Познавательно исследовательская деятельность в старшей группе доу

Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло».

Заглавие: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»
Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст
Создатель: Клишина Валентина Викторовна

Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

Тема : Вода и подсолнечное масло .

Цель: Улучшение представления малышей о различных свойствах воды, познакомить со качествами масла

-развитие интересов малышей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становления сознания;

-развивать наблюдательность, способность ассоциировать, сопоставлять, делать выводы;

-продолжать учить читать схемы;

—развивать любознательность малышей, поддерживать проявления самостоятельности в зании мира вокруг нас.

Развивающие:

— Развивать коммуникативные способности.

— Содействовать формированию общественного партнерства, желание действовать совместно со сверстниками, получая наслаждение от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и энтузиазм к окружающему миру .

Демо материал:

Иллюстрации растений , круги Эйлера , схема параметров воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой .

Раздаточный материал : рабочие карточки для исследования , фишки красноватого и зеленоватого цвета , разовые стаканчики, ложечки , соль, кисточки , набор картинок подсолнуха и капельки воды , клей, салфетки, дощечки.

Подготовительная работа:

— Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

-Экспериментальная деятельность с водой, сопоставление камня с древесной породой с внедрением листов исследования.

-Экскурсия на кухню.

1.Беседа воспитателя с детками о времени года.

-Какое время года?

-Как поменялось вокруг?

2.Мотивация.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Может быть, что-то принципиальное.

(Телефонный звонок с просьбой ,посодействовать повару найти , в какой бутылочке масло.)

-Ребята, мне позвонила наш повар , она просит посодействовать ей. Нужно найти в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совершенно случаем она налила в 2 однообразные непрозрачные бутылочки воду и масло. Настало время варить обед , а она опасается ошибиться и попортить пищу. Поможем? Справимся ли

Воспитатель : Что такое масло ? Зачем повару масло ? Из чего делают масло и как оно именуется ?

Заглавие: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

4 .Дидактическая игра «Назови растение».

Малыши встают в круг , каждому раздается картина с растением. Воспитатель 1-ый указывает, именует растение и масло, которое появляется. (Тыква, орешек, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен,

репей, хлопок, виноград, огурец .)

— Расположите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5.Исследовательская деятельность .

-Будем проводить исследование .Нужно надеть фартуки ,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования ,мы будем приклеивать красноватые кружки ,если нет данного характеристики, зеленоватые кружки , если вещество обладает данным свойством .

Давайте вспомним характеристики воды: прозрачность, бесцветность, нет аромата, нет вкуса, нет формы, растворитель .( воспитатель на магнитную доску помещает рисунки параметров воды)

Перейдем к исследованию .

6.Практическая деятельность.

Малыши подходят к столу . где проводится опыт.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность .

1.Малыши нюхают воду.

2 . Пробуют на вкус.

3. Кладут сахар и размешивают.

4. Наливают малость воды в тарелочку.

После проведенных опытов. малыши заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

— Вода не имеет цвета? ( Да – зеленоватый кружок)

— Вода прозрачная? (Да – зеленоватый кружок)

-Вода не имеет формы ? ( Да – зеленоватый кружок)

— Не имеет аромата ? ( Да – зеленоватый кружок )

— Не имеет вкуса ? ( Да – зеленоватый кружок )

— Растворитель? ( Да – зеленоватый кружок )

— Можно вымывать свои руки ? ( Да –зеленый кружок )

7.Физминутка.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, копают,

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

Месят тесто две руки —

Воду моря и реки

8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

-имеет ли вещество цвет ;

— растворяет ли сахар в нашем случае ;

— остается ли след на руках.

-Читаем ,малыши, что у нас вышло на листах.

В какой бутылочке вода ? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строке, капельку воды к воде по признакам .

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10.Работа с кругами Эйлера.

В красноватый круг помещаем признаки воды, в голубий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в скрещение ?

( поглядеть по листу)

11.Работа с микроскопом.

— Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно разглядеть и узреть исключительно в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, потом стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения ?

( капелька масла желтоватого цвета )

Результат занятия.

-Что вы узнали нового? Что желали еще выяснить ?

Не плохое мы дело сделали?

На последующем занятии мы побеседуем о том , как делают масло .

А сейчас нужно дать масло на кухню , чтоб нам приготовили обед.

Подготовила воспитатель Клишина В.В.

Заглавие: Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»
Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст
Создатель: Клишина Валентина Викторовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ№ 189
Месторасположение: г. Оренбург

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе.

Любовь Пучкова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ориентирована на зание ребенком мира вокруг нас во всем его обилии. В этой деятельности реализуется потребность малыша в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство способа экспериментирования состоит в том, что он даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, его отношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активируются его мыслительные процессы, потому что активно появляется необходимость совершать операции анализа и синтеза, сопоставления, систематизации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, сформировывать обнаруженные закономерности и выводы провоцирует развитие речи. Следствием является не только лишь ознакомление ребёнка с новыми фактами, да и скопление фонда интеллектуальных приёмов и операций, которые рассматриваются как интеллектуальные умения.

Задачи познавательно — исследовательская деятельность дошкольников

***Сформировывать представления о разных сторонах изучаемого объекта, его отношениях с другими объектами и средой обитания.

***Улучшать способность малышей ставить вопросы и получать на их фактические ответы.

***Развивать поисково – познавательную деятельность малышей как умственно – личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у малышей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критичное отношение к миру.

Содержание исследовательских работ подразумевает формирование последующих представлений.

*** О мире животных, растений и условиях, нужные для их роста и развития.

*** О материалах: бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

если её удаётся сохранить, даёт

неизменный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

У нас в группе познавательно — исследовательская деятельность походит как фронтально, так и персонально и всегда с огромным энтузиазмом и очень азартно.

«Такая различная ткань».

Цель: выяснить разные виды тканей, сопоставить их свойства и характеристики.

Осознать, что характеристики материала обуславливают метод его потребления.

Сформировывать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает различную одежку.

-Дети рассматривают различные виды тканей, обращают свое внимание на общую характеристику материала: (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Ассоциируют ткани по их свойствам; обучаются осознавать, что эти свойства обуславливают метод использования ткани для пошива вещей.

«Рассматривание песка через микроскоп».

Цель: Определение формы песчинок. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Вывод: Из чего состоит песок? Из очень маленьких зерен – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке любая песчинка лежит раздельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде».

Цель: Уточнить представления малышей о строении растений, о многофункциональном значении частей растения; сформировывать представления малышей о значимости воды для жизни и роста растений. Учить малышей делать выводы в процессе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: вода нужна растениям, без нее они гибнут.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: учить отмечать разные характеристики предметов. Развивать познавательную активность малышей в процессе проведения опытов.

Вывод: не все предметы плавают, все находится в зависимости от материала, из которого они изготовлены.

Цель: Узнавать разные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сопоставить их высококачественные свойства и характеристики. Осознать, что характеристики материала обуславливают метод его использования.

Вывод: Мы узнали, что бумага некрепкая, она мнется, рвется, пылает и размокает, все находится в зависимости от материала, из которого они изготовлены.

«Измерение размеров изображения при помощи линз».

Цель: познакомить с оптическим устройством – линзой; сформировать представления о свойстве линзы наращивать изображения. Учить малышей делать выводы в процессе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры растут либо уменьшаются зависимо от того, какая употребляется линза.

Цель: уточнить познания малышей о насекомых, их многообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод: внешний облик насекомых очень различный, методы передвижения различные. Есть полезные насекомые и вредные.

«Что мы знаем о времени»

Цель: поведать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».

«Измерили глубину снега». Цель: сформировывать реалистическое осознание неживой природы; закреплять познания о том, что вода может быть в жестком состоянии (снег, лед).

Вывод: глубина снега всюду различная. Где солнечно, там меньше. Где солнца малость, там сугробы выше.

«Следы на снегу». Цель: учить ассоциировать и сопоставлять следы: человека и животных.

Вывод: следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних питомцев.

«Волшебный шарик». Цель: установить причину появления статического напряжения. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежку и начинают прилипать куски ткани шар, волосы, одежка. Дотрагиваются до него рукою, наблюдают, что меняется — шар падает.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его изловили, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электронным, потому притянулся к стенке.

Веб-сайт для воспитателей детских садов .

Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду.

(старшая разновозрастная группа)

Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, напрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей меж явлениями мира вокруг нас, их упорядочение и классификацию.

В период дошкольного юношества «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в их в виде приблизительных действий, опробования способностей хоть какого нового материала.

Чем старше становится ребенок, тем в основном познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её воплощения и, соответственно, различные психологические функции, выступая как сложное переплетение деяния, вида, слова (восприятия, мышления, речи).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – завладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В качестве главных развивающихся функций познавательно — исследовательской деятельности на шаге старшего дошкольного возраста могут быть обозначены последующие:

1. Развитие познавательной инициативы малыша (любознательности);

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

3. Перевод малыша от классификации опыта на уровне практического деяния к уровню символического деяния (классификация, символизация связей и отношений меж предметами и явлениями мира вокруг нас);

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

5. Расширение кругозора малышей средством выведения их за границы конкретного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и соц мире, простых географических и исторических представлений).

Как активизировать познавательную деятельность малышей

В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено подабающее внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности малышей.

Познавательная активность является высококачественной чертой процесса зания в процессе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных деятельных проявлениях (рвение по- собственному ассоциировать, высказывать, производить поиск).

Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке выражения, дела к событию и т.д..

В педагогике различают:

  • Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, эталону, на базе схемы, метода («делаю так же», «думать не надо», «это же просто»);
  • Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе метода действий на базе высказанных взрослым общих требований («я жду помощи», «я сомневаюсь», «я не тороплюсь»);
  • Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе метода воплощения с выражением нескольких предложений, получением личностно важного результата («я могу», «у меня получится», «я желаю экспериментировать»).

Употребляют различные приемы увеличения активности малыша в познавательно — исследовательской деятельности:

  • Обеспечивается энтузиазм к грядущей деятельности через мотивацию, образность, чувственность. Значимость и необходимость роли каждого в деятельности;
  • Стимулируется исследовательское поведение малыша в процессе поиска метода выполнения («как?» «что узнаешь при всем этом?»);
  • Помогает составлять метод, уточнять нюансы и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
  • Употребляются приемы развития творческого воображения.

Скопления ребенком опыта деятельного поведения в познавательной деятельности, обычно, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).

План познавательно-иследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе

Картотека (старшая группа) по теме:
картотека «Познавательно–исследовательская деятельность с детками старшей группы».

картотека опытов старшая группа

Подготовительный просмотр:

Городское АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯ

Городского ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

познавательно–исследовательской деятельности малышей

Цель : познакомить малышей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и сразу выпустить оба семени из рук (к примеру: фасоль и семечки клена).

Вывод: семечки имеют разные приспособления для полета, ветер помогает семенам передвигаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: сформировывать представления малышей о значимости воды для жизни и роста растений. Учить малышей делать выводы в процессе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета избрать один цветок, необходимо бросить его без воды. Через некое время сопоставить цветок, оставшийся без воды, и цветочки в вуале с водой: чем они отличаются? Почему это вышло?

Вывод: вода нужна растениям, без нее они гибнут.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами либо краской. Через некоторое количество дней разрезают ствол и лицезреют, что он окрасился. Расщепляют ствол вдоль и инспектируют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время опыта. Чем подольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода подымется.

Вывод: вода движется вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : следить за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить малышей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых построено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно неоднократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность малышей в процессе проведения опытов.

Ход: В солнечный день малыши рассматривают «солнечный зайчик». Как он выходит? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стенке, куда попал «солнечный зайчик», поставить очередное зеркало? (Он отразится снова)

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный энтузиазм к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Лицезрели ли вы когда-нибудь радугу после дождика? А желаете поглядеть на радугу прямо на данный момент?

Воспитатель ставит зеркало в воду под маленьким углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стенку. Поворачивает зеркало до того времени, пока не появится радуга на стенке. Вода играет роль призмы, разлагающей белоснежный цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга припоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Цель : познакомить со качествами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного аромата. Развивать познавательный энтузиазм малышей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (поочередно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и ощутить запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Цель : показать, что можно ощутить движение воздуха. Воспитывать энтузиазм к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукою у лица. Каково чувство? Подуть на руки. Что ощутили?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно ощутить, обмахивая лицо.

Цель : обосновать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять познания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь малышей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Малыши делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Малыши дуют на паруса, кораблики плывут. Огромные корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, темная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень маленьких зерен – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке любая песчинка лежит раздельно, не прилипает к другим песчинкам.

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть высушенного песка и выпустить его струйкой так, чтоб он падал в одно место.

Равномерно в месте падения песка появляется конус, возрастающий в высоту и занимающий все огромную площадь у основания. Если длительно сыпать песок в одном месте, то в другом, появляются сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства влажного песка»

Цель : познакомить со качествами песка. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать высушенный песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Потом песок омочить и сделать те же операции.

Вывод: влажный песок может принимать всякую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух меж песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние земли зависимо от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния земли от погодных критерий. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям разглядеть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает снова потрогать ее, разглядеть (земля потемнела, стала влажной, липкой, склеивается в комочки, от прохладной воды почва стала холоднее)

Вывод: конфигурации погодных критерий приводит к изменению состояния земли.

Цель : закрепить познания о разных состояниях воды. Содействовать формированию у малышей познавательного энтузиазма, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что скорее растает?

В одно ведерко поместить рыхловатый снег, во 2-ое – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхловатый снег растает первым, потом – утрамбованный, лед растает последним.

Цель : познакомить малышей со качествами снега. Воспитывать энтузиазм к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке совместно с детками снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, появляется вода. Направить внимание малышей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные характеристики снега»

Цель : познакомить со качествами снега. Развивать наблюдательность, умение ассоциировать, рассматривать, обобщать, развивать познавательный энтузиазм малышей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить емкости с схожим количеством воды на поверхность сугроба, закопать неглубоко в снег. Закопать глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем поглубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Цель : закреплять познания малышей о свойствах воды. Воспитывать познавательный энтузиазм к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода скорее промерзнет? Разъяснить, почему вода на подносе леденеет скорее.

Цель : познакомить со качествами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить малышей делать выводы в процессе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить маленькие предметы, залить водой и поставить на холод. Разглядеть с детками, как через лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед поэтому, что он прозрачен.

Цель : показать детям, как появляется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного энтузиазма малышей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от различных предметов. Когда возникает тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она появляется? (это черное пятно, она появляется тогда, когда световые лучи не могут пройти через предмет, за этим предметом лучей света меньше, потому темнее)

Вывод: тень возникает при наличии света и предмета; очертание предмета и тени идентичны; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения при помощи разных линз»

Цель : познакомить с оптическим устройством – линзой; сформировать представления о свойстве линзы наращивать изображения. Учить малышей делать выводы в процессе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, разные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за переменами размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры растут либо уменьшаются зависимо от того, какая употребляется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать разные характеристики предметов. Развивать познавательную активность малышей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель совместно с детками опускает в воду предметы, изготовленные из различных материалов (древесные брусочки, палочки, железные пластинки, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы утопают, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все находится в зависимости от материала, из которого они изготовлены.

ДЕТСТВО-ГИД.

DETSTVO-GID — веб-сайт для родителей и преподавателей

Пользующиеся популярностью записи

Свежайшие комменты

  • admin к записи Как создать методические советы по теме самообразования
  • Евгения Евгеньевна Зобова к записи Как создать методические советы по теме самообразования
  • Лена к записи Что писать в самоанализе про партнерское взаимодействие с детками
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

    Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников следует восполнить развивающую предметно-пространственную среду последующими пособиями:
    — макетами и модулями планет галлактики,
    — коллекциями минералов, часов, календарей,
    — дорожными, математическими знаками,
    — географической картой мира для малышей, картой местности, где живут малыши, глобусами,
    — микролабораториями,
    — дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

    Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности малышей старшей группы:
    — классифицировать познания и естественно-научные представления об внешнем мире;
    — сформировывать умение без помощи других отыскивать причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
    — развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

    Примерное направленное на определенную тематику планирование
    познавательно-исследовательской работы
    с детками старшей группы

    1. Наш участок.
    Задачи и содержание: Закрепить познания малышей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, возрастающими на участке. Разглядеть листья деревьев: отыскать самый кружевной, самый небольшой. Выкладывание орнаментов на песке из осенних листочков.
    2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
    Задачи и содержание: Разглядеть дождевого червя. Понаблюдать за передвижением дождевого червя. Провести опыт: залить ход червя в земле водой. Узнать, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
    3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
    Задачи и содержание: Узнать, есть ли органы чутья у кошки либо собаки. Предложить животным различное угощение. Какую еду можно есть, а какую — нет, — животное обусловит при помощи органов чутья.
    4. Наш участок. Деревья нашего участка.
    Задачи и содержание: Закрепить заглавие деревьев. Проверить, какие из их имеют плоды.
    Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
    5. Ягоды нашего леса.
    Задачи и содержание: Узнать вместе с детками — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить заглавие ягод. Предложить детям поведать, какие ягоды вырастают в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
    6. Гости нашего участка. Птицы.
    Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Узнать соответствующие особенности каждой птицы.
    7. Воздух.
    Задачи и содержание: Познакомить со качествами воздуха. Провести беседу о том, что воздух всюду вокруг нас, мы его не лицезреем. С помощью воздуха мы дышим. Провести исследовательские деяния: есть ли воздух в пластмассовой бутылочке (сжать). А в коробке из-под сока либо молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
    8. Наша планетка – Земля.
    Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, поведать, что Земля крутится. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: отыскать север, юг. Россию, Америку, Китай.
    9. Наша планетка – Земля. Горы.
    Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Отыскать самые высочайшие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Поведать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Исследовать песчинки при помощи лупы.
    10. Лёд. Вода.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить со качествами льда. Провести опыты: положить лёд в жаркую воду, в прохладную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает стремительно. А если на лёд надавить пальцем? А если надавить ручкой от ложки?
    11. Вода. Снег.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Обосновать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечки.
    12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
    Задачи и содержание: Продолжить знакомство со качествами снега: плотный, поскрипывает, рыхловатый, липкий. Поведать о роли снежного покрова для растений.
    13. Обследование бумаги.
    Задачи и содержание: Познакомить со качествами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
    14. Обследование тканей.
    Задачи и содержание: Познакомить со качествами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и разглядеть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сопоставление её с ватой: что скорее поглотит воду? Почему?
    15. Обследование железных и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
    Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со качествами стекла. Найти с детками, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что в состоянии сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
    16. Такие различные камешки.
    Задачи и содержание: Познакомить малышей с природными богатствами земных недр. Знакомить со качествами камня. Внести разные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Поведать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камешки на вес, отыскать самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камешки, камешки в ювелирном изделии.
    17. Звёзды в небе.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить малышей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детками за звёздным небом. Отыскать самые калоритные — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Поговорить о космосе, о далёких мирах.
    18. Космос. Луна и Солнце.
    Задачи и содержание: Познакомить с планетками Галлактики. Следить за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
    19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к праздничку.
    Задачи и содержание: Провести беседу об конфигурациях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить выпечь в вешний праздничек пирог. Обследование параметров теста: мокрое, вязкое, отлично приобретает подходящую форму.
    20. Весна. Ветер. Дождик.
    Задачи и содержание: Поведать детям о силе ветра. Обучить определять его направление при помощи ленточек, флага либо по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра с помощью пальца: омочить палец, поднять его ввысь. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
    21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
    Задачи и содержание: Обучить малышей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Слушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку различное количество воды, опять подуть над горлышком бутылки. Звук поменяется: чем больше воды, тем выше звук.
    22. Вода. Болото.
    Задачи и содержание: Познакомить с нюансами поведения на болоте. Узнать, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что вырастает на нем? Каковы положительные и негативные черты существования болот?
    23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
    Задачи и содержание: Направить внимание малышей на пузырьки воздуха на водных растениях, камнях, стенах аквариума. Зачем рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водные растения).
    24. Вода. Наш аквариум.
    Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Разъяснить детям, что головастик – малая лягушка. При помощи лупы разглядеть внешний облик, отмечать как будет видоизменяться головастик с течением времени.
    25. Наш огород. Свет и вода.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева разглядеть почки. Поставить ветку в вазу с незапятанной водой и следить, как распустятся листья. Опыт: Одну из ветвей поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
    26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковки в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковку бросить в банке без воды и поставить в мгле. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Прийти к выводу о том, что в мгле побеги жёлтые, бледноватые. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой скорее появятся корешки, без света – корней нет.
    27. Наш огород. Вода и свет.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить вершины свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в черное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – огромные, калоритные. Разъяснить, что за счёт света в их образуются питательные вещества, которые нужны для роста. В мгле они не образуются, потому зелень моркови — очень бледноватая.

    Почетаемые преподаватели! Если у Вас есть вопросы по теме статьи либо есть трудности в работе по этому направлению, то пишите в комменты. Непременно помогу.
    Головина Бэла Геннадьевна, админ веб-сайта.

    Adblock
    detector