.

Таким образом, дети осознанно усваивают полученные знания в процессе игры, ребенок манипулирует набором картинок-моделей доказывая и объясняя свои действия.

Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна,
воспитатель,
МКДОУ Д/С «Теремок» п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Развивающие игры по экологии (природоведческие) в детском саду.

Развивающая игра «Кто где живет»

Название: Развивающая игра «Кто где живет» Номинация: Детский сад, Развивающие игры,игры по экологии, 2 … Читать далее Развивающая игра «Кто где живет»

Интерактивная игра «Четвертый лишний по теме «Насекомые»

Название: Интерактивная игра «Четвертый лишний по теме «Насекомые» Номинация: Детский сад, Развивающие игры … Читать далее Интерактивная игра «Четвертый лишний по теме «Насекомые»

Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Развивающие игры для детей 6-7 лет о растительном мире. Назови одним словом. Цель: выявить … Читать далее Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Конспект прогулки в средней группе

Огурцова Татьяна Васильевна воспитатель Детский сад № 91 г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.

Непосредственная образовательная деятельность для детей 2-3 лет. Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…».

Аверьянова Юлия Владимировна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Детский сад комбинированного … Читать далее Непосредственная образовательная деятельность для детей 2-3 лет. Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…».

Эколого – оздоровительная игра зарница «На поиски клада» для детей старшего дошкольного возраста

Шибакова Любовь Владимировна заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное … Читать далее Эколого – оздоровительная игра зарница «На поиски клада» для детей старшего дошкольного возраста

Игры по экологии в старшей и подготовительной группе в летний период

Сценарий прогулки в старшей и подготовительной группе в летний период Цель: организовать практическую деятельность … Читать далее Игры по экологии в старшей и подготовительной группе в летний период

Развивающая игра по экологии в подготовительной группе«Верные друзья птиц»

Занятие по экологии в подготовительной группе«Верные друзья птиц» Тема: «Верные друзья птиц». Цель: … Читать далее Развивающая игра по экологии в подготовительной группе«Верные друзья птиц»

Adblock
detector