Уголок настроения в детском саду своими руками

Как оформить уголок психологической разгрузки в детском саду.


Наталья Василишин 18.01.2018 2 7.2k

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды — центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап — обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Оформление центра психологической разгрузки

Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.

  1. Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер»), книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т.д.).
  2. Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
  3. Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
  4. Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — мягкая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).

Стандартными для групп любого возраста являются мешочки настроения: в плохой можно высказать плохое, а из хорошего взять хорошее

Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Содержание уголка

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Обсуждения.

Уголок настроения. Экран эмоций.

8 сообщений

Эмоции – очень важный показатель развития личности и потому – является ключом к разгадке не осознаваемых мотивов.

Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка.

Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них.

____ методическая копилка ____

Эмоциональные состояния бывают как типичные, так и случайные.

При этом все они носят преходящий характер.

Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя и не всегда ясно осознаваемы.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Они обнаруживаются в различных настроениях.

Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.

Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встает на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, управляя развитием чувств детей, он сможет добиться гораздо бóльших успехов в их воспитании.

Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.

Учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему:
ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА НАСТРОЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Предварительный просмотр:

ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА НАСТРОЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Хотелось бы поделиться с коллегами идеей оформления уголка настроения.

Сегодня можно купить все для оформления группы и приемной в готовом виде: папки раскладушки для родителей, тематические папки, раздаточный материал, уголки дежурства, природные уголки и т.д. Проблема обстоит с уголком настроения. На сегодняшний день его нет в продаже в готовом виде – бери и используй. Есть отдельные элементы эмоциональной культуры.

Изготовить такой уголок своими руками занимает много времени и сил воспитателя. Порой педагогу не хватает фантазии и терпения для изготовления такого уголка. Можно заказать уголок настроения в рекламном агентстве. Но тогда все дело упирается в финансовый вопрос. Таким образом, педагоги сталкиваются с необходимостью изготовления уголка настроения своими руками. Но как сделать уголок красивым, эстетичным, долговечным и недорогим.

Предлагаю изготовление уголка настроения своими руками.

Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый. Для этого в детсадах организовывают уголки настроения. Надеюсь, что моя идея уголка настроения поможет воспитателям в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

К уголку настроения идут карточки с предметами или буквами. Для обозначения своего настроения дети используют карточки с буквами или предметами, которые закреплены за каждым ребенком. Так же можно использовать фотографии детей. Желательно их заламенировать для длительного использования. Карточки прикрепляются к уголку с помощью липучек.

Цветовые квадраты обозначают детские эмоции. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение, размещая свою карточку в определенном квадрате. В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то карточка переставляется уже в другой карман.

Уголок настроения можно использовать в любой возрастной группе, поэтапно вводя каждый квадрат.

Уголок настроения понравился и детям, и родителям.

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.

Именно этой цели и служат «Уголки настроения», которые введены в практику работы дошкольных учреждений.

При организации работы в этом направлении возникает ряд вопросов, которые нуждаются в детализации, переоценке и систематизации.

Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.

Цель : отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание

Основные требования к уголку настроения.

  1. Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
  2. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
  3. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
  4. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
  1. Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:
  2. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  3. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.
  4. Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
  5. Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам).

Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

Группа общеразвивающей направленности 2-3 лет:

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.

  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

Группа общеразвивающей направленности 3-4 года:

До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются два цветовых квадрата уголка настроения (желтый квадрат – веселое настроение, синий квадрат – грустное настроение) . Два других квадрата прикрываю сюжетными картинками.

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

Группа общеразвивающей направленности 4-5 лет:

В средней группе ввожу еще один цветовой квадрат (зеленый квадрат – спокойное настроение). При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет:

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

Группа общеразвивающей направленности 6-7 лет:

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).
  1. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»
  2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. –М.: 1995
  3. Данилина Т.А., ЗедгенидзеВ.Я. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – 4-е изд., М.:Айрис-пресс 2008. 160с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Праздник хорошего настроения в детском саду».

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей.

Коллектив нашего детского сада принимал участие в районном этапе городского конкурса «Уголок книги в группе детского сада» — 2015. Общими усилиями мы показали свое виденье центра развития в соответств.

памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Уголок настроения в детском саду».

В течение недели дети, педагоги, родители и весь состав детского сада вовлечены в интересные игры, мероприятия, тренинги, опросы.

Оформление ДОУ своими руками. Светофор эмоций.

Мастер-класс по оформлению детского сада

Уголок настроения «Светофор эмоций»

Автор: Третьякова Ольга Николаевна, воспитатель центра развития ребенка – детского сада № 8 «Рябинушка», г. Димитровград, Ульяновской области

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста. Данное пособие позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.

Данное панно выполнено из трех кругов, соединенных между собой с помощью атласной ленты. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки.

Цель: совершенствовать умение детей определять своё настроение

Формировать умение анализировать события в течении времени, определять настроение.

Способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие

Воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость.

Материал: плотный картон, самоклеющая пленка, клей «Момент», клей «Титан» атласная лента, циркуль, линейка, бельевые прищепки, плотный пластик (папка для бумаг), фотографии детей.

Процесс изготовления:

Вырезаем из плотного картона 3 круга, заданного размера (в моем случае диаметр круга 19 см.), а также 3 круга из пластика, несколько меньшего размера (у меня 17 см.).

Обклеиваем круги из картона самоклеющейся пленкой трех цветов. Важно: заготовку для картонных кругов вырезаем большего размера, чтоб можно было загнуть кончики пленки на обратную сторону.

На белой самоклеющейся пленке рисуем 3 круга диаметром 11 см. – это заготовки для наших эмоций

Наклеиваем их на лицевую сторону картонных кругов

Выкладываем круги на стол: красный, желтый, зеленый, с помощью клея приклеиваем атласную ленту, как показано на фото

Сверху приклеиваем круги из плотного пластика

Теперь на пластик, приклеиваем круги из самоклеющейся пленки, меньшего диаметра

Уголок настроения в детском саду своими руками.

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.

Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о психологическом.

Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.

Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА УЕДИНЕНИЯ

В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).

Adblock
detector