Экспериментально исследовательская деятельность в средней группе в детском саду

Проект «Опытно-исследовательская деятельность детей».


Цель: Развитие у малышей познавательного энтузиазма, наблюдательности, любознательности и возможности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления малышей об внешнем мире. Развивать осознание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать рвение сохранять и беречь природный мир.

Актуальность проекта:

Состоит в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, содержит в себе активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок лицезрел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем огромным количеством частей реальности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это животрепещущая неувязка в наше время. Малыши с наслаждением узнаютт мир вокруг нас в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость разума, сформировывает познавательный энтузиазм через исследовательскую деятельность.

Детские опыты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более любознательного исследователя, чем ребенок. Ребенок окутан жаждой зания большого мира. Самый действенный метод — это экспериментирование, в процессе которого малыши получают возможность удовлетворить свою любознательность, ощутить себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Малыши были в большенном экстазе от проделанной работы.

В группе детского сада сделали исследовательскую лабораторию, где малыши проводили обыкновенные и поболее сложные опыты. Лаборатория дополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для малышей месте.

Малыши с наслаждением ведали о собственных открытиях родителям и ставили свои маленькие опыты. Предки много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие меж семьей малыша и детским садом.

Возлагаем надежды, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию.

Создатели: Князева Лена Алексеевна, Кузьмина Наталья Николаевна, воспитатели МБДОУ д/с № 18 «Малыш» г. Балаково.

Статья расположена в авторской редакции

Экспериментирование в средней группе: создание хорошей развивающей среды для малышей.

Дошкольный возраст – наиважнейшее время в жизни каждого малыша. Познавательно-исследовательская деятельность в процессе развития личности имеет не наименьшее значение, чем фактически НОД. Экспериментирование в средней группе – это поиск познаний, получение их с помощью взрослого либо без помощи других. Основная задачка детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке энтузиазм к открытиям, новым познаниям, исследовательской деятельности и сделать для этого все нужные условия. Как сделать это хорошо?

Цели, задачи и требования к оформлению уголка экспериментирования в средней группе ДОУ

Основной целью сотворения уголков экспериментирования для малышей хоть какого возраста является развитие умений и способностей взаимодействия с разными объектами исследования в лабораторных условиях.

К задачкам экспериментаторской деятельности относят:

  • развитие первичных представлений о мире материи и природе;
  • развитие активности, любознательности;
  • развитие логики и мышления (малыш обучается ассоциировать, обобщать);
  • формирование умений изучить предмет по нужным пт.

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть оформлен в согласовании с нормами и нюансами. Главные требования, предъявляемые к нему, заключаются в безопасности, соответственной возрасту воспитанников, наполненности и доступности расположения для детей.

Оформление уголка экспериментирования для средней группы

Основным экспонатом уголка является емкий шкаф либо стеллаж. Кстати, современный и удачный предмет мебели ДОУ может приобрести не без родительской добровольческой поддержки. Шкаф обязан иметь огромное количество полок и отделений различного размера.

Если схожей мебели в детском саду нет, то экспериментирование в средней группе может проходить на большенном столе либо комфортной тумбе. В уголке должно быть отведено место для выставки-музея, где будут выставляться коллекции камешков, перьев, ракушек, фото из музеев страны. Также непременно должно быть комфортабельное место для хранения всего нужного материала и проведения самих опытов.

Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

Все содержание уголка тестов должно верно делиться на три компонента: дидактический, стимулирующий и компонент оборудования. О определенном наполнении каждого участка читайте ниже.

  1. Дидактический компонент. Экспериментирование в средней группе непременно должно быть поддержано учебным материалом и разными колоритными плакатами, содержание которых объясняет преподаватель. Тут должны находиться познавательные книжки и энциклопедии, подходящие для малышей по возрасту, разные направленные на определенную тематику альбомы, достойные внимания коллекции (шишек, ракушек, тканей, бумаги, камешков), мини-музей.
  2. Компонент оборудования. Детское экспериментирование в средней группе просит полного заполнения уголка разными предметами. Непременно тут должны быть песок, глина, земля и различные приспособления для игр с ними (совки, лопатки, ведра, ситечки). Тут должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель), семечки различных растений в баночках либо коробках, продукты питания (сахар, мука, соль, подсолнечное масло). Проведение опытов подразумевает и наличие оборудования, такового как лупы, сосуды, магниты, зеркала, пробки, прищепки и т. п.
  3. Стимулирующий компонент нужен для того, чтоб малыши могли заняться опытами без помощи других. Расположите тут методы проведения тестов в картинах и нюансы неопасного поведения в уголке. Поселите в уголке персонажа, от имени которого и будут поступать все проблемные ситуации (Незнайку либо Почемучку). Малыши будут рады посодействовать!

Опыты малышей средней группы с мылом

Экспериментирование в средней группе сначала должно быть увлекательным для малышей. Очень обожают дошкольники 4–5 лет игры и опыты с мылом и водой. Такие опыты познакомят малышей со качествами мыла, посодействуют развить любознательность, мышление, также обучат правильному и неопасному воззванию с предметом гигиены. Эти опыты могут быть такового плана:

  • потрогать, понюхать кусочек мыла (чувствуется его гладкость и запах);
  • изучить воду (прийти к выводу о том, что она теплая и прозрачная);
  • опустить мыло в воду (оно скользкое);
  • натереть мылом губку и опустить в воду (вода изменила цвет);
  • взять трубочку и пустить из нее мыльные пузыри.

Опыты в средней группе с песком

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть комфортным для проведения опытов и с песком. Занятия знакомят ребят со качествами песка, его происхождением, развивают усидчивость, внимание, маленькую моторику. Малыши могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, соединять с водой либо опускать его на дно банки с водой.

Все малыши очень обожают опыты с различными предметами. Потому экспериментированию в средней группе должно быть отведено большое время!

Экспериментально исследовательская деятельность в средней группе в детском саду.

Разработанный мною конспект средством сотворения ситуации занимательности содействует решению намеченных целей: позволяет детям развивать и закреплять познания о свойствах воды, её использовании; осваивать деяния замещения и экспериментирования.

Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности:
• с внедрением игрового способа обучения, содействующего заинтересованной, непосредственной обстановке на занятии;
• проблемного способа, способствующего развитию ума малыша.
Планируемый итог:
• Актуализация познаний из актуального опыта малышей о том, где встречается вода, кому и для чего она нужна; нюансы неопасного поведения на воде и с водой.
• Открытие нового познания о свойствах воды средством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления приобретенного результата.

Образовательные задачи:
• Ознакомление малышей со качествами воды: прозрачная, не имеет вкуса, аромата и цвета, растворяет и отражает.?
• Овладение детками действием замещения.
• Освоение экспериментирования.

Развивающие задачи:
• Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
• Поощрять и провоцировать проявление речевой активности каждого малыша; развитие умения рассматривать и без помощи других делать выводы.
• Развитие познавательной активности.

Воспитательные задачи:
• Воспитывать энтузиазм к занию мира вокруг нас и экспериментированию.
• Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, благожелательного дела друг к другу.
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Материал и оборудование:
Рисунки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождика.
Поощрение: кулончики-капельки.

Подготовительная работа:
• Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она нужна и зачем», «Кто живет в воде».
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного нрава, загадывание загадок. Обсуждение с детками, что они знают о воде.

Методические приёмы:
Мотивационно-побудительный шаг:
• Упражнение на чувственный заряд перед занятием.
• Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Организационно – поисковый шаг:
• Актуализация познания: познавательная и практическая мотивация.
• Затруднение в игровой ситуации: постановка трудности.
• Открытие нового познания: приятный (показ эталона, демонстрация), практический (опыты, игровые упражнения, сопоставление), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового нрава, пояснение, личные ответы малышей).
Рефлексивно – корригирующий шаг:
• Включение нового познания в систему познаний.
• Осмысление: анализ занятия.
• Поощрение.

Мотивационно-побудительный шаг:
Упражнение «Эмоциональная буря» (малыши стоят в кругу).
В: Ребята, на данный момент мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами демонстрировать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и сейчас отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём символ капли).
Но почему Капелька такая грустная? Давайте послушаем ее историю: Капелька не так давно родилась и совершенно ничего не знает про себя. От этого ей очень обидно, ведь ничего о для себя не знать-это совершенно не забавно. И именно поэтому она решила обратиться к для вас за помощью, ведь вы умные ребята и наверное что-то о ней понимаете. Сможем посодействовать Капельке? Как мы это создадим? (ответы малышей)

Организационно – поисковый шаг:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно повстречать воду? (различные ответы малышей)
Ребята! А Капелька интересуется: понимаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете погибает. Вода – это жизнь! Вы произнесли всё верно: растениям нужна вода, их необходимо поливать водой, по другому они погибнут. А людям вода просто нужна, чтоб готовить еду, умываться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек — капелек мы будем прекрасными капельками .
В уголке природы: около растений. Малыши: да необходимо они живы, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают огромную капельку)
У аквариума: Малыши: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им необходимо много воды, чтоб плавать. (Приклеивают огромную капельку)
Около раковины (мойки): да, чтоб мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают огромную капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтоб мыть грязные игрушки и стирать куколкам одежку. (Приклеивают огромную капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтоб мы могли её попить. (Приклеивают огромную капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтоб могли вымывать свои руки и лицо. (Приклеивают огромную капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам огромную пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже небезопасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о нюансах безопасности с водой и на воде:
В: Жаркой водой можно обжечься, лёд небезопасен травмами, в водоёмах можно утопнуть. Ребята, можно ли дома без помощи других наливать чай?
Включать жаркую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).

Физминутка:
А вы понимаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы малышей). На данный момент поиграем.
Перевоплотился дети в капельки. Пора им отчаливать в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождика)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(малыши прыгают)
Скучновато им стало поодиночке прыгать, собрались они совместно, объединились в мелкие ручейки.
(малыши берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Повстречались ручейки и стали большой рекой.
(малыши соединяются воединыжды в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(малыши перестраиваются в хоровод)
Здесь капельки вспомнили, что мать Тучка наказывала им домой возвратиться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки ввысь – пригрело их солнышко лучиками, и они улетучились. Возвратились капельки к маме Тучке.
(малыши рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А желаете ли вы посодействовать Капельке выяснить ещё больше о для себя? (ответы малышей). А вы понимаете, вода имеет чудесные характеристики: с ней можно играть, проводить различные опыты и фокусы. Для этого мы на данный момент превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сумеет выяснить намного больше о для себя.

Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Поглядите, что у нас на столах. Предлагаю для вас на данный момент налить в один стакан воду, а в другой молочко. Обусловьте, в каком стакане вода. Как вы додумались и как обусловили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами поглядим, правда это либо нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А сейчас положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Сейчас мы с вами удостоверились, что незапятнанная вода по сути прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой всё-таки цвет имеет вода по сути? (различные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и глядеть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (делают деяния с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она тусклая. Поглядите: Капелька чуток улыбнулась. Она малость о для себя уже выяснила и улыбнулась этому.

Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А сейчас давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и поначалу попытайтесь сок. А какой у него вкус? (смачный, сладкий).
Верно, сок сладкий. А сейчас попытайтесь воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Верно, ребята! Незапятнанная вода безвкусная.

Опыт № 3. Определение аромата воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте на данный момент понюхаем воду и узнаем, пахнет она либо нет (различные ответы малышей). Верно, незапятнанная вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А сейчас ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, потому и вода пахнет). Верно, так как у лимона есть запах. Означает, какой мы можем прийти к выводу? Незапятнанная вода не пахнет, а если в нее добавить чего-нибудть, то у воды появится запах, что в нее добавили.

Опыт № 4. Определение способности воды растворять.
В: Опустите в воду кусок сахара. Что с ним происходит? (он пропал, растворился). Где в жизни мы можем следить? (когда мы кладём кусок сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять разные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много понимаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и зачем нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, тусклая, без вкуса и аромата, может растворять разные вещества.

Рефлексивно – корригирующий шаг:
В: Ребята, Капелька всем гласит спасибо за то, что вы так отлично понимаете её сестричек-капелек. И дарует нам на память о для себя чудесные капельки. Только вы не запамятовывайте о полезности воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо для тебя Капелька, и для вас, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сейчас увлекательным занимались? Кому сейчас помогали? Вышло ли у нас это сделать? (ответы малышей)

Как организовывать опыты в детском саду?.

Опыты в детском саду

В эру, когда обучение в детских учреждениях ориентировано на личностное развитие подрастающего поколения, один из более действенных способов является экспериментальная деятельность в группе малышей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, обучить их собирать и обрабатывать увлекательную информацию. Опыты помогают развить у малыша творческие возможности, логическое мышление.

Старший дошкольный возраст является подходящим периодом для приобщения малышей к занию, исследованию. У малышей стремительно обогащаются познания, развивается познавательный энтузиазм и активность, что в предстоящем очень понадобится им в процессе школьного обучения.

В детских садах в текущее время много вниманию уделяют экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность — каковы особенности?

Главные особенности экспериментирования в детском саду числятся организация тестов в игровой деятельности и в процессе общения.
Для вас будет любопытно почитать о том, какие особенности имеет общение родителей с ребенком.
Потому что детская игра в старшем дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сходу начинать с долгих и ненадобных разъяснений, пусть даже с приятными материалами, ребенок может отторгнуть данный вид деятельности. Рекомендуется заинтриговать малышей тестом, тогда и он к тому же снова будет ворачиваться к такового рода деятельности. И даже сумеет без помощи других выстраивать свои личные исследования и опыты.

Какими средствами осуществляется экспериментальная деятельность?

Для проведения занятий в группе по экспериментальной деятельности существует огромное количество разных игр-экспериментов. Игра способна заинтриговать малыша. Когда у малыша есть энтузиазм, он получает познания непосредственно, усваивает огромное количество инфы, и на это тратится маленький просвет времени.

В процессе верно организованного занятия осуществляется более удачная подготовка к школьному обучению.

Какие свойства развиваются у малыша в процессе экспериментирования?

Экспериментирование малышей дает толчок к развитию у малыша многих нужных для обучения в школе свойств. Тут можно гласить о всех видах мышления, свойствах внимания и других.

Детское экспериментирование тесновато взаимосвязано с другими видами деятельности дошкольников, помогает развивать личность малыша более отлично, чем игровая ведущая деятельность. Оба эти виды деятельности малышей считают самыми продуктивными критериями для личного становления дошкольника.

Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него расширяется кругозор, представления о мире.

Каковы достоинства экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?

Потому что образование малыша нереально без поиска инноваторских технологий, которые развивают творчество малышей, сформировывают в их полезные способности саморазвития и самообразования, то появляется необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — способу, направленному лучшим образом на формирование универсальных познаний у дошкольников.

В процессе экспериментирования малыши получают самостоятельные исследовательские умения, обучаются ставить делему, собирать и обрабатывать информацию, с наслаждением проводят разные опыты, охотно анализируют приобретенные результаты.

С чего начинается процесс экспериментирования?

Наблюдение — это 1-ая ступень к началу экспериментальной деятельности. Ребенок глядит на разные объекты, у него идет насыщенный мыслительный процесс, в итоге которого развивается логика мышления, внимание, возникают разные идеи к проведению опыта.

Последующей ступенью к проведению опыта, опыта отмечают размышление об увиденном. Как уже обозначено выше, при наблюдении за объектом либо предметом ребенок употребляет логику мышления. Размышление о том, что лицезреет дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую догадку, выяснить ее, решить себе, любопытно ли это, оригинально ли.

Последующий шаг очень тяжелый для малышей — измерение, застыл. Тут употребляются первичные математические познания малыша.

Проверка догадки вызывает необходимость выдумывать, даже очень неописуемые догадки, которые характерны детям. Здесь идет речь о неумерной детской фантазии и воображении.

Последующий шаг — пророчество. О том, за чем следил ребенок ранее, он пробует объяснить, пробует разъяснить, что и почему должно в конечном итоге произойти.

Последние этапы даются детям сложнее, чем, к примеру, фантазировать о результатах грядущего опыта, но большая часть детей отлично с ними управляются.

Этапы экспериментальной деятельности

Остановимся коротко на главных шагах опыта в детском возрасте:

  1. Появилась неувязка.
  2. Высказываем догадки.
  3. Проверяем предположение в процессе проведения опыта на практике.
  4. Делаем выводы.

Какие материалы и оборудование употребляются в экспериментальной деятельности?

Для проведения опытов и тестов в качестве материалов употребляются обыкновенные приборы. Малышей учат ими воспользоваться, демонстрируют, как они действуют.
К примеру, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее поместить в очень прохладную среду — морозильную камеру. Можно использовать разные формочки, в их налить воду и итак сделать прекрасные ледяные фигуры. Детям такие опыты очень нравятся.

Другим увлекательным тестов является, когда с детками в детском саду в почву помещают семена. Почву часто увлажняют, рыхлят. И через некоторое количество дней из земли возникают нежные зеленоватые ростки. Малыши с наслаждением наблюдают, как вырастает небольшой всход.

Следя за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на теплый подоконник, дошкольники получают познания о том, что вода может испаряться.

Главные блоки экспериментальной деятельности

Начнем с того, что обучение экспериментированию малышей должно быть скооперировано специально. Это 1-ый блок. Совместное творчество преподавателя с детками развивает у малышей активность, познавательную и творческую.

Втором блоком будет то, что в процессе проведения опыта взрослый оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать различные опыты, проводит познавательные беседы, ведает детям о явлениях природы.

3-ий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Здесь детям предоставлены дидактические игры, альбомы для рисования, в каких малыши изображают результаты собственных экспериментальных опытов.

Подведем итоги

Ребенок по собственной природе очень пытлив. А когда это качество подкрепляется еще хоть и маленьким, но багажом познаний, то процесс ознакомления с миром вокруг нас и природой идет более удачно и действенно. Конкретно это и дает ребенку экспериментирование — ощутить себя исследователем, отыскать ответы на достойные внимания вопросы. В какой — то степени даже оказаться первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие возможности, формируется чувственная сфера.

Практика организации исследовательской деятельности с детками младшей и средней групп детского сада.

«Усваивается все прочно и навечно,
когда ребенок слышит, лицезреет и делает сам»

Экспериментирование является ведущей деятельностью в развития ребёнка хоть какого возраста, тем паче дошкольного, пронизывая все сферы детской деятельности.Небольшой ребенок — уже исследователь, который проводит свои наблюдения-эксперименты во время обеда, рассматривая содержимое тарелки и пробуя его на вкус; во время игры – фантазии малыша неиссякаемы в направлении исследования собственных возлюбленных игрушек. Все эти наблюдения предоставляют небольшому Эйнштейну самому отыскать ответы на вопросы «Из чего?», «Для чего?», «А почему так?», а простые опыты, помогают приобрести новые познания.

Исследование — это активная деятельностьребенка, позволяющая ему раскрыть потаенны устройства материалов, веществ, образующих эти материалы, разобраться в связях и взаимодействиях меж явлениями мира вокруг нас, упорядочить и классифицировать свои познания.Одной из принципиальных целей в работе с детками – дошкольниками, является формирование у дошкольников главных главных компетенций в исследовательской деятельности, возможности к исследовательскому типу мышления.

Нам хотелось бы поделиться своим опытоморганизации исследовательских работ с сотрудниками и мотивировать их на внедрение в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, которая развиваетпознавательную активность малышей.В современной образовательной практике в рамках ФГОС одной из важных задач является — формирование исследовательских умений малыша, а мотивированной установкой ФГОС является формирование всеохватывающего, целостного, интегративного, системно – инициативного подхода к воспитанию дошколенка.

Принципы систематизации тестов нам всем отлично известны, мы ими пользуемся раз в день.Нам бы хотелось тормознуть на нескольких видах, используемых в нашей практике:

По количеству малышей опыты могут быть: личные; групповые; коллективные. Потому что наполняемость групп доходит до 25 человек, то удобнее проводить исследование с коллективом малышей из 6-8 человек.

Из-за проведения наши опыты тоже отличаются. Они могут быть случайными, т.е. выйдя на прогулку, мы попадаем под дождь, сходу появляется вопрос: «А почему дождик идет, а луж у нас на площадке нет?» (Песочная поверхность площадки, а песок очень стремительно впитывает жидкость).

Опыты, поставленные в ответ на вопрос малыша.

К примеру, опыт «Как изменяется цвет воды?»

Почему вода в луже желтоватая? (Изменение цвета воды в природе – происходит из-за растворенных в ней частиц – водных растений, глины, листьев и т. д.)

По длительности: краткосрочные (5 — 15 мин.); долгие (выше 15 мин.).

По нраву познавательной деятельности малышей:

Иллюстративные (малыши знают конечный итог, а опыт его подтверждает знакомыми фактами): «Что можно сделать из песка?», «Вода-растворитель» (в 3-х колбах растворены зеленоватые вещества и по накопленному опыту мы уже осознаем, что это раствор зелени бриллиантовой, зеленоватой гуаши и зеленоватых листьев (хлорофилл)).

Поисковые — малыши не знаюткаков будет итог заблаговременно, но могут делать догадки, в процессе решения экспериментальных задач.К примеру, мы изучили семечки цветов, подразумевали какими будут эти растения, а итог получили хороший от наших догадок.В собственной работе мы используем известную в мире методику Людмилы Георгиевны Петерсон, которая помогает изучить самое сложное в самых обычных и доступных формах для малыша: играя, общаясь, следя и т.д. Внимание малыша просто удержать, если ему забавно и любопытно!

Принцип многослойности в методике Л.Г.Петерсон.

Методика Л.Г. Петерсонстроится способом капустной многослойности. Познания даются в обычный доступной, а главное увлекательной форме, и ребенок вроде бы «наслаивает» новейшую информацию – «одежку» на уже имеющиеся познания.Мы можем изучить ЧТО угодно, ГДЕ угодно, КОГДА угодно, а точнее сказать – Активно, ВСЕГДА и Всюду.Чем изучить, мы знаем, но хотелось бы тормознуть на неких пт о том, КАК изучить.В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, вкусовой. Организация работы по экспериментированию осуществляется по трем фронтам: человек, жива, неживая природа.

Применяя в собственной деятельности технологиюЛ.Г. Петерсон, активно следуем методу исследовательской деятельности, который состоит из восьми пт:

1. Формулирование цели экспериментирования.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать малышей на включение в исследовательскую деятельность

3. Формирование опыта преодоления затруднения самостоятельным методом под управлением воспитателя на базе тестов, опытов, исследовательских работ, наблюдений.

4. Актуализация познаний

5. Затруднение в ситуации: под управлением воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, осознания его предпосылки и опыт целеполагания

6. В систему познаний врубается новое познание.

7. Открытие нового познания: актуализировать узнаваемый метод действий в ситуации затруднения ? «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии при помощи рефлексии, создавая при всем этом ситуацию фуррора.

В любом исследовании должно быть какое-то интригующее начало:

Загадка — «Из камешков он появился:белоснежный, жёлтый, сероватый, красноватый!То морской он, то – речной, отгадайте, кто таковой!».

Магический ящик, в каком лежит кусок бумаги. На какую идея он может наталкивать? Из чего делают бумагу. – ответ малышей. А по сути мы будем изучить семечко грядущего дерева, из которого позже сделают эту бумагу.

Появляется проблемное общение:

А почему…? Как…? Как мы это сделаем…? Будет ли…?Может быть ли…?Как можно…?Что будет, если…? А это опасно…? Можно ли так…?

К примеру, «Гномики в ледяном плену, как их высвободить?»

На интерактивной доске изображение моря.

ЧТО мы будем изучить? (Вероятнее всего малыши ответят: море, волны и т.д.)

Как Вы думаете, утопнет этот предмет в воде? (Показать предмет из плотной пластмассы)

Давайте проверим на практике: утопнет либо нет.

Что необходимо сделать, чтоб предмет выплыл?

Зачем у нас на столе соль?

Что будет, если всыпать одну ложку соли в воду?

Какая стала вода в пробирке?

Что будет, если всыпать две ложки соли в воду?

Какая стала вода в пробирке?

Так мы сделали вывод: вода пресная, вода соленая, вода очень соленая по-разному действуют на предмет.

Да, вы сможете сказать, что мы изучили плотность воды, но детям младшей и средней групп еще трудно это осознать. Плотность воды мы исследуем в старших группах, применяя технологию ТРИЗ- Моделирование Малеханькими Человечками.

Что будет, если капнуть по капле йода в две однообразные пробирки с водой? (в одной заблаговременно растворен крахмал).

А по сути, в одной из пробирок вода синеет и это гласит о наличии в ней каких-либо примесей. В нашем случае – это крахмал. И вероятнее всего эту воду пить нельзя.

Затруднение в ситуации, когда нужно отыскать ответ на поставленный вопрос только опытным путём.К примеру, нам потребуются: пипетки, пробирки, мерные стаканы, вода, палочки для растворения веществ, соль, мука, крахмал, йод и зеленка.Как выяснилось, при содействии йода с крахмалом, меняется цвет йода.

Но, что необходимо сделать, чтоб отыскать пробирку, в какой находится конкретно крахмал? Как это узнать?

Кто- то предложит растворить в воде сахар, муку и крахмал, а позже капнуть туда по капле йода. Но, кто-то предложит выйти из затруднения другим методом: капнуть йод сходу на вещество, не растворяя его в воде. Итак, мы формируем опыт преодоления затруднения самостоятельным методом под управлением воспитателя на базе тестов, опытов, исследовательских работ, наблюдений. Мы не только лишь сделали затруднение в ситуации, да и подвели малыша к самостоятельному решению данного затруднения.Более того, мы можем к тому же усложнить этот опыт, ведь каждый любознательный ребенок заинтересуется тем, что не считая йода у нас есть флакон с еще некий неизведанной жидкостью – зеленкой. Исследуя зеленку, мы включаем новое познание в систему познаний. Срабатывает способ деятельности – новое познание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детками.

На шаге осмысления нужно подведение итогов деятельности на занятии при помощи рефлексии, создавая при всем этом ситуацию фуррора.

Для осмысления исследовательской деятельности мы применяем методику «Радости и огорчения» И.В. Цветковой, при помощи которой выявляем место, занимаемое исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошколят.

Радости и огорчения

с другими людьми либо

познавательного нрава, связанные

с исследовательской деятельностью

в процессе исследования

при получении результатов

Верно организованнаяпознавательно — исследовательская деятельность удовлетворяет потребность малышей в поиске новых познаний, воспоминаний от увиденного, сформировывает и развивает пытливого, самостоятельного, удачного малыша.Вот еще несколько методик, применяемых в нашей работе:

«Выбор деятельности» по методике Л.Н.Прохоровой.

Методика помогает выявить предпочитаемый ребенком вид деятельности на этот момент, демонстрируя место детского экспериментирования в предпочтениях дошколят.

На карточках изображены рисунки, обозначающие различные виды деятельности:

2. – чтение художественной, познавательной и др. литературы;

4. – детское экспериментирование;

5. – труд в природной зоне;

6. – конструирование разными материалами;

9. – самообслуживание и бытовой труд.

Детям необходимо избрать картинку-ситуацию, в какой они желали бы стать на этот момент. Самыми ценными являются 1-ые три выбора малыша и они фиксируются в таблицепод цифрами 1, 2, 3.

1-ый выбор — 3 балла.

2-ой выбор — 2 балла.

3-ий выбор – 1 балл.

Делаем вывод после суммирования выборов малышей в целом по группе и оформляем таблицу результатов.

Способ творчества содействует развитию таких интегративных свойств как любознательность и пытливость разума.Процесс экспериментирования ориентирован на приобретение детками собственного опыта в творческой деятельности.Этот опыт стопроцентно подготавливается преподавателем. К примеру, детям предлагаются листья желтоватые, зеленоватые, сухие, бумага, пробирки, тазы, вода. И они начинают вести взаимодействие с предметами, придумывая невообразимые сочетания, но преподаватель может вмешаться в этот процесс и поставить проблемный вопрос. А что будет, если листья и бумагу разорвать на маленькие куски и кинуть в воду?И здесь начинается самое увлекательное: рвем, бросаем, а позже смотрим!

Применяя способ связи с другими видами деятельности малышей опыт приобретает практическую значимость.К примеру, на игровой площадке нам необходимо вымыть лавки.Появляется проблемный вопрос: какое моющее средство лучше использовать, мыло кусковое либо мыло жидкое?Вооружившись ведрами с водой, перчатками, губами и прихватив арсенал разноцветных кусочков мыла, также баночек с ароматным водянистым мылом, мы начинаем наш опыт! Поначалу натираем губы кусковым мылом, и в трудовом процессе осознаем, что губку временами приходиться намыливать.Нальем- ка мы водянистого мыла в воду! Какой запах! В наших ведрах появилась прекрасная мыльная пена, а губы стоит только только окунать в этот раствор, стремительно и отлично отмываются наши лавки.

Из нашего опыта мы осознаем, что наблюдение –обязательная неотъемлемая часть хоть какого экспериментирования, с его помощью мы воспринимаем ход нашей опытно- исследовательской работы и ее результатов.Также нам понятно, что без выполнения трудовых действий тестов не бывает.Реализуя осенний проект и выполняя трудовые поручения на игровой площадке – мы каждый день собирали опавшие листья и выкладывали осенние дорожки в группе, чтоб созидать изменение осенней палитры.

Мы развиваем также творческие возможности малыша в изобразительной деятельности, чтоб поточнее зафиксировать итог опыта в наших дневниках и календарях наблюдений. И куда уж здесь без простых математических представлений! Ведь нам всевремя приходится что-тоизмерять, пересчитывать, ассоциировать, нам пригодится познание геометрических форм. Экспериментирование интегрирует внутри себя все образовательные области. Оно очень плотно сплетено с развитием речи и это мы можем проследить на всех шагах опыта — при формулировании цели и постановки задач, во время обсуждения происходящих действий в процессе работы и при подведении итогов занятия, анализируя увиденное.

1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности малышей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика, 2011. — № 3, -с. 24-26.

2. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 64 с.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занятные опыты и опыты для дошкольников. — М.: Сфера, 2002.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как способ обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Карасёва М.В. Организация исследовательской деятельности в ДОУ [Электронный ресурс]. URL:

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004

7. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новейшей ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

8. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 — №4

9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические советы. — М.: АРКТИ, 2004.

10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность малышей // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 1.

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность малышей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2013.

Adblock
detector