Уголок релаксации в детском саду своими руками

Уголок психологической разгрузки «Комната Фей».

Цель: сохранение психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть, но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми словами для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.

Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения этими качествами обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что не каждое дошкольное учреждение может похвастаться наличием в штате психологической службы. Задача сохранения психологического здоровья детей ложится на плечи воспитателя.

С этой целью был создана предметно – развивающей среда в детском саду «УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «Комната Фей». Для её создания были определены основные направления преобразования образовательной среды.

Основу разработки составили следующие принципы:

— гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.
— активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
— индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

*для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.

Эти же задачи решает «Подушка с упрямками».

«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.

В уголке размещен «Волшебный дуб» .

Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».

Для снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния у детей раннего возраста на этапе адаптации используются игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей» , сопровождая потешкой:

Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.

Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне покойных игр и секретов» , здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю.

В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Таким образом, рекомендуется в каждой группе дошкольного учреждения создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Игры, применяемые в уголке психологической разгрузке
«Комнате Фей»..

Автор: Сайфутдинова Татьяна Александровна,
педагог – психолог,
МБДОУ д/с «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития, ЯНАО, Тюменская обл, г. Губкинский, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Уголок релаксации и психологической разгрузки.

Татьяна Пивоварова
Уголок релаксации и психологической разгрузки

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в нашей 2 младшей группе «Гномики» и создан уголок релаксации и психологической разгрузки.

На стене 2 кота — «индикаторы настроения». Ребенок может подойти и «угостить рыбкой» грустного или веселого кота — в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные «мисочки»

В этот уголок ставится «домик»-палатка, где дети играют по одному-двое.

На полках игрушки, специально подобранные для отдыха и релаксации:

1. Водяные часы. Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями.

2. «Сухие бассейны» с желудями, цветными пуговицами, бусинками от новогодних гирлянд, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку.

3. Самодельные релаксационные игрушки:

— из пластиковой бутылки, пищевого красителя с водой и подсолнечного масла «Море»

— из пластиковых бутылочек и геля для душа (конечно же, бутылочки наглухо заклеены, в одну добавлен бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.

Вторая бутылочка (зеленая) на изображении ниже.

5. Шарманка (монотонная спокойная музыка способствует расслаблению и психологической разгрузке)

6. Песочные часы (выдаются ненадолго и строго под присмотром)

7. Массажные шарики

8. Игрушки-фигурки, складывающиеся при нажимании

9. Логическая игрушка «Змейка»

10. Календарики с переливающимся изображением «Лошадки». Стереокартинки полезны для глаз: сосредоточивание взгляда на определённом предмете, напрягает, а после расслабляет глазную мышцу. Это положительно сказывается на остроте зрения: процент зрения увеличивается, оно становится более чётким.

11. Самодельная настольная песочница «Маша и медведь»

12. Сенсорная игрушка п типу настольной песочницы «Море в коробке»

13. «Стаканчик настроения» — когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели.:)

Буду рада если кому-нибудь пригодится!

Уголок настроения Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе был создан «Уголок настроения». Предлагаю свой уголок настроения,оформленный в.

Оформление ясельной группы Детский сад это второй дом у воспитателя, и конечно у детей. В группе раннего возраста, я решила оформить уголок по временам года, что.

Уголок уединения в детском саду.

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения».

Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

  • организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
  • создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.

Такое «детское место» позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».

Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть:

— стаканчики для крика, подушки для битья;

— коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);

— коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);

— зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);

— набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);

— коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);

— кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;

— «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:

— театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);

— тактильные, сенсорные коврики;

— игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);

— клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);

— дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате»

Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

«Потянулись»

И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

В детском саду «Уголок уединения» в группе.

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения». Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.

Назначение «Уголка уединения» в детском саду

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.

Таким образом, «Уголок уединения» в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:

  • сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
  • помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
  • создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  • предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Рекомендации по оформлению

В детском саду «Уголок уединения» должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.

Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть «окошко» — для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

Как сделать «Уголок уединения» в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.

Идеи оформления

«Уголок уединения» в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде «сказочного шатра», «домика гномика», «волшебной пещеры», «солнечной комнаты».

Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:

  1. Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
  2. Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
  3. Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.

В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический «Уголок уединения» в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде «шатра принцессы».

Наполнение уголка

Важной составляющей такой зоны отдыха является ее наполнение. Так, «Уголок уединения» в детском саду должен содержать игры, направленные на снятие психологического напряжения, дидактический материал, массажеры. Подробнее рассмотрим ниже.

Игры для психологической разрядки

Так, в детском саду «Уголок уединения» должен содержать различные материалы, направленные на разрядку скопившейся негативной энергии у малыша. Например, это может быть мягкая детская боксерская «груша», специальная подушка с грустным смайликом, коробочка, в которую можно рвать бумагу, барабан, игрушечные громкоговорители. Наполнение выбирается в зависимости от возможностей ДОУ и поставленных конкретных целей.

Игры для повышения настроения

«Выпустив пар», малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду «Уголок уединения» может содержать следующие предметы:

  • сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
  • фотоальбомы;
  • материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
  • «коробочка пожеланий» для детских рисунков;
  • куклы, с которыми малыш может поделиться своими «секретами»;
  • игрушечный телефон для «звонков маме».

Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).

Дидактические игры

Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:

  • «У кого какое настроение?»
  • «Дорисуй смайлик».
  • «Собери пазл».
  • «Наши эмоции» и другие.

Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения — для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду «Уголок уединения». Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет — педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

Уголки эмоциональной разгрузки детей в детском саду.

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г.Мичуринск.

Описание материала: данный материал имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он нацелен на корректировку эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе. Представлены методики по коррекции эмоционального неблагополучия.

Цель: преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Задачи:
создать положительный эмоциональный климат в группе и обеспечить позитивное отношение ребенка к взрослым и сверстникам;
— организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;
— формировать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива.

Какими бывают эмоции?
1. Положительные эмоции.: радость, любовь, уважение, удовольствие,

2. Нейтральные эмоции: удивление, любопытство, безразличие,

3. Отрицательные эмоции: страх, испуг, обида отчаяние, ненависть, злоба, зависть,

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей.
обычная детская ревность, обида, зависть.
— ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
— охраняет свою собственную территорию;
— страх разлуки с родителями;
— чрезмерный контроль,
— недостаток внимания,
— переутомление;
— неуважение к личности ребёнка;
— запрет на физическую активность;
— напряжённый эмоциональный климат в группе.

Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе,

организовать предметно-развивающую среду,

организовать «Уголки настроения»

На ней каждый ребенок может нарисовать свое настроение, переживаемые чувства и т. д. Детям предоставляется возможность уединиться, рассмотреть иллюстрации с изображением разных настроений, подумать и выбрать ту картинку, которая соответствует его настроению

Игра «Волшебный стул».

— Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру.
Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

«Зеркало моего настроения»

Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

«Цветопись»

также помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Стаканчик для крика».

Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.

Вывод: в основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…

Согласны со мной? Спасибо за внимание.

Adblock
detector