Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада

Всеохватывающее занятие по развитию речи в предварительной группе.

Наталья Медведева
Всеохватывающее занятие по развитию речи в предварительной группе

Конспект образовательной деятельности в предварительной группе по развитию речи

Цели занятия:

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный припас малышей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и именовать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество малышей.

4. Выработать умение создавать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».

5. Дидактическая игра «Назови собственный домик» — обучить именовать верно жилье (дом) животного.

6. Обучить создавать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

7. Учить использовать в собственной речи сравнительные слова и обороты.

8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – способ сопоставления.

9. Повторение домашнего адреса и телефона.

Ход образовательной деятельности

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с маленьким мячиком в руках.

Воспитатель: «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтоб вы ощутили себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей беды всегда могли ощутить рядом плечо собственного друга, товарища, который всегда придёт для вас на помощь. Нынешнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы желали бы, чтоб вас называли в группе и как вас нежно именует мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, звучно и чётко назовите нежно своё имя».

Малыши передают мячик друг дружке и именуют нежно свои имена (Света – Светочка).

Воспитатель: «Ребята! Но нежно можно именовать не только лишь вас, да и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка».

Воспитатель именует слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. К примеру, цветок – цветочек, нос – носик, платьице – платье и т. д. Потом малыши тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель инспектирует последующую готовность малышей к занятию (спинка ровная, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).

Воспитатель спрашивает у малышей: «Можно продолжать наше занятие, вы готовы?»

Малыши кивают головой.

Воспитатель: «На прошедшем занятии мы с вами вспоминали слова, которые именуются синонимами, другими словами подбирали слова, близкие по смыслу».

Просит кого-нибудь из малышей напомнить и привести примеры. Малыши подбирают синонимы к словам: неприятель, трудиться, лодырь.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – лодырничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как именуются такие слова?»

Просит 1-го из малышей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,другими словами слова, обратные по смыслу к данным словам: день – ночь; хороший – злой; вперёд – вспять; обходительный – твердый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низковато; осторожный – неопрятный; узенький – широкий; верх – вниз; на право – на лево; друг – неприятель; храбрец – трус.

Для наилучшего осознания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низковато).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).

Скажу для тебя я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).

Сейчас «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит малышей.

Воспитатель: «Посмотрите сейчас, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демо рисунки.

Воспитатель: «Ребята! Кто из вас может прочесть нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случаем вызвала к мольберту Дашу. Она очень отлично прочла это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте совместно повторим: у лисы – след лисий». (Голосом выделить окончание прилагательного).

Воспитатель при помощи мячика проводит игру «Чей след?» Малыши передают мяч друг дружке, молвят ответ:

Воспитатель: «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как именуются их домики?»

При помощи мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк — в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, жеребец – в конюшне.

Воспитатель: «А где живут мои ребята? Кто может именовать собственный домашний адрес?»

Заслушивают ответы 3 — 4 малышей.

В конце игры необходимо похвалить ребят. Потом малыши тихо встают около собственных мест, воспитатель проводит физкультминутку:

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали позже.

И как раз заместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

Из соломинок они

А сейчас, ребята, давайте поглядим как вы понимаете сказки. Я буду именовать сказочных героев, а вы мне скажите заглавие сказки. Слушайте пристально:

1. Правитель, три отпрыска, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Правитель, три отпрыска, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Правитель, три отпрыска, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, правитель, царевич, фея – «Золушка».

На мольберт поставить картину с изображением лесных сказочных животных. Задание детям: пристально поглядеть на картину, избрать понравившееся животное, обрисовать его, сказать при всем этом, чем он отличается от других животных. Как его именуют в притчах и в каких притчах он встречается? Малыши выходят и говорят про избранных ими животных. К примеру, лиса – хитрецкая, обманщица, рыжеватая, лохматая, очень прекрасный хвост, ушки на маковке. Именуют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в притчах: «Колобок», «Лисичка-сестричка и сероватый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – малая, серенькая, длиннющий хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – сероватый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то вопит на луну, глаза злые. Сероватый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Сероватый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Отлично совладали с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем. В конце занятия я желаю поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».


Мои занятия Открытое занятие «Огромное путешествие» Цели занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по лексической.


Уголок по звукопроизношению и развитию речи. Формирование правильной речи малыша является одной из самых важных задач дошкольного образования. Но динамический анализ практической.

Конспект занятия по развитию речи (предварительная группа).

Светлана Быковская
Конспект занятия по развитию речи (предварительная группа)

Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Цель: обобщение у дошкольников познаний и умений, приобретенных на упражнениях по подготовке к обучению грамоте.

-закрепить умение отличать понятия: ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;

-упражнять в составлении предложений, членением обычных предложений на слова с указанием их последовательности;

-закрепить умение малышей координировать свои движения;

-совершенствовать умения малышей в составлении предложений по схемам;

-закрепить умение разделять слова на слоги и делать звуковой анализ и синтез.

Развивающие:

-развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и скорость реакции.

Воспитательные – сделать не плохое настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство приятельства, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, поглядите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

-Какое у вас сейчас настроение?

-И у меня тоже не плохое настроение. Поглядите у меня в руке клубочек, но не обычный, а магический. Мы будем передавать его друг дружке и вложим в него наше не плохое настроение (малыши передают клубочек друг дружке).Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают чего-нибудть не плохое. А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза. Поглядите, что стало с нашим клубочком? (малыши: он стал огромным). Верно, мы передали ему наше не плохое настроение им он стал огромным.

Сейчас у нас у всех не плохое настроение и все готовы интенсивно заниматься. (малыши присаживаются на стульчики)

Воспитатель: До того как начать занятие, я желаю для вас кое-что поведать. Сейчас на адрес нашего детского сада пришло необыкновенное письмо.

-Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от царицы Грамоты из страны Звукоречье для малышей предварительной группы, другими словами вам! Прочитаем письмо?

Здрасти, ребята! Пишет для вас царица Грамоты страны Звкоречья. Я выяснила, что вы ходите в предварительную к школе группу и уже выучили практически все буковкы. Вы такие умные, молодцы! Потому я желаю пригласить вас в гости в свою магическую страну Звукоречье, чтоб спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил вам много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.

Воспитатель: Малыши вы готовы посодействовать царице?

Слайд (царица Грамота)

Воспитатель: А вот и сама царица Грамота.

-Но до этого, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся, ответив на последующие вопросы:

В:Что такое звук?

Малыши: звук — это то, что мы слышим и произносим.

В: Какими бывают звуки речи?

Д Звуки речи бывают гласными и согласными.

В: Какие звуки мы называем гласными?

Малыши: гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красноватым цветом.

В: Какие звуки мы называем согласными?

Малыши: Согласные звуки не тянутся, не поются.

В: Какими бывают согласные звуки?

Малыши: согласные звуки бывают гулкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.

Малыши: Согласные звуки бывают жесткими, на схеме обозначаются голубым цветом либо мягенькими звуками на схеме обозначаются зеленоватым цветом.

В: что такое буковка?

Малыши: это то, что мы лицезреем, пишем и читаем.

В: что такое слог?

Малыши: это малая частица слова.

В: что такое предложение?

Малыши: это несколько дружных слов.

-Молодцы! Ну, а сейчас мы совместно с царицой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.

(слайд ВОРОТА с знаками)

понизу написано задание:

Ребята поглядите, это ворота в страну Звукоречье, чтоб попасть в страну для вас необходимо верно расставить буковкы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Делайте его очень пристально.

(слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ)понизу надпись:

В: ребята, смотрите на экран, нас встречают обитатели страны Звукоречье Гласики и Согласики, они посодействуют нам составить фоторобот Буквоежки, чтоб мы могли выяснить его. Перед вами на столах находятся листы в клеточку. На их отмечена красноватая точка. Поставьте карандаш на красноватую точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни 1-го хода!

Слайд фоторобот Буквоежки

Воспитатель: А вот таковой фоторобот составили Гласики и Согласики. Сейчас мы с вами знаем, как смотрится БУКВОЕЖКА

Отправляемся его находить!

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем совместно.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Поглядели на башмаки.

Эге – ге! Наклонились ниже

Наклонились к полу поближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Вереницей мы пойдем,

Буквоежку мы найдем!

Слайд (составь предложение из слов)

— Вот и 1-ые следы оставленные Буквоежкой.

Он спутал слова в предложениях. Нам необходимо из слов составить предложение, соединив слова по порядку.

-Какие предложения вышли?

ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ Голубому.

Дети ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.

Ранцами ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.

Воспитатель: — Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

СЛАЙД (слово алфавит)

-Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буковкы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.

(малыши делают звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)

Поглядите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки).

Воспитатель: Кто это ребята?

Буквоежка: Вы бродили по городку Звукоречье. Произвели осмотр его. Посодействовали гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще никогда не показали фантазию. Вот для вас задание. Придумай и запиши предложения по схемам.

СХЕМЫ На дисплее (с картинами)

Воспитатель: Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навечно покинуть страну.

Задание такое (слайд паровозик) необходимо поделить слова на слоги и найти кто из животных в каком вагоне поедет?

-А разделять слова на слоги мы будем прыжками на месте.

Прошу вас подойти ко мне.

Итак, в каком вагоне поедет лиса?

Ребенок: лиса поедет во 2-м вогоне.

(После выполнения задания. На слайде царица Грамота.)

Воспитатель: Поглядите ребята, царица Грамота благодарит нас за верно выполненные задания и за то, что мы выручили страну от злого и опасного Буквоежки.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. А на данный момент давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А сейчас откроем глаза

В -Ребята для вас понравилось путешествие?

В -А что для вас понравилось больше всего?

Мне понравилось отрисовывать фоторобот

Мне понравилось разделять слова на слоги

Мне понравилось составлять предложения по схемам

В-А какое задание было вам самым сложным

-выполнять звукобуквенный анализ

В-Мне тоже понравилось как вы практически без усилий совладали со всеми заданиями. Молодцы!

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и мир вокруг нас) в предварительной группе: «Путешествие к Дереву Желаний».


Программное содержание:

Учить малышей выступать с маленьким устным монологом на тему по собственному опыту, пристально слушать собеседника, обладать вниманием слушателя, верно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, чувственно образной выразительности при рассказывании; обладать и воспользоваться неязыковыми средствами общественной речи (осанкой, жестами).

Учить малышей обладать основами ораторского искусства, увеличивать уровень коммуникабельности, языковую культуру.

Развивать коммуникативно-речевые способности, технику речи (речевое дыхание, дикцию, глас), осознание чувств, умение демонстрировать их; упругость мышления, способность к ассоциированию.

Воспитывать энтузиазм к словесному творчеству, импровизации, самовыражению, умение работать в коллективе.

Оборудование: 5 магических монет, дерево желаний, набор масок к игре «Перевоплощение», веревка к игре «Узелок реши — сопоставление подбери», клубочек к игре «Сказочники», картинки к игре «Находчивый», 5 листов с заданиями.

Ход занятия в предварительной группе детского сада

Воспитатель: (читает письмо):

«Дорогие дети группы «Непоседы»! В нашем сказочном лесу раз в год в это время расцветает дерево желаний, но до сего времени оно не расцвело, так как злая ведьма его заколдовала. Она не желает, чтоб магическое дерево помогало производить желания. Только вы можете посодействовать расколдовать наше дерево желаний, выполнив все задания ведьмы и получить 5 магических монет, которые укрыты в ящиках. А открыть сундук и получить магическую монету можно только верно выполнив задание. Ждем вашу помощь. Обитатели леса».

Воспитатель: Ну, что, малыши, вы согласны посодействовать расколдовать магическое Дерево желаний. Тогда, давайте отчаливать в путь, но помните, дорога в лес будет сложный и небезопасной!

Малыши, а какая опасность может нас ждать в лесу?

— В лесу можно повстречать небезопасных животных;

— В лесу сломанные деревья, которые могут свалиться;

— Можно отыскать небезопасные предметы, которые подбирать нельзя.

Воспитатель: Итак, вы много понимаете и, я думаю, неопасный путь мы найдем, и задачи выполним. Тогда отправляемся!

А чтоб нам было веселее идти, давайте произнесем чистоговорку:

(Звучит аудиозапись звуки леса)

Чтоб наш язык работал

Звуки чисто гласил

Чистоговорки будем учить

Чтоб стремительно и верно гласить

Ло-ло-ло-уже на улице тепло

Ва-ва-ва-зеленеет юная травка

Ле-ле-ле-живет белка в дупле

Лю-лю-лю-очень друзей я люблю

Ра-ра-ра-мы радостная ребятня!

1. Дидактическая игра «Цветные следы»

Малыши подходят к сундуку, находят письмо, преподаватель зачитывает содержание:

«Выберите цвет следов по желанию, встаньте на их, задумайтесь и назовите слова, которые напоминают для вас этот цвет».

— Белоснежный (снег, бумага, халатик, кролик, зима)

— Зеленоватый (елка, травка, листья, весна, огурец)

— Красноватый (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника)

— Темный (печаль, горе, ночь, земля, неприятель, неудача, ворона)

— Голубий (река, море, дождь, глаза, мячик, платьице).

Воспитатель: — Молодцы, малыши! Сейчас мы можем открыть 1-ый сундук; (Открываем, получаем первую монету и находим подсказку к последующему заданию-веревку на которой 16 узелков).

2. Игра с внедрением интерактивного способа «Цепочка»:

«Узелок реши — сопоставления подбери»

Воспитатель: Необходимо по очереди придумать сопоставления к словам и решить узелок. Давайте я начну, а вы будете мне помогать:

— Река поблескивает, как . (зеркало, хрусталь, золото, серебро)

— У белочки глаза как . (бусинки, пуговицы, капельки, бусинки, бисеринки, звездочки, хрусталики)

— Трава мягенькая как . (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина)

Каждый ребенок подбирает по одному прилагательному и развязывает узелок.

Воспитатель: Молодцы, вы выполнили вторую задачку и получаем вторую золотую монету. И тут есть подсказка к последующему заданию.

На мольберте 3 рисунка: собачка, домик, цветок.

3. Дидактическая игра «Находчивый»

Воспитатель: Поглядите пристально на мольберт и разглядите то, что нарисовано.

Задачка: Необходимо составить предложения, в каких непременно есть эти три слова: собачка, домик, цветок.

(Малыши составляют по 1 предложению с этими словами)

— Собачка стережет избушку, у которой вырастает цветок;

— Собачка отыскала цветок и принесла ее в избушку;

— В горшке у избушки вырастает цветок, который собака не может достать;

— Собачка принесла девченке цветок, который стоял у избушки.

Воспитатель: И с этой задачей вы тоже совладали, и мы можем открыть последующий сундук и получить третью магическую монету. В этом ящике тоже есть подсказка к последующей задачке.

4. Дидактическая игра «Кто похвалит себя лучше»

Воспитатель: Изберите для себя магическую шапочку, и перевоплотился в этих героев.

— Я лисичка — (я такая прекрасная, хитрецкая, умная, находчивая, приветливая, ловкая, чистоплотная)

— Я мышонок (я такое резвый, небольшой, ловкий, прекрасный, веселенький)

— Я дуб (я сильный, крепкий, приземистый)

— Я ветер (сильный, порывистый, мягенький, приятный, теплый)

— Я медведица (большая, теплая, меховая)

Воспитатель: Вы молодцы! Сейчас мы можем открыть последующий сундук, и получить четвертую монету и получить последующее задание. Малыши находят магический клубочек.

5. Дидактическая игра «Сказочники»

Воспитатель: Разглядим иллюстрации к притче, послушайте ее начало и придумайте продолжение и окончание на новый лад.

— В один прекрасный момент Маша решила пойти в лес по грибы и ягоды, вдруг из-за кустика вышел медведь . (малыши передают клубочек, придумывая сказку)

— Что сделала Маша? Как повел себя медведь?

1) Девченка ужаснулась и побежала домой к дедушке и бабушке;

2) Медведь услышал, как лают собаки и пустился бежать;

3) Маша увидела медведя, который посодействовал собрать ягод и показал дорогу домой;

4) Маша увидела медведя и попросила показать дорогу домой;

5) Медведь пригласил Машу к для себя в гости, угостил ягодами и показал тропу домой.

Воспитатель: Вы очень обходительные и храбрые малыши. Вот мы и добрались до последнего ящика. Открываем его и получаем последнюю пятую монету и письмо: «Мы очень признательны для вас за помощь, сейчас чары злой ведьмы бессильны, и наше дерево желаний опять расцвело, а монеты оставьте для себя на память о нашем сказочном лесе».

Воспитатель: Поглядите, какое прекрасное дерево Желаний, а за вашу помощь оно выполнит ваши желания.

Давайте украсим его к тому же своими цветами-желаниями и загадаем такое, чтоб было угодно для всех обитателей нашей планетки (малыши загадывают желание и прикрепляют цветок на дерево).

Воспитатель: Малыши поглядите, какое у нас не плохое расцвело дерево благодаря вашим познаниям и магическим пожеланиям. И я желаю для вас и всем нашим гостям, чтоб дерево желаний цвело всегда и сбывались все ваши желания и мечты.

Конспект открытого занятия развитие речи в предварительной группе «Буратино в гостях у группы № 6».

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 10.09.2014

Статья просмотрена: 19262 раза

Библиографическое описание:

Буюклыу Н. Н. Конспект открытого занятия развитие речи в предварительной группе «Буратино в гостях у группы № 6» [Текст] // Инноваторские педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. ? С. 56-58. ? URL

Обогащать и активизировать речь малышей.

Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно верно проговаривать их в согласовании со знаком на конце (««., «!», «?»). Упражнять малышей в умении разделять слова на слоги, составлять слова по таблице слогов. При помощи словесных игр развивать у малышей фонематический слух, мышление, находчивость, скорость реакции. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, познакомить с неоднозначными словами. Развивать коммуникативные возможности у малышей.

Чтение слогов и слов по таблице слогов. Составление предложений по схемам. Занятные игры и упражнения с знаками. Словесные игры. Составление предложений по данным словам. Чтение сказки.

Игрушка — Буратино; коробка с сюрпризом — «золотым ключиком» снутри. Коробка с заданиями. Схемы предложений. Карточки с знаками: З, Н, А, Н, И, Я. Карточки с заданиями для занятных игр. Таблица слогов.

— Ребята, к нам на занятие сейчас пришли гости, поздоровайтесь.

Сейчас я с вами поздороваюсь: Здрасти, печальные ребята! Я что-то не так произнесла? Попробую по-другому: Здрасти, недружные ребята! Снова не так? Ну, тогда: Здрасти, ничего не понимающие ребята! Ах, понимающие, ну тогда начнем наше занятие по развитию речи и проверим ваши познания.

Воспитатель: — Ребята! Мы с вами не так давно читали сказку о нашем возлюбленном сказочном персонаже — «Буратино». У Буратино много друзей! Вы помните, как их зовут?

— Слышите? К нам кто-то пришел!

— А вот и сам Буратино!

(Заходит Буратино, заносит две коробки).

—Здравствуйте ребята! Я приехал к для вас в детский сад, в гости! И приехал не с пустыми руками, а с сюрпризом — из моего возлюбленного кукольного театра! Я принес для вас подарок. Но чтоб он для вас достался, я принес коробку с заданиями. Мне не терпится проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе?

Воспитатель: — Ребята, если мы докажем, что готовы к школе, то и подарок будет наш! Вы готовы к испытаниям?

Буратино: А за каждое выполненное задание вы будете получать от меня по карточке с буковкой. Из этих букв вы составите слово и отгадаете, для чего же для вас необходимо идти в школу?

Воспитатель: — Но, до этого, чем мы начнём делать задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Малыши: — Наша речь состоит из предложений.

Воспитатель: — А предложения из чего состоят?

Воспитатель: — Из чего состоят слова?

Малыши: — Из слогов.

Воспитатель: — А слоги из чего состоят?

Воспитатель: -А чем отличается буковка от звука?

Малыши: буковку можно записать и прочитать, а звук только слышать.

— Молодцы! Считайте, что это была разминка. Откроем коробку.

Вот и 1-ое задание: составьте предложения по схемам.

I__ __. I__ __ __. I__ __? I__ __ __? I__ __! I__ __ __!

(Малыши делают задание, получают карточку с буковкой «З»).

Воспитатель: — Сейчас задание 2-ое. Давайте вспомним, как мы можем найти — сколько в слове слогов?

— Я буду произносить слова, а вы должны найти — сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Верно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте пристально!

(ле-то, пес-ня, пе-ше-ход, мох, ма-ли-на, све-то-фор, пти-ца, цве-ток, ка-ран-даш, пень, па-ро-воз, фут-бол-ка).

(Малыши делают задание, получают карточку с буковкой «Н»).

Буратино: Сейчас задание посложнее. Становитесь в круг.

Воспитатель: ребята, на данный момент мы с вами поиграем. Игра именуется «Добавь словечко». Я называю слово (прилагательное), кидаю мяч хоть какому из вас. Тот ловит мяч и добавляет к моему слову подходящее по смыслу слово (существительное). Я буду именовать (Солнечный, прекрасная, смачное, лохматый, высочайший, сказочный, радостный, резвый, сильный, зеленоватое, жаркий, толстый).

Молодцы! Сейчас садимся на свои места. Я буду именовать слово, а вы должны составить с этим словом предложение. (Цветок, мать, школа, семья, радуга, притча, платьице, попугай, самолет, воздушный шар).

(Малыши управляются с заданием, получают буковку «А»).

(руки поднять через стороны ввысь, потянуться, поднявшись на носочки)

(наклоны корпуса вперед)

Руки в стороны развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не отыскал.

(повороты на право и на лево)

Чтоб ключик нам достать,

Необходимо на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

— Пока мы делали с вами разминку, Буратино приготовил последующее задание.

Буратино: Я предлагаю для вас таблицу слогов. Поглядите и найдите, сколько слов тут спряталось?

Воспитатель: Кто больше отыщет слов? За каждое слово я буду давать для вас буковку, кто больше соберет?

(са-мо-вар, ко-ле-со, ба-боч-ка, со-ба-ка, мо-ло-ко, ба-лет, боч-ка, са-мо-лет, кни-га, со-ва, ко-са, са-ло).

(Малыши делают задание, получают карточку с буковкой «Н»).

Воспитатель: — Ну, а сейчас малость поиграем! Поглядите, тут спрятались слова. А в словах потерялись буковкы. Вы послушаете загадку, а позже её отгадаете и мы узнаем, какие буковкы потерялись.

Потерянные буковкы на доске:

Дружит с солнышком, весной.

Тихий, нежный таковой.

А зимой завьюжит –

Он с морозом дружит.

В трубах завывает,

С ног меня сбивает.

Выше леса, выше гор

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и нужно мной,

То он сероватый, то он голубий,

То он ярко-голубой.

Он — самый главный из животных,

Он всех важней и всех сильней!

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вынуть из грядки

Деду с бабкой посодействовала.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

У вас на столах лежат листочки с заданиями. Необходимо найти, где находится звук [Ц] в словах: сначала, посреди либо в конце? Раскрасить подходящий квадрат в схеме.

(Малыши отгадывают загадки, вставляют пропущенные буковкы в словах, раскрашивают подходящий квадрат и получают карточку с буковкой «И»).

А вы понимаете, что в нашем языке есть слова, которые звучат идиентично, а значение имеют различное? Такие слова именуются неоднозначными словами. К примеру: коса девченки и коса, которой косят травку. Какие неоднозначные слова вы понимаете? (крыло, молния, игла, шляпка, мягенькая игрушка (руки, характер…), гусеница, раковина, лисичка, кнопка, колокольчик).

(Малыши делают задание, получают карточку с буковкой «Я»).

Буратино: — Ребята! Я очень рад, что вы совладали со всеми заданиями и получили все карточки с знаками. Осталось только из этих букв составить слово.

(Малыши по карточке складывают слово: Познания).

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы понимаете со словом познания?

(Познание — наилучшее достояние; Птице — крылья, человеку — разум; Встречают гостя по платьицу, а провожают по разуму; На людей не смотри, собственный разум имей; Знай больше, да гласи меньше; Сначала задумайся, а позже начинай).

Буратино: — Ну, ребята, молодцы! Мне так понравилось у вас, но пора ворачиваться в собственный возлюбленный театр. Я расскажу своим друзьям, какие примечательные малыши есть в г. Москве, в детском саду «Звездочка», в предварительной группе «№ 6». Всего для вас самого неплохого!

Воспитатель: — Сейчас можно открыть коробку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он, естественно, не обычный. Это ключ от магической двери, открыв которую, вы попадете в превосходный и интересный мир познаний, где можете выяснить еще сильно много нового и увлекательного. Спасибо Буратино за магический ключик! Когда завершится наше занятие, любой из вас сумеет взять этот ключик в руки и загадать желание. Ведь ключик магический!

— Малыши, скажите, что для вас больше всего понравилось на занятии? Появлялись ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий?

Воспитатель: — На этом наше занятие окончено.

Конспект занятия по развитию речи в предварительной к школе группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя».

закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

обогащать словарь малышей чувственно – оценочной лексикой.

воспитывать умение пристально слушать сверстников и взрослых;

Оборудование: портреты сказочных персонажей — Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро; схема описания портрета; карточки с пиктограммами разных чувственных состояний; большой цветной карандаш; пластмассовые ножницы; вылепленные из теста носы разной формы; уши, вырезанные из бумаги – 3 пары, среднего размера, огромные, мелкие; кисточка.

Ход занятия по развитию связной речи в предварительной к школе группе

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Сядет тот, кто вспомнит и назовёт, какого-либо сказочного героя, в людском обличии из сказки «Буратино». (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас, Пьеро — портреты вывешиваются на доску)

Сейчас мы опять будем обучаться составлять рассказ-описание по схеме. А обрисовывать будем портреты тех сказочных персонажей, которые вывешены на доске.

2. Рассматривание схемы.

Подскажите, чем нам может посодействовать схема? (Схема даст подсказку, о чём нужно поведать поначалу, о чём позже, схема – это план рассказа)

Скажите, что нам дает подсказку 1-ый знак схемы — символ вопроса? (Нужно именовать героя из сказки, о котором мы будем говорить)

Послушайте загадку и узнаете, о ком мы на данный момент будем составлять рассказ.

Начинает он браниться —

Куколки все его страшиться.

Суровый взор и борода

Нагоняют ужас всегда. (Карабас)

Как мы начнём собственный описательный рассказ? (Описательный рассказ начнём так: — «Это Карабас.»)

Посреди малышей выбирается водящий. Он при помощи карточек с пиктограммами разных чувственных состояний, а потом просто жестов и мимики передает разные чувственные состояния: грусть, удовлетворенность, ужас и т.д. малыши отгадывают и изображают то же эмоциональное состояние.

Мы вспомнили, какие бывают эмоции, давайте продолжим составлять рассказ. Что мы можем сказать о Карабасе по второму символу схемы? (По второму символу схемы мы можем сказать, что Карабас – злой.)

Почему вы решили, что он злой? ( Мы решили, что он злой, так как он нахмурил пушистые, густые брови, его губки сжаты, не улыбаются, у него длинноватые усы и ужасная длинноватая борода.)

4. Игра «Волшебный карандаш»

До чего карандаш дотрагивается, то становится того же цвета, как и он сам.

Логопеддотрагивается до различных предметов в группе, а малыши составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.

Обратите сейчас внимание на последующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены глаза человека.)

Что нам дает подсказку этот знак схемы, что мы можем сказать? (Тут мы можем сказать, что у Карабаса – чёрные, злые глаза.)

5. Физминутка. Игра на внимание: «Уши-нос».

Малыши внемлют команду: «Ухо» и дотрагиваются до уха. «Нос»- дотрагиваются до носа. Логопед поначалу делает задание совместно с детками, потом специально допускает ошибки. Малыши должны быть внимательными и не ошибиться. Кто ошибается, садится на своё место.

Малыши примеряют уши, вырезанные из бумаги, сказочным персонажам и ассоциируют размеры их ушей.

Сколько у нас всего картонных ушей? (У нас всего 6 картонных ушей.)

Все 6 ушей различного размера? (Не все уши различного размера.)

Почему не все уши различного размера? (Не все уши различного размера, так как у 1-го человека два схожих уха.)

Каких размеров уши из бумаги? (Два уха — огромные, два – мелкие, два – среднего размера.)

Обратите сейчас внимание на последующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены уши человека.)

Что нам дает подсказку этот знак схемы, что мы можем сказать? (Тут мы можем сказать, что у Карабаса огромные уши.)

7.Игра « Обусловь на ощупь».

Малыши рассматривают разной формы носы, вылепленные из теста.

С чем можно сопоставить нос таковой формы? ( Нос таковой формы можно сопоставить с картошкой.)

С чем можно сопоставить нос таковой формы? ( Нос таковой формы можно сопоставить с крючком)

Как можно сказать об этом носе? ( Это курносый нос, задранный)

Чем похожи эти два носа? (Эти носы длинноватые.)

В чём же их отличие? (Они отличаются тем, что один нос – прямой, а другой – с горбинкой.)

А может нос соединять два признака – быть длинноватым и прогуляться на картошку, либо быть курносым и с горбинкой? (Нос может соединять два признака.)

Обратите сейчас внимание на последующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображён нос человека.)

Что нам дает подсказку этот знак схемы, что мы можем сказать? (Тут мы можем сказать, что у Карабаса большой нос, схожий на картошку, и загнут крючком.)

Выбирается один ребёнок, для роли парикмахера. Ему выдаётся атрибут – пластмассовые ножницы и расчёска.

Постригите, пожалуйста, клиенту волосы, чтоб они стали средней длинны/маленькими/ остались длинноватыми, были аккуратненько расчёсаны, остались пушистыми, неухоженными. (Ребёнок подходит к детям и взрослым с данной длинноватой волос и докладывает всем, как он остриг клиента.)

Обратите сейчас внимание на последующий элемент схемы. Что там изображено? (Там изображены волосы человека.)

Что нам дает подсказку этот знак схемы, что мы можем сказать о волосах Карабаса? (Тут мы можем сказать, что у Карабаса большой нос, схожий на картошку, и загнут крючком.)

9. Игра «Художник».

Выбирается один ребёнок, который сумеет повторить всё произнесенное ранее детками, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Карабаса, обрисовывает его, соответственно схеме–плану.

10. Результат занятия.

Что понравилось для вас сейчас на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет для вас составлять описания портретов?

Дома, попытайтесь обрисовать какого-либо сказочного героя без помощи других, с опорой на схему. А на последующем занятии, мы будем обучаться составлять сравнительные рассказы-описания.

Adblock
detector