Художественная литература для подготовительной группы детского сада

Чтение художественной литературы (предварительная группа).

Лена Бутова
Чтение художественной литературы (предварительная группа)

Перечень чтения художественной литературы в предварительной группе

Прибаутки «Ты пирог съел?»

Сказки и былины «Не плюй в колодец – понадобиться воды напиться» обр. Ушинского

Произведения поэтов и писателей Рф

Проза М. Зощенко «Великие путешественники»

Литературные сказки А. Гемизов «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский «Теплый жлеб»

Произведения писателей и поэтов различных государств

Литературные сказки С. Тонелиус «Три заржавелых колоска» швед.

Заучивание назубок Н. Гернет и Д. Хармс «Ой-ой смачный пирог»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Дополнительная литература А. Фет «Что за вечер»; Б. Поттер «Сказки про Дженайму», «Нырни в лужу» англ.

Прибаутки «Братцы, братцы!», «Глупый Иван»

Небывальщины «Богатый Ермошка»

Сказки и былины «Синко-Филипко» пер. Поленова; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия М. Волошин «Осенью»

Проза Е. Воробьев «Обрывок провода»; С. Романовский «На танцах»

Литературные сказки А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Поэзия Л. Станчев «Осенняя гамма» болг.

Заучивание назубок П. Воронько «Лучше нет родного края»

Дополнительная литература Л. Фадеев «Зеркало в ветрине»; М. Эме «Краски» фр.

Песенки «Лиса рожью шла»

Сказки и былины «Волк и лиса»

Фольклор народов мира

Сказки «Голубая птица» туркм.

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия Т. Сангир «Считалки, скороговорки»

Проза Коровин «Белка» (сокр.); Носов «Как ворона …»

Литературные сказки П. Ершов «Конек-Горбунок»; Ушинский «Слепая лошадь»

Для чтения в лицах «Кошкин дом» С. Маршак

Дополнительная литература В. Берестов «Дракон»; М. Пришвин «Курица на столбах»; А. Усанев «Про умную собаку Соню»

Сказки и былины «Снегурочка»

Фольклор народов мира

Песенки «Перчатки», «Кораблик» англ. ; «Мы пошли по ельнику» швед.

Сказки ««Самый прекрасный наряд на свете»

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия С. Городецкий «Первый снег», М. Пермонтов «Горные вершины»

Литературные сказки В. Даль «Старик-годовик»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Поэзия Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» нем.

Заучивание назубок С. Маршак «Тает месяц молодой»

Песенки «Зима пришла»

Календарные обрядовые песни «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как пошла коляда.»

Небывальщины «Вы послушайте, ребята»

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествует», «Птичка»; П. Соловьева «День и ночь»

Литературные сказки Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Литературные сказки А. Линдгред «Принцесса, не желающая играть в куклы» шведск.

Заучивание назубок И. Суриков «Зима»

Дополнительная литература И. Токмакова «Мне грустно»

Прибаутки «Федул, что губки надул?», «Сбил-сколотил – вот колесо»

Сказки и былины «Добрыня и Змей», «Садко», «Семь Симеонов – семь работников»

Фольклор народов мира

Сказки «Каждый своё получил»

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия Ю. Владимиров «Оркестр»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Поэзия Э. Мир «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга», «Жил-был старичок из Винчестера», «Жила на горе старушонка», «Один старикашка с косою»)

Заучивание Е. Благинина «Шинель», С. Есенин «Береза»

Для чтения в лицах А. Фройденбегр «Великан и мышь» нем.

Дополнительная литература Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», М. Валек «Мудрец»; А. Расмин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «как папа укрощал собаку»

Прибаутки «Где кисель – здесь и сел»

Сказки и былины «Василиса Прекрасная»

Фольклор народов мира

Сказки «Айога» нанайск. ; «Беляночка и Розочка» нем.

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия Н. Рубцов «Про зайца»

Проза А. Куприн «Слон»; Н. Телешов «Уха» (сокр.)

Литературные сказки И. Соколов-Микитов «Соль земли»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Литературные сказки Г. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утёнок»

Для чтения в лицах К. Аксаков «Лизочек»

Заучивание П. Соловьева «Подснежники», Тютчев «Зима недаром злится» (отр.)

Дополнительная литература «Белая уточка»(Афанасьева); С. Темный «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; Д. Хармс «Весёлый старичок», «Иван Торопыгин»

Песенки «Идёт матушка весна»

Календарные обрядовые песни «Как на масленой неделе», «Тик-тик-на», «Масленица, масленица!»

Фольклор народов мира

Песенки «Ой, для чего ты жаворонок! Литвак укр. ; «Что я видел», «Трое гуляк» фр.

Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия С. Городецкий «Весенняя песенка», В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр., Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Фет «Уж верба вся пушистая»

Произведения поэтов и писателей различных государств

Литературные сказки Ф. Зальтер «Бемби» нем.

Заучивание назубок Я. Аким «Апрель», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка»

Дополнительная литература Н. Некрасов «перед дождём2, А. Пушкин «За весной, красотой природы»; Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

Песенки «Когда солнце взойдет, роса на землю падёт»

Фольклор народов мира

Песенки «Улитка» молд.

Произведения поэтов и писателей Рф

Поэзия Э. Успенский «Страшная история», «Память»; А. Блок «На лугу»; Н. Заболоцкий «На реке»

Проза С. Алексеев «Первый ночной таран», Ю. Коваль «Русанок-травник», «Стожок»

Заучивание назубок Э. Мошковская «Добежали до вчера»

Для чтения в лицах Л. Левин «Сундук»

Дополнительная литература «Вот пришло и лето красное»; А. Блок «На лугу»; Э. Успенский «Память»; Ю. Коваль «Выстрел»

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и малышей (предварительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Художественная литература для предварительной группы детского сада.

Создатель: Дементьева Светлана

книжки для малышей 6 лет

Перечень литературы для малышей 6 лет я составила из нескольких программ, разработанных для детских садов. Я не берусь судить как этот перечень эффективен в воспитательных и развивающих вопросах. Предлагаю высказать свое мировоззрение родителям и преподавателям в комментах к этому посту. Я же просто привожу список художественных произведений. Надеюсь, что составленный перечень литературы для малышей 6 лет поможет многим взрослым, заинтересованным в развитии малышей.

Перечень литературы для чтения детям в предварительных группах д/с (примерно 6 лет)

Российский фольклор

  • «Вот пришло и лето красное…»,
  • «Дождик, дождь, веселей»
  • «Зима пришла»
  • «Идет матушка-весна…»,
  • «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»
  • «Лиса рожью шла…»,
  • «Чигарики-чок-чигарок…»

Календарные обрядовые песни.

  • «Как на Масленой неделе…»,
  • «Как пошла коляда»,
  • «Коляда! Коляда! А бывает коляда..»,
  • «Коляда, коляда, ты подай пирога…»,
  • «Масленица, Масленица»,
  • «Тин-тин-ка. ».

Игровой фольклор.

  • «Богат Ермошка»,
  • «Братцы, братцы. »,
  • «Вы послушайте, ребята…».
  • «Где кисель — здесь и сел…»,
  • «Глупым Иван…»,
  • «Сбил, сколотил — вот колесо…»
  • «Ты пирог съел?»,
  • «Федул, что губки надул. »

Сказки и былины.

  • «Белая уточка» , «Василиса Прекрасная» (Сборник сказок в обработке А. Н. Афанасьева);
  • «Волк и лиса», обработка И. Соколова-Микитова
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (А.Гильфердинг, отрывок);
  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колмаковой;
  • «Не плюй в колодец — понадобится воды напиться», обработка К. Ушинского;
  • «Садко» (П. Рыбников, отрывок);
  • «Семь Симеонов — семь работников», обработка И. Карнауховой
  • «Снегурочка» (российская народная притча);
  • «Сынко-Филипко», обработка Е. Поленовой;
  • «Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова
  • «Чудесное яблочко», обработка Л.Елисеевой;

Фольклор народов мира

  • «Кораблик», «Перчатки», перевод. с англ.яз.;
  • С. Mapшак «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой;
  • «Ой, для чего ты, жаворонок…», перевод с укр. и обработка Г. Литвака;
  • «Улитка» перевод с молдавсского и обр. И. Токмаковой;
  • «Что я видел», «Трое гуляк», перевод с французского И. Гернет и С. Гиппиус
  • «Айога» перевод с нанайск., обработка Д. Нагишкина;
  • «Беляночка и Розочка», перевод с нем. Л. Кон;
  • «Голубая птица», перевод с туркменского в обработке А. Александровой и М. Туберовского
  • «Джек, покоритель великанов» перевод с валлийск. К.Чуковского;
  • «Каждый свое получил», обработка М. Булатова;
  • «Самый прекрасный наряд на свете», перевод с япон. В. Марковой.

из сказок Ш.Перро:

  • «Кот в сапогах», перевод с французского Т. Габбе;
  • «Мальчик-с-пальчик», перевод с французского Б. Дехтерева

Произведения поэтов и писателей Рф

  • В. Берестов «Дракон»;
  • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
  • А. Введенский «Песенка о дожде»;
  • Ю.Владимиров «Оркестр»;
  • М. Волошин «Осенью»;
  • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
  • С. Есенин «Пороша»;
  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
  • Н. Заболоцкий «На реке»;
  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
  • Н. Матвеева «Путаница»;
  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
  • А. Пушкин «За весной, красотой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из «Евгения Онегина»)
  • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
  • П. Соловьева «Ночь день»;
  • И. Токмакова «Мне грустно…»;
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
  • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
  • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • С. Темный «Волшебник», «Перед сном»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев «Обрывок провода;
  • М. Зощенко «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
  • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
  • А. Куприн «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
  • М. Пришвин «Курица па столбах»;
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский «На танцах»;
  • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)
  • В. Даль «Старик-годовик»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
  • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
  • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
  • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
  • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»;
  • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
  • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
  • А.Усачев «Школа снеговиков»
  • К. Ушинский «Слепая лошадь»

Произведения поэтов и писателей различных государств

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с германского К. Ореши­на;
  • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
  • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с германского Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
  • Мальмузи Л. «Неандертальский мальчик», перевод с итальянского;
  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
  • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
  • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с германского Л. Цывьяна;
  • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

Для заучивания назубок

  • Я. Аким «Апрель»;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень смачный пирог»;
  • С. Есенин «Береза»;
  • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков «Лизочек»;
  • Л.Ле­вин «Сундук»;
  • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
  • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с германского Ю. Коринца

Вот таковой вышел перечень литературы для малышей 6 лет.

Полезного для вас чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот веб-сайт употребляет Akismet для борьбы со мусором. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Материал по художественной литературе (предварительная группа) по теме:
Перечень ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (6 -7 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

«Художественные произведения играют значительную роль в формировании социальной компетенции малышей, содействует усвоение духовных ценностей родного народа, межкультурных и межнациональных связей, содействует взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего ирина людей.» (Парциальная программа «Крымский веночек»). В данный перечень включены произведения крымских поэтов и писателей, легенды Крыма, легенды и сказки народов Крыма, которые посодействуют воспитателю в приобщении малышей к богатому национальному наследству Крыма, в формировании государственного самосознания малышей и их толерантного дела друг к другу, независимо от этнических различий.

Подготовительный просмотр:

Перечень ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (6 -7 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

  1. А. Алексин «Первый день».
  2. А. Барто «В школу».
  3. В. Берестов «Читалочка».
  4. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
  5. Л.Н. Толстой «Филлипок».
  6. С.Я. Маршак «Первый день календаря».

2.Детский сад. Обходительные слова.

  1. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).
  2. В.Осеева «Волшебное слово».
  3. В. Маяковский «Что такое хорошо».
  4. В.Н.Орлов «Вежливый хвост» , «Добрый день», «Кто первый».
  5. К.Драгунская «Лекарство от послушности».
  6. Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса».

3.Наши игры. Игрушки.

  1. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  2. Б. Житков «Что я видел».
  3. В.Иванов «Мяч»
  4. В. Катаев «Цветик — семицветик».
  5. В.Орлов «Кто во что играет?»
  6. Г.Глушнёв «Мячик»
  7. Е. Серова «Нехорошая история».
  8. Л. Воронкова «Новая кукла».
  9. М.Османова «Кукла в подарок»
  10. С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька».
  11. С. Михалков «Андрюша».

4. Наш город. Моя улица. Нюансы дорожного движения.

Наш город. Моя улица.

  1. А. Дугилов «Моя улица».
  2. З. Александрова «Родина».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…».
  4. С. Михалков «Моя улица».

Нюансы дорожного движения.

  1. М. Коршунов «Едет, торопится мальчик».
  2. М. Кривич «Школа пешехода».
  3. О. Тарутин «Для чего нам светофор».

1 . Осень в Крыму . Осень (периоды озари, осенние месяцы, деревья осенью).

  1. А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».
  2. А.Н.Майков «Осень», «Осенние листья по ветру кружат».
  3. А. Плещеев «Осень наступила», «Осенью».
  4. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
  5. В. Бианки «Синичкин календарь», «Прячутся».
  6. В.Ложко «Осень на Кара-Даге»
  7. В.Орлов «Осеннее наступление», «В лесу сейчас светлей и тише», «Осенние задания»
  8. Г. Скребицкий «Осень».
  9. Е. Трутнева «Осень».
  10. З. Федоровская «Осень».
  11. И. Бунин «Листопад».
  12. И.Козеева «Осень в Крыму»
  13. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
  14. И. Токмакова «Дуб».
  15. Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
  16. М. Волошин «Осенью».
  17. Н.Умеров «Дождь»
  18. О.Амит «Кузь»
  19. С. А.Есенин «Нивы сжаты…».
  20. Ф. Тютчев «Есть в озари первоначальной…».

2 . Фрукты. Овощи. Грибы, ягоды.

  1. А.С. Пушкин «…Оно соку зрелого полно…».
  2. Б. Житков «Баштан», Сад» (из книжки «Что я видел»).
  3. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  4. В.Кучеренко «Яблоня у моря»
  5. В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко».
  6. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка».
  7. М. Исаковский «Вишня».
  8. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  9. Ю. Тувим «Овощи».
  10. Э. Хогарт «Мафин и его известный кабачок».
  11. Я. Тайц «Послушный дождик» .
  12. Народная притча в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  13. А. Прокофьев «Боровик».
  14. В. Катаев «Грибы».
  15. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  16. В. Сутеев «Под грибом».
  17. Е. Трутнева «Грибы».
  18. С. Аксаков «Грибы»
  19. С.Усеинов «Алма»
  20. Я. Тайц «Про ягоды».
  21. Я. Тайц «Про грибы».
  1. А. Гайдар «Голубая чашка».
  2. Бр. Гримм «Горшок каши».
  3. Г.Глушнёв «Весёлые тарелки»
  4. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».
  5. Н. Носов «Мишкина каша».

Российские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».

4.Продукты питания . Хлеб.

  1. В. Осеева «Печенье».
  2. З. Александрова «Вкусная каша».
  3. И. Токмакова «Каша».
  4. К. Петровская «Лепили дружно мы вареники…»
  5. М. Пляцковский «Кому что нравится».
  6. Н. Телешов «Уха» (в сокр.).
  7. Э. Мошковская «Маша и каша».
  8. Р.н.с. «Горшочек каши».
  1. В.Орлов «Колосок»
  2. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  3. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  4. М. Глинская «Хлеб».
  5. Ю. Круторогов «Дождь из семян».
  6. Я. Дягутите «Руки человека» (из книжки «Рожь поет».
  7. Я. Тайц «Все здесь».
  8. Укр.н.с. «Колосок».

1.Глубокая осень. Предзимье

  1. А.С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…», «Уж небо осенью дышало».
  2. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  3. В.Н.Орлов «Ковровые дорожки».
  4. Д.М. Сибиряк «Серая шейка».
  5. И.С. Никитин «Встреча зимы».
  6. С.А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

2.Птицы (перелетные, зимующие, водоплавающие)

  1. А. Майков «Ласточка».
  2. В.А. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой».
  3. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».
  4. В.Н.Орлов «Ворона», «На зимовку», «Цап-цап-цап»
  5. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
  6. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  8. И.Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»
  9. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
  10. К.Д. Ушинский «Ласточка».
  11. Л.Н.Толстой «Лебеди», «Птичка».
  12. М. Пришвин «Ребята и утята».
  13. П.Воронько «Журавли».
  14. Р.н.с. «Гуси-лебеди».

Украинская народная притча «Хроменькая уточка».

  1. А. Блок «Ворона».
  2. В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова».
  3. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички».
  4. Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
  5. Е. Чарушин «Воробей»
  6. И.Козеева «Белоголовый сип», «Совята», «Филин»
  7. И.С. Тургенев «Воробей».
  8. Л.Н. Толстой «Птичка».
  9. М. Горьковатый «Воробьишко».
  10. М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички».
  11. С. Михалков «Зяблик».

Крымчакская сказка «Орлица и ее сыновья»

Ненецкая народная притча «Кукушка».

  1. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
  2. В. Маяковский «Кем быть?»
  3. Г.-Х. Андерсен «Старый дом».
  4. М. Михалков «Лесные хоромы».
  5. С. Баруздин «Кто выстроил этот дом».
  6. С. Маршак. «Кошкин дом».
  7. Притча в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Российские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей».

Читаем художественную литературу с детками в предварительной группе детского сада.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен сформировывать энтузиазм к чтению художественной литературы у детей-дошкольников средством игр, иллюстраций и многообразием выразительных средств и литературных жанров. Кроме этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач нужно хорошо спланировать каждое занятие.

Цели и задачи воспитателя на упражнениях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят принципиальные задачи: воспитание, обучение и развитие малышей. Художественная литература — наилучший ассистент в решении намеченных целей. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать энтузиазм к умственным занятиям.

Кроме этого, все изучаемые художественные произведения нацелены на различные стороны жизни ребёнка. Более необходимыми для малышей предварительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

К примеру, притча «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Определенная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Российская народная притча «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить для себя цель «Объяснять значимость людского труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой притче: знакомить с миром вокруг нас, с планеткой.

Чтению в предварительной к школе группе уделяют повышенное внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — конкретно так реализуются на упражнениях поставленные цели. Воспитатель не разъясняет смысл сказки сходу после чтения — он даёт возможность детям без помощи других разобраться в ней, помогает детям узреть и осознать описанную делему, к примеру, с помощью беседы.

Внедрение вопросно-ответной формы коммуникации — лучший метод развития у дошкольников речевого мышления.

К примеру, при исследовании сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в притче?
  2. Куда собираются мама с папой?
  3. О чём мама просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как предки ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение воспринимает девченка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели посодействовать девченке?
  9. Куда прибежала девченка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девченке удалось спасти братца?
  12. Почему на оборотном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девченке?
  13. Может ли быть такое, чтоб печка, яблонька и молочная речка говорили с девченкой?
  14. Где мы можем повстречать говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена разумно: поначалу обыкновенные вопросы (по содержанию), потом уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Принципиально держать в голове, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает последующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

К примеру, при исследовании сказки «Аленький цветочек» должны решаться последующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, сформировывать осознание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно найти цель: «Развивать познавательную активность малышей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В процессе беседы малыши должны осознать, что такое повиновение и своеволие, в чём выражается, что рекомендуется за ними, как необходимо вести себя и проч. Мотивируя малышей без помощи других разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Детям предварительной группы рекомендуется читать не только лишь художественную, да и научно-познавательную литературу

Чтение в предварительной группе должно быть познавательным. Преподаватель, развивая познавательный энтузиазм, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет без помощи других мотивировать себя и с наслаждением читать книжки.

Мотивация дошкольников на упражнениях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сдвинуть акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она базирована на желании разговаривать со взрослым, так как он одобрит и проявит энтузиазм к совместной деятельности. К примеру: возьмите изображения героев сказки и попросите малышей посодействовать для вас избрать либо нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубашку для медведя).
  3. «Научи меня».В базе лежит желание каждого воспитанника ощущать себя умным, способным. К примеру: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что запамятовали последовательность действий либо не осознаете поступки героев. Так он будет более уверенно дискуссировать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтригованность сделать что-либо в подарок для себя либо для родных. Картинки, поделки, открытки, – всё это можно делать на упражнениях по чтению, но малыши непременно должны озвучивать все свои деяния.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. К примеру, при исследовании российской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям рисунки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой притче?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она поначалу разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она гласила?
  5. Как лиса стала позже говорить?
  6. Какие слова она гласила?
  7. Чем завершается притча?
  8. Какой показана лиса в этой притче и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря необходимо обсудить слова: алчность, тупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи нежно;
  • Скажи сурово.

При исследовании рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения основных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые необходимо обсудить с детками: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, гласить правду.

Материалы для вводного шага могут быть различными, все находится в зависимости от заинтригованности и фантазии воспитателя. К примеру, при исследовании сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» малышей привлечёт и мотивирует музыка. При исследовании монгольской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтоб познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех в мире?
    Кого обожают очень малыши?
    На вопрос отвечу прямо:
    — Всех милее наша… (мать).
  • Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень престижная девчонка —
    Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку
    Прыгает, резвится,
    Ловкая, проворная,
    А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,
    Полетала над полями.
    Забавно жужжала.
    Набрала нектара.
    И добычу понесла
    Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по притче Ш. Перро «Кот в сапогах» преподаватель может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Возникновение на занятии такового восхитительного гостя вызовет экстаз у малышей

Структура занятия

Каждое занятие с детками должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из последующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна либо несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детками дошкольного возраста необходимо очень хорошо планировать занятие. Чтоб оно оказалось очень продуктивным, нужно чередовать разные виды деятельности. Кроме чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную либо коммуникативную деятельность.

Возлюбленную сказку можно не только лишь прочесть, да и сыграть

Например, одним из неотклонимых частей каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, сделать лучше эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На упражнениях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать всякую из перечисленных выше форм, но в большинстве случаев в качестве физкультминутки употребляются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Кроме этого, необходимо составлять временной план занятия. Воспитатель должен держать в голове, что занятие, которые продолжается больше 30 минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минутки.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минутки.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минутки

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по различным аспектам. К примеру, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/одичавшие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, празднички, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Аспектом для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, нюансы поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программке «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Аспекты: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Российская народная притча «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Российская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Российская народная притча «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Российская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Российская народная сказка«Финист — ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая притча «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книжка К. Чуковского «Мойдодыр» неотклонима должна изучаться в ДОУ

Официальный веб-сайт.

город Вологда.

Последние анонсы

Главное меню

Выставки, конкурсы

Полезные ссылки

  • Вы тут:
  • Основная страничка

Примерный перечень литературы для чтения детям предварительной к школе группы

  • Печать
  • E-mail

Подробности Размещено: 18.05.2014 20:35 Просмотров: 63770

Перечень художественной литературы для малышей предварительной группы. .

Продолжать развивать энтузиазм к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книжки, рассматривать картинки и оформление книжек. Пополнять литературный багаж притчами, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие и сострадание к героям книжки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя забавные сюжеты из литературы.

Уделять свое внимание малышей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сопоставления); помогать ощутить красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать улучшать художественно-речевые исполнитель¬ские способности малышей при чтении стихотворений, в драматизациях (чувственность выполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям разъяснять главные различия меж литературными жанрами: сказкой,

Для чтения детям

Российский фольклор. Песенки.

«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет. »,

Adblock
detector