Цель чтение стихов в детском саду

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе «Чтение стихов о детях».

Татьяна Полякова
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе «Чтение стихов о детях»

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Чтение стихов о детях».

1. Познакомить детей со стихами А. Барто «Веревочка», С. Михалкова «Фома».

2. Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.

3. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…”

4. Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

5. Развивать связную речь детей, способность рифмовать слова.

Материалы к занятию:

книги со сборниками стихов, музыкальная запись, свеча, “волшебный” сундучок.

Ход занятия:

Дети в начале занятия сидят на коврике. В группе декорации леса. Звучит музыка.

Воспитатель (в руках свеча):

-Ребята, слышите, звучит музыка? Это зовёт нас к себе в гости сказочный лес. Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие в сказочный лес. А “волшебная” свеча нам осветит путь. Давайте произнесём дружно все вместе “волшебные” слова, иначе “волшебная” свеча не зажжётся: “Огонёк, свети, свети, помоги нам в лес пройти”.

Дети с воспитателем произносят слова. Зажигается свеча. Дети проходят. Музыка затихает. Среди декораций стоит сундучок.

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок:

— Ребята, посмотрите, что это? Это, “волшебный” сундучок. В нём спрятались книги.

Звучит музыка. Воспитатель открывает сундучок. Достаёт и показывает детям сборники стихов разных поэтов. Поясняет, что во всех этих книжках – стихи о природе, любви, детях, о игрушках, о маме и т. д.

— А вы, ребята, каких поэтов знаете? (ответы детей)

Далее воспитатель предлагает детям обсудить ряд вопросов:

— Почему люди пишут стихи?

— Как узнать стихотворение на слух или в книге? (ответы детей)

-Давайте вместе зарифмуем слова, попробуем сочинить стихи:

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала —(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался —(сом).

В сказке очень чудный гном,

Зимой ребята лепят —(ком).

А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов найти лишнее.

например, дом, сом, нож, гром или мишка, книжка, нитка, шишка, или зайка, майка, печка, гайка и т. д.

— Стихи — это рифмованные строчки. Они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. Вспомните, как мы пробовали сочинять стихи, и как это было сложно.

— Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи

— Стихотворения нужно писать, т. к. они могут передавать различные наши эмоции, такие как, радость, грусть, страх, удивление и т. д.

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)

Ищем вкусную чернику,

Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)

Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)

А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

Сегодня мы будем читать стихи о детях. Первое стихотворение, которое я вам прочту — «Веревочка» Агнии Барто. Вы внимательно слушайте, подумайте о чем это стихотворение и какие эмоции, какое настроение оно вызывает. Чтение стихотворения.

— О чем это стихотворение?

— В стихотворении встретятся слова, которые нужно объяснить.

— Как сказать по другому?

Галдят — Кричат, шумят

Бульвар -Широкая аллея на городской улице

— О каких приметах весны в городе говорит автор?

— С чем он сравнивает трамвайные звонки?

— Чем занимаются девочки?

— Кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?

— Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему?

— А кто-нибудь из вас наблюдал такую картину, когда девочки скачут во дворе?

— Так как же умела прыгать Лида?

— Какое настроение вызывает это стихотворение?

Еще одно стихотворение – «Фома» Сергея Михалкова. Чтение стихотворения.

-Почему Фома никому не верил? Приведите примеры.

-Как вы думаете. Что значит выражение «Фома неверующий»?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Воспитатель подводит итог занятия:

— Слушать стихи интересно и приятно, но стоит ли их учить наизусть? (ответы детей)

— Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительней будет ваша речь и лучше память.

— Пришло время нам возвращаться из сказочного леса. Посмотрите на свечу и закройте глаза.

Звучит музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель монотонно произносит текст релаксации.

— Мы спокойны. Небо над нами голубое, чистое и нам светит солнышко. Оно греет наши руки, ноги. Мы спокойны, мы отдыхаем. Очень приятно дышать чистым, лесным воздухом. Мы спокойны. Подул свежий веерок. Мы отдохнули. Потянули руки, ноги. Улыбнулись. Открыли глаза.

— Замечательно. Вы прекрасно справились с этим заданием.

— Встали. Пожелайте друг другу тепла и добра! Путешествие в сказочный лес закончено

Чтение художественной литературы. Чтение произведения Л. Кассиля «Твои защитники» Программное содержание: воспитывать патриотические чувства, формировать интерес к художественной.


Кружок «Юный талант» План работы кружка «Юный талант» Задачи: • Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе и театрализованной деятельности.

Цель чтение стихов в детском саду.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

2. Развитие литературной речи;

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Художественное творчество» (развитие детского творчества)

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Чтение художественной литературы»

1. приобщать к рассматриванию рисунков в книгах

2. приучать слушать народные песенки, сказки, авторские произведения; сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности

3. формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения

4. предоставлять возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений

1. воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков

2. учить читать наизусть потешки и небольшие стихотворения

3. формировать интерес к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации

1. формировать интерес к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного

2. приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки; помочь детям используя разные приёмы и проблемные ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям

1. продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе

2. учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки; прививать интерес к чтению больших произведений (по главам)

3. способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям

4. побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения

5. воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитета­ми

6. учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста

7. помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках

8. продолжать знакомить с книгами; обращать внимание детей на офор­мление книги, на иллюстрации; сравнивать иллюстрации разных худож­ников к одному и тому же произведению

1. продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать кра­соту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову

2. пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками

3. воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем

4. развивать у детей чувство юмора

5. продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы)

6. помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением

7. продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»

Работа с детьми по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Формирование интереса к чтению и потребности в чтении в совместной с детьми деятельности осуществляется посредством рассматривания книг, иллюстраций, чтения небольших сказок и стихотворений, потешек, показа мини — спектаклей (с 2 лет); с 3-х лет появляется беседа, обсуждение прочитанного, организуется продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные и подвижные игры, тематические праздники; в старшей группе – викторины, КВНы, экскурсии, проектная деятельность и т.д. В режимных моментах применяются чтение педагогом наизусть небольших стихотворений, сопровождающих режимные моменты, загадывание загадок; с 3-х лет используется обращение к личному опыту детей, обсуждение, игровые упражнения. В самостоятельной деятельности детей – чтение, просмотр и обсуждение мультфильмов, различные виды игр, рассматривание иллюстраций, продуктивная и проектная деятельность. В работе с семьей используются беседы, консультирование, со средней группы – участие в тематических праздниках, экскурсии в библиотеку, выставки и конкурсы.

Методика заучивания стихотворений в детском саду.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.

С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.

Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.

Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

Adblock
detector