Уголок сенсорики в детском саду своими руками

Уголок сенсорики в детском саду.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада — это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Назначение уголка сенсорики

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);

Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.

Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

Выпуклые буквы, цифры.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов

Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

Работа в раскрасках — штриховка

Пальчиковая гимнастика — шнуровка

Игры с конструктором — мозаика

Лепка из глины и пластилина

Нанизывание бус, бисера

Цветные клубочки ниток

Работа с ножницами

Актуальность сенсорного уголок в дошкольном образовательно учреждении

Детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Варианты реализации и стилизации сенсорных уголков

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

В средней группе сенсомоторный уголок может быть создан на основе различных крышек и называться “Крышкоград”. Дополнением к нему может служить сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.

В старшей группе сенсомоторный уголок создается на основе природных материалов – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

В подготовительной к школе группе стоит задача — исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получает возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования обсуждаются полученные детьми впечатления. Дети зарисовывают предметы или подбирают картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 53-детский сад .

Официальный сайт МБДОУ №53 г. Тулы

Предметно – развивающая среда младшей группы..

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у малышей сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место, в своей работе я выделила основные принципы организации этого уголка:

  • доступность, безопасность, научность, креативность.

Сенсорный уголок в младших группах

  1. Для развития мелкой моторики
  • Пирамидки, окрашенные в основные цвета
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика
  • Объемные вкладыши, матрешки
  • Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы
  • Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)
  • Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)
  1. Для восприятия формы и величины
  • Набор геометрических тел для сериации по величине
  • Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине
  • Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
  1. Для восприятия цвета
  • Набор цветных палочек , мозаика, пирамидки.
  • Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)
  • Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.
  • Куклы в одежде основных цветов ( красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.
  1. Для восприятия звуков
  • Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек.
  • Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).
  1. Для тактильных ощущений
  • Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)
  • Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)
  • «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.)
  • Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.
  1. Для элементарных опытов
  • Набор для экспериментирования с песком и водой ,(тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, т.д.)
  • Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные , металлические, пластмассовые, резиновые).

Данные диагностики детей младшей группы на конец учебного года показали выросший уровень детей в овладении действиями с предметами (пирамидками, матрёшками, вкладышами), дети раскладываю детали сборных игрушек по убыванию и возрастанию, определяют, где большой, где маленький предмет, где низкий, где высокий. Восприятие цвета и формы идёт в играх-упражнениях, например, «Положи все красные мячики в красные ,такие же по цвету корзины», «Надень на куклу бант такого же цвета, как платье».

Уголок по сенсорному развитию.

Нина Рыженина
Уголок по сенсорному развитию

У нас в детском саду проходил конкурс по сенсорному развитию. Мы предоставили на конкурс различные дидактические игры. Нас оценила комиссия и наша группа заняла призовое место.

Деревянный, настольный, кукольный театр (Бычок-смоляной бочёк)

Оригинальные туфельки, где дети учатся их шнуровать.

Забавная гусеница, набитая (Гречка, фасоль, семечки, рис, пшено)

Дерево из пуговиц делали сами дети. Подручный материал

Деревянный конструктор (Городок). Где дети могут построить свою улицу.

Паровозик, шнуровка по цифрам.


Снеговик. Шнуровка по буквам.


Шнуровка (машины, цветы, ёлочные игрушки.)

Магнитный конструктор из геометрических фигур.

Счёты-лабиринт для моторики рук.

Вязаный пальчиковый театр (колобок)

Деревянный пальчиковый театр (гуси-лебеди)

Пальчиковый театр из ткани

Доска с разнообразными увлекательными для детей деталями.

Магнитная доска, где дети узнают цвет и форму.


Закрути и открути пробочку. Для моторики рук.

Коврик для рисования нитками.

Вот такой у нас получился уголок!

Дидактические игры по сенсорному развитию детей 2–3 лет Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.


Пособие по сенсорному развитию «Чудо-дерево» Игра «Чудо-дерево» Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие тактильных ощущений, учить группировать предметы по.

Игра по сенсорному развитию «Рыбки» Предлагаю вашему вниманию отличное занятие по сенсорике с рыбками. Оно поможет развитию мелкой и крупной моторики, а значит, развитию.

Конспект НОД по сенсорному развитию: игра «Строим дом» Конспект НОД по сенсорному развитию : игра «Строим дом». Воспитатель Бойко Л. А. Цель: Формировать умение различать предметы по форме, и.

НОД по сенсорному развитию в средней группе «Радуга» НОД по сенсорному развитию в средней группе «Радуга». Дидактическая задача: Знакомить детей с системой цветов, последовательность радуги.

НОД по сенсорному развитию с использованием ИКТ «Поможем ежику» «Поможем ежику» Модель: учебно-игровая Интегрируемые образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Перспективное планирование по познавательному развитию во второй младшей группе. Дидактические игры по сенсорному развитию МАДОУ №223,г. Ульяновск,воспитатель Гомзова В. С. Сентябрь 1 неделя Игра «Корзинка с овощами». Цель: Упражнять детей в умении определять количество.

Занятие по сенсорному развитию «Ежики» Цель: закрепление знания о цвете (красный, желтый, зеленый, синий). 1. «Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте:.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки в средней группе «Волшебные палочки» Задачи: 1. Развивать умение сопоставлять предметы по форме цвету, величине, положению в пространстве, видеть существенные признаки предмета.

Занятие по сенсорному развитию «Восприятие цвета» Цель: накапливать у детей цветовое впечатление. Задачи: 1. Учить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый). 2. Развивать.

Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста.

Екатерина Головина
Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста

Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информацией. Правильным образом донести до него информацию о предметах,помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт-задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

В своей группе раннего развития мы создали такой сенсорный уголок,где малыши будут формировать личную систему восприятия мира.

Представленными пособиями малыши формируют представления о цветах (красный,желтый,синий,зеленый и др. ,различают и определяют основные геометрические формы,различают понятия относительных величин (большой,маленький,развивают мелкую моторику рук,учатся ориентироваться в пространстве,учатся распознавать предметы по запаху,тактильным ощущениям.

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

«Проблема сенсорного развития детей раннего возраста в исследованиях педагогов и психологов» В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Значение сенсорного.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Игра-тренажер для сенсорного развития детей раннего возраста «Мой мир»

Мягкий планшет — эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста Развиваемся играя. Мягкий планшет эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста. Подготовила: Сорокатая.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Развитие сенсорики у детей младшего возраста. Игровое оборудование своими руками для сенсорного развития Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении.

Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Раннее детство — особый период становления органов, систем и,.

Уголок по ПДД своими руками в средней группе. Уголок по ПДД своими руками в средней группе. Цель: — закрепить у детей навыки соблюдения правил дорожного движения; — привить детям устойчивые.

Уголок сенсорного развития Сенсорное развитие детей во второй группе раннего развития «Карамельки» г. Жуковский МДОУ ЦРР ДС №3 Подготовила воспитатель:.

Сенсорный уголок.

Елена Фатеева
Сенсорный уголок

Сенсорный уголок нашей группы.

Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий (действий восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений. Для этого в группе создала уголок сенсорного развития, где собран материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов. Пирамидки, кубики, матрешки, ведерки разных цветов и куклы; игрушки-вкладыши разных форм, набор «маленькие и большие». Разнообразные застежки, мозаики Мною создан тренажер для развития мелкой моторики рук из бросового материала

Это большая объемная игрушка «Гусеница» в длину 1,5м где дети с большим удовольствием играют с ней. Застегивают пуговицы и разнообразные пряжки, шнуруют, прикручивают по цвету крышки «Цветы на клумбе», учатся завязывать банты, работать с молниями и многое другое.

Я считаю, развивая сенсорные способности детей и развитие мелкой моторики рук взаимосвязаны в развитии речи ребенка. Так как ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Моя группа Уважаемые коллеги, предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по моей группе. Конечно, красивой фабричной мебели у нас нет, но всё, что.

Сенсорный уголок Сенсорный уголок в группе необходим. Поэтому даже отсутствие материальных средств не мешает педагогам творить, изготавливать пособия своими.

Adblock
detector