Как называется рождественская композиция с яслями

Вертепное представление на Рождество Христово.

Каждый год православный народ 7 января празднует Рождество Христово. Этот величавый праздничек венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому счастливому событию. Многие в собственных домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что же все-таки это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Конкретно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова размещена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуток далее размещено место, куда Королева Небесная после родов переложила Собственного Отпрыска — придел Яслей.

В полном осознании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как величавую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в каком есть некоторое количество этажей и прорези для управления куколками. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, демонстрировали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, загорались свечки и начиналась магическая притча. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, правитель Ирод, Рахиль, боец, черт, пономарь и погибель. Каждую куколку кукловоды крепили на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукою и тем управлять куколкой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белоснежной материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кучерявой пряжи, свернутой в комочек. Другие герои сооружались из дерева либо тряпок, тем их было просто мастерить и переносить с места на место.

Принципиально! Посреди актеров-вертепщиков было правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, нужно было исполнять с особенной тщательностью и они должны отличаться качеством выполнения от других фигурок.

Бывало, что заместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании малышей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет зания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями либо крестными в торжественные деньки в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взгляду представляется магический вертеп.

Его история вроде бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай размещен вверху, ад понизу. Фигуры семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

Пусть чадо занесет свою детскую лепту, тем он ощутит собственной незапятанной душой приближение Рождества, любовь Спасателя к каждому человеку на земле, в особенности к детям.

Принципиально! Если же предки решат разыграть сцену Рождества, то необходимо знать о том, что озвучивать можно только земных созданий. Высказывания Иосифа, Девы Марии и Христа озвучивать запрещено! Требования Церкви неизменны в протяжении веков!

Хорошим времяпрепровождением станет чтение хороших рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Отлично, если будет возможность воскрешать читаемое действие.

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая действия рождественской ночи. Это есть метод прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигуры Пресвятой Богоматери, Ее жена Иосифа. Рядом размещаются фигуры животных, которые грели новорожденного Богомладенца своим дыханием. Тут же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — знак рождения Спасателя.

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Любой из нас знает о существовании праздничка Рождества. Об истории его возникновения мы на данный момент для вас поведаем!

Перенесемся более чем на 2000 годов назад и окажемся в Иудее, которой управляет правитель Август. В один прекрасный момент он возжелал выяснить точную численность собственного страны. Он указал слугам организовать перепись городских жителей, в том числе и малышей. Для этого каждый человек был должен возвратиться в тот город, где он родился…

А в это время будущие предки Иисуса отчаливали в Вифлеем.

Август: Мне, величавому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем королевстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совершенно скоро родится и для тебя на данный момент наверное очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, супруг мой. Все отлично.

Иосиф: Садись верхом на ишака, я его поведу, для тебя так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не сумел отыскать пристанище, потому пара пошла находить скрытое место. Они его отыскали только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогодицу.

В эту ночь Мария произвела на свет малыша. Предки запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая именуется ясли. Дно яслей они застелили слоем травы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчугана нарекли Иисусом.

Скоро пастухи узнали от спустившегося к ним ангела отрадную новость. А в момент Его рождения на небосклоне загорелась новенькая звезда, которую окрестили Вифлеемской.

Пастухи нашли Малыша, поклонились Ему и поведали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сказать всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже увидели на небе новейшую звезду и сообразили, что она есть знак рождения Мессии. Они направились к Августу, чтоб выяснить место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, правитель! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спасатель всех людей? Ведь сейчас на небосводе зажглась новенькая звезда, значащая Его рождение!

Август: Согласно предсказанию, Он был должен родиться в Вифлееме. Отчаливайте в путь и найдите Его, чтобы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, вроде бы ведя за собой. Когда путешественники дошли до пещеры, то звезда тормознула. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спасатель!

Мария и Иосиф узрели, что путешественники очень очень утомились, потому им было предложено заночевать в вертепе, а утром вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночкой к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте возвратиться к императору, идите домой другой дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в ужасной угрозы, срочно бери Марию и Иисуса, все совместно отчаливайте в Египет.

Юная семья той же ночкой отправилась в Египет, чтобы уберечь собственного новорожденного Малыша.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Конкретно в нем объединились культурные традиции различных государств, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В текущее время находится хорошая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтоб Святая Семья знала, что в этом жилье она может отыскать пристанище.

Рождественские вертепы.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Рождественский вертеп

Непременно, это традиция, которая пришла к нам с Запада.

Вот поэтому наибольшее распространение она получила на Украине и в тех областях Рф, которые граничат, к примеру, с Эстонией

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Такие вертепы можно узреть на Украине

Вертеп в Киево-Печерской Лавре

Этот вертеп выставляется у Крестовоздвиженского храма на местности Ближних пещер. Фото: lavra.ua, 2010

Вертеп на Крещатике

В первый раз вертеп на Крещатике установили в 2012 г. – еще в мирном Киеве Фото: Веб

Этот вертеп был установлен во время Майдана

Но, естественно, сейчас вертепы ставят в почти всех храмах

У храма иконы Божией Мамы «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва. Фото: clir

Вертеп в Марьино

У храма иконы Божией Мамы «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва Фото: clir

Ставят их и в дальной Австралии

У храма святого Харлампия Элладской Православной Церкви

И в Казахстане

Вертеп у Вознесенского храма в Алма-Ате. Фото: traveladventures.org

Особенная российская традиция и удовлетворенность – вертепы из снега

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске. Фото: pravoslavie.tomsk

А вот что видно, если заглянуть вовнутрь

Снежные вертепы-пещеры смотрятся очень загадочно

Снежный вертеп в Академгородке, Томск Фото: pravoslavie.tomsk

Под снежной шапкой вертепа

Снежная часовня

У храма Смоленской иконы Божией Мамы, Дубна

А бывают вертепы и изо льда

Екатерининский собор в Королевском Селе Фото: aquaviva

Новенькая для нас традиция – вертепы с реальными животными

1-ый таковой вертеп появился в Пятигорске в 2013 г. у Кафедрального собора. Что любопытно: овечки ложились всегда у ног фигуры Младенца-Христа Фото: blago-kavkaz

Вертепы с животными очень нравятся детям

Софийский собор, Царское Село Фото: mitropolia.spb

Жители вертепов – овечки, козы, скотины

Софийский собор, Царское Село Фото: aquaviva

И ослики. Вертеп в Одессе, на Дерибасовской

Есть даже мелкие ягнята

Вертеп на улице Дерибасовской, Одесса, Украина

Вертепы – это незабвенная атмосфера рождественских дней

У Константино-Елениского собора в Костанае, Казахстан Фото: pravosakh

Вертеп в Томске

Вертеп храма святителя Николая в Камышовой бухте, Севастополь

Тольятти, во дворе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского

Михайло-Архангельский храм в Рубцовске

Лагерь беженцев в Ирбиле, Ирак

Ни при каких обстоятельствах в эти святые деньки не будет забывать о тех, кому плохо. Этот вертеп был устроен в 2013 г. христианами, бежавшими от ИГИЛ, для собственных малышей. Фото: Мэтт Карди / Getty Images

Фото рождественских вертепов взяты с епархиальных веб-сайтов, портала «Вода живая» и других открытых интернет-источников.

скрыть методы оплаты

Рождественские вертепы одна из немногих традиций запада,которые мне, как православному человеку,-нравится. Это одно из приятных изготовлений и ожидания Рождества Христова! Как здорово делать вертеп совместно с ребенком, по ходу рассказывая о Событии Рождества! Вертеп с фигурами Святых, людей из Вифлеема и животных, можно расположить: в коробке, в ящике из-под фруктов и овощей, в деревенской печке, камине, на пне, и еще многом другом. Не забудьте положить фигурку Малыша только намедни Праздничка Рождества, ранее же, Рождественские ясли — пустуют. Очень декорируют вертеп, расположенные снутри его мелкие лампочки. С этим пожелаю всем приятного сотворения вертепа с детишками, своими руками и у себя дома.
Спаси Господи.

Что такое вертеп? Вертеп — пещера, где родился Иисус Христос.

В христианстве есть восхитительная традиция – в канун Рождества ставить в доме вертеп. К огорчению, в Рф этот обычай был на время прерван – в связи с революцией 1917 года и следующей антирелигиозной пропагандой, но позднее был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его появления, вы можете выяснить из этой статьи. Не считая того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в их.

Место рождения Иисуса Христа

По сути, вертеп устанавливается не только лишь под Рождество. Это место – величайшая христианская святыня – существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно понятно приблизительно со II века до нашей эпохи. Что такое вертеп? Это реальная пещера, пол которой декорирует серебряная звезда, некогда золотая и увенчанная драгоценными камнями. Снутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад – они принадлежат различным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Не считая нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сходу после его рождения. Сами Ясли (на самом деле, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Малыша) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Конкретно этот вертеп стал прототипом для бессчетных следующих, которые христиане устанавливают на Рождество в собственных домах.


Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова «вертеп» употребляют для наименования единственной пещеры – ту, где родился Христос. Также у этого слова есть дополнительные значения, о которых пойдет речь позднее – они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Время от времени возникновение рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об извечном праздничке. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из различных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Часто их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в каких Рождение Спасателя изображалось в лицах.

Вертеп в Рф

В Рф же больший энтузиазм проявляли к театральным вертепам (в Европе они, естественно, существовали, но не были настолько популярны). Этим словом назывались как недлинные представления на сюжеты Рождества, так и двух- либо 3-этажные домики, в каких происходило действо.

В особенности вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследию секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и на данный момент – так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране – всей Рф уже было понятно, что такое вертеп. Он стал еще более светским искусством, ежели до этого, и рождественскую мистерию заканчивала полностью мирская комедия с местным ярким юмором.

Артисты прогуливались с ящиками не только лишь в канун Рождества, да и далее, прямо до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и довольно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты производства кукол забылись прямо до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под управлением Д. Покровского занялись только в 1980-х годах, конкретно их опыты в конечном итоге взяты за базу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтоб лучше осознать, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, в большинстве случаев домик-вертеп состоял из 2-ух либо 3-х этажей. Практически вертеп – это такая малая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В высшей части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигуры Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних питомцев.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, тут обычно происходили различные смешные ситуации. Эту часть ящика декорировали броской бумагой, на троне посиживал сам Ирод. Понизу и вверху ящика были прорези, по которым куколки могли передвигаться вдоль сцены. По краям находились открывающиеся двери. Куколки не могли перебегать с 1-го яруса на другой.

Кукол в большинстве случаев изготовляли из дерева, время от времени – из глины. Их раскрашивали, наряжали в прекрасные бумажные либо тканые одежки и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куколки могли передвигаться по сцене.

Зависимо от размера ящики могли возить на санях, носить на руках либо устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В базе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позднее говорят о удовлетворенной вести царю Ироду, который в ужасе, что новоприбывший в мир Правитель в какой-то момент отнимет у него власть, приказывает уничтожить малышей городка Вифлеема. К царю приходит Рахиль, рыдающая о собственных детях, но Ирод не вожделеет слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтоб утешить Рахиль, а царя посещает Погибель, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Погибель велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и делает. Этот сюжет занимает первую часть представления.

2-ая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по продолжительности и содержанию – зависимо от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для их служили разрозненные истории, посвященные пляскам либо стычкам различных ярких персонажей: цыган, престижных дам, мужчин, евреев, боец и т. д. С течением времени 2-ая часть спектакля занимала все в большей и большей степени времени, сокращая продолжительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

Вертеп и рождественское вертепное представление.


В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В Рф вновь ставить вертепы, фото которых можно узреть в этой статье, стали только не так давно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были пользующимся популярностью украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп»
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куколки
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово значит «пещера». В большинстве случаев имеется в виду Святой Вертеп, другими словами пещера, в какой родился малыш Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает проигрывание истории рождения Христа средством театрального, скульптурного, художественного и хоть какого другого искусства. И также вертепом именуют народный кукольный театр. Есть у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилье.

История вертепа


Некие учёные считают, что 1-ый вертеп сделал в 1223 году известный монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Величавом праздничке, там он сделал первую живую панораму вертепа.

Равномерно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живы, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали специфичной Библией для верующих, которые не умели читать.

В Рф такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же огромным спросом воспользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в каком актёры средством кукол делали целые спектакли и переносили зрителей в древнейшую Иудею. Представление было так нужно, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки собственных спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали демонстрировать свои спектакли даже в Сибири. Кочевые вертепы странствовали по всей стране практически до конца века. Всё это время Рождественская история равномерно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для утехи публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только лишь в Рождество, да и до самой Масленицы. Вобщем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Совместно с нею воспретили ёлку и, естественно, вертепы.

Оживились эти кукольные спектакли исключительно в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору инфы и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Конкретно его вариант вертепного представления стал прототипом для последователей.

Вертепное представление

Устройство


Традиционный вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда прекрасно украшен и разбит на два этажа, которые показывают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в какой родился Христос.

Мир дольний – первый этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во 2-ой части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Гибелью царя.

Благодаря такому устройству кочевые вертепы просто преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, естественно, на ярмарках. Для этого было довольно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки либо стулья, зажечь свечки и начать рассказ.

Современные вертепы труднее не стали. В большинстве случаев это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куколками на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куколки Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто располагаются в пещере. Также сейчас можно узреть вертепные представления с живыми актёрами заместо кукол.


Вертепные куколки не имеют эталонов, а поэтому их можно приобрести либо сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают или обшивают тканью. У каждой куколки есть маленький шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куколкой во время представления.

Существует посреди создателей вертепа и неписаное правило: куколка «Богородица» непременно делается по другому, чем другие, с особенной тщательностью. Иногда её подменяет икона Божьей Мамы.

Куколки 1-го мира вертепа никогда не перебегают в другой, другими словами они всегда находятся лишь на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они практически не двигаются, только немного качаются во время собственной речи, притом, что другие действующие лица в это время недвижны. Таковой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание лишь на том герое, который гласит. Не считая того, любая куколка, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, например: я правитель, я ангел, я погибель.

Герои рождественского представления неизменны, это:


  • Правитель Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене фактически весь спектакль. Один из самых ярчайших моментов, когда Погибель собственной косой отсекает царю голову.
  • Погибель. Обычно наводит ужас на зрителей своим образом. Эту куколку стараются сделать так, чтоб её коса могла нанести четкий и отлично видимый зрителям удар по шейке Ирода.
  • Вояка. Он символизирует всех боец, которые были высланы царём убивать малышей.
  • Рахиль. Мама, у которой в ночь избиения малышей уничтожили единственного ребёнка. Сцены с этой куколкой показывают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда собственных малышей.
  • Бес. В классическом вертепе бес смотрится как подвижная куколка на тонких ножках, он скользкий и неприятный с виду с разболтанными членами.
  • Волхвы либо Три царя. В большинстве случаев изображаются как триединый персонаж, другими словами три куколки крепились к одной ручке и управлялись совместно. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как обитателей той местности, где ставится вертеп, потому что они более близки зрителям. В большинстве случаев конкретно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куколки Святого семейства. Эти персонажи, обычно, статичные и не имеют слов, потому что создатели спектакля считают грубостью играть эти роли.
  • Ангелы. Традиционные куколки одеты в дьяконское облачение, другими словами белоснежный стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого выдумали только для сотворения эффекта театра. До представления он зажигает свечки в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Не считая того, только пономарь может передвигаться меж вертепными сакральными этажами. И также от иных действующих лиц его отличает конструкция – чтоб дотягиваться до свеч этому герою или делают особенный механизм, или очень длинноватые руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важных действующих лиц спектакля. Серьезных правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр выдумывает собственный метод сотворения таковой принципиальной героини, часто заставляя зрителей восторгаться её красотой и яркостью.


Основной темой вертепного представления является история прихода Спасателя на землю, другими словами Рождество Христово.

До представления Пономарь зажигает свечки, что сходу придаёт всему действу театральности и волшебства.

1-ая часть представления полностью посвящена истории рождения Христа.

Показавшийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они говорят, что прогуливались к царю Ироду и сказали ему о рождении величавого Царя. Ангел остерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Правитель Ирод, опасаясь, что новый правитель отнимет у него власть, приказывает Вояке уничтожить всех малышей в городке. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её отпрыску, но правитель не слушает её мольбы. Вояка убивает ребёнка прямо на руках у мамы. Злосчастную даму утешает Ангел.

К Ироду приходит Погибель. Правитель просит её подождать, дать ему ещё время, но Погибель неумолима. Она казнит деспота и призывает Беса, который конфискует его в ад.

2-ая часть мирская, в ней разыгрываются разные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после этого Пономарь гасит свечки.

Вертепное представление – одна из самых прекрасных и расчудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тыщи годов назад, в ту пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спасатель.

Рождественский вертеп. История его возникновения в Рф.

Статья размещена в православном журнальчике для родителей «Виноград» (№21, январь-февраль 2008).

В старину на Руси, намедни Рождества Христова, в Cочельник, везде прогуливались по домам христославы, по-другому – славильщики. Отрадно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасателя. Часто посреди участников были и те, кто демонстрировал вертеп. Что все-таки такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтоб ответить на этот вопрос, нам необходимо обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Фигуры из вертепа

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздничка Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что конкретно в сей день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздничек совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались вместе с новыми, христианскими. Для воззвания народных обрядов в христианское празднество Церковь прирастила и время богослужений в эти деньки, и торжественность их проведения.

Намедни праздничка храмы, шикарно увенчанные и освещенные тыщами свеч, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении различных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Необходимо сказать, что слово «мистерия» показывает на таинство и, как следует, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над основным престолом, устраивались ясли, в каких находилась скульптура либо изображение Девы Марии. 5 старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчишка из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасателя, произнося евангельские строчки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в различных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Потом пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Тут их ждали два каноника, условно представлявшие 2-ух дам, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасателя Христа». Дамы (каноники) отдергивали заавесь, которая скрывала скульптуру Малыша Иисуса. Указывая на нее, они гласили: «Вот он – этот Малыш со собственной Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Королева Неба», а позже праздничной процессией ворачивались в алтарь. При всем этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Потом следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта старая мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перебежала из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Создатель этой мистерии был, непременно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из педагогов в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно учавствовали в представлении мистерий, и не случаем, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Любопытно, что Византия тут обогнала Запад: тут мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городках торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и в протяжении веков формировались ее бессчетные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок либо картона. Снаружи он напоминал домик, который состоял из 1-го либо 2-ух этажей. В большинстве случаев встречались двуэтажные вертепы.

В высшей части играли драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, смешные бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Высшая часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стенке были нарисованы сцены Рождества; либо же с боковой стороны устраивались макет пещеры или хлева с яслями и недвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних питомцев.

Нижняя часть – «земля» либо «дворец» – оклеивалась броской цветной бумагой либо фольгой, посредине на маленьком возвышении устраивался «трон», на котором находилась куколка, изображающая царя Ирода. В деньке ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним бездвижно куколками – персонажами драм. Передвигать стержни с куколками можно было вдоль ящика, куколки могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куколки появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, время от времени лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую либо бумажную одежку и закрепляли на железных либо древесных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куколки на палке, то в бельгийских театрах применялись томные куклы на проволоке длиной до 1-го метра, а в провансальских вертепах куколки были наполовину механизированными: любая из их имела свой механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была нужна помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их демонстрировали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, время от времени по краям кулисы. А вот неизменные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но вроде бы в открытом пространстве, другими словами в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена таковой мистерии подымалась наверх несколькими планами, при этом куколки могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в собственной работе «Народная драма. История российской литературы» так описывал вертепное представление в Рф:

«Действие раскрывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Потом в нижнем ярусе происходит праздничный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (уничтожить) малышей “сущих первенцев”. Вояки уходят и ворачиваются назад, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на погибель собственного малыша. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить собственного малыша, но правитель неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Вояка выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о погибели и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение ужасной гостьи, слышится ужасный треск – и на сцене растет наизловещий скелет с косою на плече – Погибель. Охрана в страхе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Погибель вызывает к для себя на помощь черта, являющегося с кликом “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и уничтожить Ирода, которого потом и тащат в ад со словами:
О, окаянный Ироде,
за твоя превеликия злобы
Поберу тя в преисподнюю пучину
и с кости.

Этим завершается 1-ая суровая часть вертепной драмы. 2-ая часть состоит из неодинакового в разных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти нередко совсем не связаны одна с другою и могут следовать в случайном порядке. Все действие в этих сценах заключается практически только в том, что типы разных национальностей, полов и профессий дерутся либо пляшут».

Равномерно 1-ая часть представления сокращалась, а 2-ая, напротив, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужчина, барин, модник, «новомодные барыни», боец, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только лишь куколками, да и живыми любителями, тогда она носила заглавие «живой вертеп».

С течением времени вертепщики, другими словами кукольники, становились проф кочевыми исполнителями. Обычно кукловод был обладателем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При всем этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играет несколькими актерами. Он помнил текст назубок и мог его изменять зависимо от критерий выступления.

На Руси вертепный ящик нередко напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом малыши распевали духовные песни либо все совместно пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их посреди храма, убирали цветами и хвойными ветками, вовнутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому торжественному чуду.

И в наши деньки эта традиция не позабыта в церкви: во все деньки Святок, до праздничка Богоявления Христова, хоть какой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некие преподаватели смогли заного использовать вертепную традицию, чтоб по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтоб их питомцы сами приняли роль в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот собственный личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока мы послушаем преподавателей из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. Впервой это был небольшой вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши мелкие дети, с ними совместно вырастал и наш вертеп – сейчас это уже реальный шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Мысль эта родилась внезапно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Естественно, со святочными рассказами и церковными дискуссиями, естественно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о праздничке Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в какой родился наш Господь. Обстановка, в какой мы находились, дала подсказку идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, находить вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, желали, чтоб малыши всей душой ощутили величие праздничка, его действительность и сразу его чудесность.

Дома нередко не узреешь, а то и не усвоишь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягенький снег после слякоти и дождиков, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишь водворится… Природа совместно с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет сложный, малышей будут ожидать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» либо «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на их посодействуют отыскать верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую необходимо стремительно решить и в ней отыскать путеводную нить к вертепу, то совершенно внезапно повстречается клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то зажгется, то погаснет в лесной почаще, указывая верный путь, а колокольчик ласковым гулом позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть различным. И естественно, самый прекрасный, загадочный и расчудесный момент – это встреча у вертепа, заблаговременно всекрете изготовленного взрослыми. Он украшен бусами, свечками и в центре его рождественская икона Божией Мамы с Малышом.

Тут перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, просит внутреннего дела к происходящему. За этим умеренным и беспритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся картонных фонариков ворачиваются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверняка, ребенку любопытно прочитать дома евангельские рассказы о Рождестве, но совместно с друзьями повстречаться с историей светлого праздничка в необыкновенной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздничка, принести собственный дар новорожденному Спасителю – незабвенное событие в жизни. А далее их ожидает продолжение праздничка – тропари, колядки, православные детские песни понесут мелкие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то неплохим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы поменяли этот обычай печь особенные пряники строительством пряничного терема из числа тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс изготовления домиков непростой, праздничный и по-настоящему радостный! Производим мы это строительство все совместно, а можно и разделившись на команды, беря во внимание выдумки, которые хоть какому в голову придут: дело это сложное – тяжело выстроить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой пробы нереально соединить стенки. И какое счастье употребить сладкий терем за торжественным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ожидают лыжи, санки и снежная крепость.

Adblock
detector