Индивидуализация образовательного процесса в доу в соответствии с фгос

Консультация по теме:
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального муниципального образовательного эталона дошкольного образования.

Одним из критерий ФГОС ДО является поддержка особенности и инициативы малышей. Итак, образовательный процесс в Доу нужно строить с учетом личных особенностей каждого малыша. Индивидуализация получается из-за учета наличного уровня развития каждого малыша и планирования соответственных видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность достигнуть фуррора. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии малыша, включая здоровье, уровень физического и чувственного, также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в процессе которого воспитатель следит за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в более существенных областях развития, и в согласовании с этим решает те либо другие деяния.

Личный подход значит, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого малыша как в активном действии, так и в отдыхе. Это означает, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер содействуют развитию каждого из малышей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития различных малышей. Это также значит, что задания подаются итак, чтоб они представляли некоторый вызов, и совместно с тем чтоб каждый ребенок мог в итоге пережить чувство фуррора. Индивидуализация — принципиальная задачка, так как, чем более индивидуален подход, тем паче гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, возможности, интересы и потребности малыша в согласовании с процессом усвоения познаний. При всем этом малыши получают компетентность и самоуважение. У их возникает готовность браться за еще больше трудные задачи.

Обстановка, направленная на малыша, содействует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого малыша. Малыши сами производят индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности либо берут головоломку, в какой требуется сложить картину из 5 частей, а не из 12-ти. Индивидуализация также подразумевает, что воспитатель выдумывает такие виды деятельности, которые представляют некоторый вызов, но позволяют каждому ребенку достигнуть фуррора. Индивидуализация является важным элементом программы, направленной на малыша, так как чем более персонально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем паче эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных способностей и интересов. К примеру, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замудренную фигурку. В центре настольных игр один сложит картину из 4 древесных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель следит за действиями малышей и делает себе записи, касающиеся их развития. Спустя некое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачку, либо же, если будет нужно, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в собственном своем темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников малышей, организуют место помещения и планируют виды деятельности с учетом личного развития каждого малыша. Распорядок денька должен включать разные виды занятий : совместные в малых группах и личные, под управлением воспитателя либо без помощи других. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так малыши обучаются сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и возможности. Умение малышей производить выбор, решать трудности, вести взаимодействие с окружающими людьми, ставить и достигать личные цели- вот, что является более принципиальным для освоения образовательной программы в ДОУ.

В согласовании с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано производить образовательный процесс с построением личного плана поддержки развития каждого малыша, который состоит из 4 шагов:

1 Этап- сбор инфы о ребенке. На этом шаге главным способом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап- анализ приобретенной инфы;

3 Этап- определение целей и задач развития малыша;

4 Этап- построение персональной программы действий малыша, преподавателей и родителей.

Сейчас разработана:

* универсальная схема для регистрации наблюдения работы малышей в центрах активности;

*карта наблюдения за ребенком;

*форма записи эпизодов;

Одним из действенных форм работы по поддержке детской особенности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор- это часть каждодневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда малыши и взрослые обмениваются информацией, дискуссируют трудности, планируют персональную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

* формирование благожелательных отношений меж детками, создание атмосферы поддержки и сотрудничества меж детками и взрослыми, создание общего положительного чувственного фона, чувства психического комфорта;

* обмен информацией о прошедших либо грядущих событиях, выявление детских интересов;

* решение неких обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к грядущей деятельности;

* представление инфы о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Воплощение выбора деятельности на базе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре либо личных подушках. Круг должен быть довольно огромным, подальше от полок с игрушками , чтоб малыши не отвлекались. Груп. сбор проводиться для того, чтоб малыши имели возможность пообщаться совместно, поиграть в групповые игры, спеть возлюбленные песни, обсудить групповые анонсы, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи малышей. Не нужно использовать г.с. для обучения малышей каким-то практическим способностям либо превращать его в занятие.

В течение денька групповых сборов может быть несколько

-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий г.с.- после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, нюансы группы, распорядок денька и др.- все то, что может являться темой для каждодневного обсуждения. Нужно также, чтоб под рукою воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и рисунки., чтоб не отвлекаться на поиски нужных средств.

Приемы для приглашения малышей на групповой сбор:

* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, внедрение аудиокассет);

* возлюбленная песня группы: 1-2 малыша начинают петь, другие подхватывают и равномерно собираются все малыши;

* сюрпризный момент: внесение новейшей игрушки, приход взрослого в сказочном костюмчике;

*д/игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей»: это может быть неважно какая картина , связанная с темой, которая сейчас интересует малышей;

* п/игра «Паровозик», «Поезд»: малыши и вос-ль движутся паровозиком по группе , собирают малышей и приезжают на место г.с.;

* возлюбленная детками игра, затеянная на месте сбора;

* ребенок- дежурный по сбору малышей на круг друзей.

Есть малыши — егозы, которые не могут усидеть на месте, потому для их на время г. с. нужно приготовить спокойное занятия с маленькими передвижениями (мозаика)- это не поощрение либо наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При всем этом другим детям нужно разъяснить, как отлично, что они могут посиживать расслабленно и пристально слушать.

Предупреждение ненужного поведения во время группового сбора Некие приемы:

* обозначение места каждого малыша в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..

* особые не вербальные сигналы «Тишь», «Внимание»;

*воззвание к нюансам группы: «Один говорит- все внемлют»;

* игра-считалка либо предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:

*П/игра «Поезд»: воспитатель и малыши — «вагончики» двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, малыши равномерно выбирают центры и остаются в их;

*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разбитый на части по количеству центров в группе. Центры, количество сразу работающих там малышей верно обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который избрал, либо обвести свою руку, либо поставить свою игрушку.

*Выставка: Воспитатель на месте г.с. либо неподалеку от него устраивает выставку предметов и материалов из разных центров активности. Малыши рассматривают выставку и делают выбор.

*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фото, рисунках, знаках, надписях; количество малышей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детками — кармашек для карточек, крючки для игрушек либо других предметов, которыми малыши обозначают собственный выбор. Время от времени кармашек может находиться конкретно в центре активности.

*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Малыши обозначают собственный выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько малышей могут играть в данном центре сразу. Малыши разбирают части лепестков по собственному выбору.

* Картограф с обозначенными центрами: очередной вариант доски выбора. Малыши обрисовывают свою руку в том центре, который избрали либо пишут свое имя на листочке и приклеивают его на избранный центр.

*Личные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок отрисовывают план собственного перемещения по группе и центрам.

*Личные листы выбора: эти листы составлены на некоторое количество дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клетки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клетку.

После того, как малыши избрали центры и спланировали работу в их, г.с. завершается и малыши от планирования равномерно перебегают к реализации собственных планов

К групповому сбору привлекаются предки, которые являются ассистентами для воспитателей.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в согласовании с ФГОС дошкольного образования и его организация.

Юлия Сальникова
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в согласовании с ФГОС дошкольного образования и его организация

Все малыши, как понятно, различные, и каждый дошкольник имеет право на свой путь развития. Потому в дошкольном учреждении должны быть сделаны условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить особенность и творчество.

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого малыша, поддержке его личных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности может быть при совершенствовании критерий жизнедеятельности малышей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее место либо место детско-взрослого общества. Образовательный процесс выстраивается на базе вариативности форм и содержания работы с детками, на базе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.

На различных шагах развития дошкольного образования неувязка индивидуализации педагогического процесса имела свои особенности. Она всегда определялась содержанием дошкольного образования, которое принципно имело историческую обусловленность и идейную зависимость. Система дошкольного воспитания, существовавшая в советскую эру, отличалась сначала идеологической направленностью всего педагогического процесса. После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью гос системы образования. В 1924 г. 3-й Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию закрепил нормы «новой коммунистической формы дошкольного воспитания». Ее базы – коллективизм, организованность. Цель – создание грядущего строителя, творца новейшей жизни. Воспитателю рекомендовалось не пассивно следить. А перебегать к сознательному управлению: «Для управляющего основная работа в детском саду не исследование малыша, а управление им.

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества подразумевают увеличение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах. Более полный учет личных запросов и личных способностей обучаемых.

Неувязка индивидуально-дифференцированного обучения малышей не является новейшей в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском хороших черт всех звеньев учебного процесса: содержания, способов и форм обучения.

Неувязка формирования малыша как субъекта учебной деятельности в педагогической психологии стоит довольно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невыполнимостью развития субъектности малыша в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в обычных педагогических системах обучения продолжает доминировать.

Низкая эффективность таких воздействий вдохновляет многих преподавателей и психологов к поиску хороших путей организации образовательного процесса.

Одним из методов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение личных образовательных маршрутов обучающихся.

Личный образовательный маршрут – это индивидуальный путь реализации личного потенциала обучающегося: умственного. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются сразу либо поочередно. Отсюда вытекает основная задачка педагога- предложить обучающему диапазон способностей и посодействовать ему сделать выбор того либо другого личного образовательного маршрута. Выбор того либо другого маршрута определяется комплексом причин:

— особенностями, интересами и потребностями самого малыша и его родителей в достижении нужного образовательного результата;

-возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанника. Действенная реализация личностно-ориентированного подхода в обучении вероятна в процессе внедрения проектной технологии и построения совместно с воспитанниками личных образовательных маршрутов, позволяющих очень раскрыть потенциал личности.

Фуррор прохождения личного образовательного маршрута при работе над проектом почти во всем находится в зависимости от верно организованной работы на отдельных шагах проектной деятельности.

Разработка и реализация личного образовательного маршрута является условием воплощения индивидуализированной психолого-педагогической помощи ребенку в самоопределении, выборе направления предстоящего обучения, в том числе профиля.

Формирование простых математических представлений в согласовании с ФГОС дошкольного образования «Формирование простых математических представлений в согласовании с ФГОС ДО» Ведь от того, как заложены простые математические.

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Процесс развития малыша — это внутренний процесс раскрытия его способностей. Федеральный муниципальный образовательный эталон дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в согласовании с ФГОС дошкольного образования Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в согласовании с ФГОС дошкольного образования – гарант охраны и укрепления.

Преемственность дошкольного и исходного образования в согласовании с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Структура образовательного процесса согласовании с ФГОС ДО Городское автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково городского образования.

Требования к условиям реализации образовательного процесса при внедрении ФГОС дошкольного образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Муниципальный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ Эталон ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупа неотклонимых требований к дошкольному образованию.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в согласовании с ФГОС Если гласить о конфигурациях, которые произошли в дошкольном образовании с возникновением Федерального муниципального эталона, то можно отметить.

Презентация Интегративная модель организации образовательного процесса в ДОУ в согласовании с ФГОС Данная презентация поможет ДОУ найти свою модель образовательного процесса в согласовании с принципами интеграции. Рассматриваются.

Речевое развитие в согласовании с ФГОС дошкольного образования Речевое развитие в согласовании с ФГОС дошкольного образования Сформированная в Рф в течение многих десятилетий система дошкольного.

Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ «Индивидуализация образовательного процесса в работе преподавателя – психолога ДОУ» Работая по 2-ой годичный задачке детского сада «Индивидуализация.

Презентация на тему:
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ.

Данная презентация подготовлена по книжке:

Михайлова-Свирская Л.В.
Индивидуализация образования малышей дошкольного возраста: пособие для преподавателей ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)

Подготовительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовил презентацию: старший воспитатель МАДОУ № 6 Ушенина С.В. Индивидуализация образования малышей дошкольного возраста

Презентация подготовлена на базе данной книжки Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования малышей дошкольного возраста: пособие для преподавателей ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская.- М.: Просвещение,2015.- 128 с.: ил.- (Работаем по ФГОС дошкольного образования)

Индивидуализация дошкольного образования Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Эталоне, является построение образовательной деятельности на базе личных особенностей каждого малыша, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания собственного образования, становится субъектом образования

В согласовании с данным принципом посреди задач, на решение которых ориентирован ФГОС ДО выделяются: Создание подходящих критерий развития малышей в согласовании с их возрастными и персональными особенностями и склонностями, развитие возможностей и творческого потенциала каждого малыша как субъекта отношений с самим собой, другими детками, взрослыми и миром; Формирование социокультурной среды , соответственной возрастным, личным, психическим и физиологическим особенностям малышей.

индивидуализация Процесс? Условие? Итог?

Индивидуализация — это С. М. Юсфин , Н.Н. Михайлова Процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в каком он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие собственной целенаправленной деятельности Л.В. Михайлова-Свирская Самореализация и развитие человека в качестве субъекта своей жизнедеятельности, процесс в каком содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание своим капризам, это умение рассматривать, размышлять над своими бессчетными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление деяния, поступать вопреки другим воззрениям.

Индивидуализация образования малышей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях Как персональной программы развития, присущей каждому ребенку как людскому ( биопсихосоциальному ) существу, осуществляющему свою жизнедеятельность в поколенной структуре населения земли, т.е. в своё время, в своём пространстве Как самостоятельной деятельности малыша , в процессе которой он по личному желанию избирательно обращается к разным источникам инфы; преобразует (выяснит, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; употребляет приобретенные познания при решении различных актуальных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и совместно с тем уникально-творческом уровне) открывает новые себе познания и методы хранения инфы; Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в процессе которых свободно воспринятая из различных источников информация приобретает статус субъектного (индивидуального) познания; Как результата (продукта, индивидуального информационно-образовательного места) жизнедеятельности в виде личных смыслов, сформированных публичных действий и публичных значений – интегрального вида мира, реализуемого в определенном уровне главных компетентностей.

Становление особенности и индивидуализацию развития человека определяют: Ведущая репрезентативная сенсорная система; Скорость протекания психологических процессов; Личные когнитивные стили; Информационные потребности и познавательные интересы; Специфичная ассимметрия мозга; Степень выраженности креативности; Личный информационный опыт; Уровень сформированности главных компонент ментального опыта. И др.

Преждевременное детство (до 3-х лет) Рвение к автономности – вот доминанта, оказывающая самое эффективное воздействие на ход и содержание развития малыша раннего возраста. Автономность – и условие, и итог развития инициативности и самостоятельности .

Дошкольный период Доминанта развития малышей дошкольного возраста – в проявлении избирательности (готовности к выбору), овладении методами общественного поведения

Возраст / уровень развития Пол Стиль учения Возможности (потребности / сильные стороны) Нрав и характер Интересы и самосознание Домашняя культура / домашняя среда Умение распознать личные особенности, их предпосылки и следствия, созидать плюсы и заслуги до этого, чем недочеты ( дефицитарные состояния в развитии), позволяет взрослым лучше осознавать малышей, принимать их, доверять им. Индивидуаль-ные особенности

Большая часть причин действуют на малыша исключительно в преломлении через основного общественного агента — семью Природно-географические (климат, природа, особенности местного ландшафта) Социально-экономические условия, сначала условия жизни семьи, в какой воспитывается ребенок, а потом уже условия системы официального и внеинституционального образования Информационно-образовательная среда Ребенок Движущие силы (причины ) развития заложены не в каких-либо одних потенциалах, а в их совокупы, включающей и природную среду, и культуру, и саму суть антропологических истоков развития человека как биосоциального существа

Процесс становления личности происходит сразу в 2-ух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях – индивидуализации и социализации в естественной ( самодетерминирующейся ) и искусственной (регулируемой снаружи) ситуации Переходя из одной социальной ситуации в другую, из дома в детский сад, из детского сада домой, в дворовые общества, социальные университеты юношества и пр., ребенок черпает в их активно обновляющуюся информацию, оказывается субъектом разноуровневых разнонаправленных отношений, в каких проявляет и активно приобретает новый опыт.

Особенности современного Домашнего места Кризис семьи как института социализации — Дезадаптация родительской семьи (конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой) -Семейная дестабилизация (семья с одним родителем) Неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации малыша. (А.Г. Асмолов и др.) Большая часть семей имеют по одному ребенку (в ряде регионов толика однодетных семей составляет более 50%) Время просмотра детками телепередач намного превосходит время общения их со взрослыми Путешествия малышей совместно с родителями как снутри страны, так и за ее пределами.

Направления для конфигурации практики работы детских садов Устанавливать нормативы , надлежащие развитию малышей 1-го био возраста, нереально и некорректно ; рекомендуется отрешиться от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом, также от построения жестких образовательных программ и организации критерий по принципу возрастных нормативов.

Направления для конфигурации практики работы детских садов Педагоги-практики должны : -стремиться к высочайшему уровню развития малышей, понимая, что логика развития не линейная, а более непростая и прямой причинной связи меж обучением и развитием нет; -при организации работы с детками учесть соц контекст развития, потому что средовые причины, в особенности семейное воспитание, являются и сильными, и по большей части более положительными(конструктивными, действенными).

Направления для конфигурации практики работы детских садов Занятия «школьного типа» провоцируют уровень стрессогенных , обусловленных ужасом моделей поведения, высочайшее число нарушений в чувственной сфере, злость, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста. Лучшие результаты в развитии малышей достигаются в этом случае, когда инициатива деятельности умеренно распределяется меж взрослыми и детками. Воспитатели должны развивать устойчивость малыша к активно меняющимся условиям наружной среды.

Суть детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в какой : Высоко ценится личный выбор и соучастие малышей в определении содержания и форм образования; более половины всех занятий должно инициироваться самими детками; Соблюдается баланс меж обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высочайшем высококачественном уровне, и занятиями, избранными самими детками, сначала игрой; Преподаватели относятся к детям почтительно, пристально, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в согласовании с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Ориентированы на становление начал главных компетентностей , индивидуализацию образования через поддержку своей познавательной активности малыша, рассматриваются с позиции социально- деятельностного подхода , формулируются как надпредметные , не зависящие от возрастной категории (в силу осознания особенности линии движения развития малыша) и от определенного учебного содержания (областей познаний) Цели дошкольного образования

Обучаться устанавливать и поддерживать дела с различными соц группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); обучаться осознавать мотивы собственных действий и действий других людей; принимать различные социальные роли и действовать в согласовании с ними в контексте ситуации; управлять своим поведением и методами общения; рассматривать деяния и поступки, предсказывать результаты действий и поступков; регулировать конфликты; работать без помощи других и сотрудничать в группе; противостоять неуверенности и трудности; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу; извлекать пользу из опыта (собственного и других людей). Формулируются применительно к ситуации развития определенного малыша (подгруппы, группы малышей), а не к возрасту группы Задачи развития

Цели и задачи организации работы с детками (1,5-3 года) Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности изучить предметы наиблежайшего окружения, действовать без помощи других, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (совместно либо рядом). Стимулирование и поддержка развития пассивного и активного словаря, готовности малыша использовать речь для выражения собственных желаний, эмоций, состояний, обозначения действий, предметов и пр. Воспитание энтузиазма и благожелательного дела к окружающим (людям, объектам природы и пр.) Воспитание культурно-гигиенических способностей и способностей самообслуживания Воспитание энтузиазма к различным видам двигательной активности. Поддержка положительного чувственного состояния, физического благополучия.

Цели и задачи организации работы с детками (3-5 лет) Содействие предстоящему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, методов получения инфы; обучение легкодоступным методам фиксирования инфы – параметров и симптомов предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий при помощи рисунков, символов, слов, схем. Поддержка инициативы и активности в речевом общении. Стимулирование развития разных форм речевого творчества. Содействие формирования опыта рефлексии ( самопонимания , самопрезентации ) Поддержка (стимулирование) энтузиазма к различным видам двигательной активности Развитие двигательных способностей и умений. Формирование способностей простого саморегулирования активности Формирование первого опыта роли в спортивной жизни ДОО Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового стиля жизни.

Цели и задачи организации работы с детками (5-7 лет) Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие реализации познавательных интересов, активности в формировании целостного вида предметов, явлений, событий, отношений. Развитие способностей рефлексивности . Развитие способностей самоорганизации и соорганизации , самопонимания и осознания других, самопрезентации и прзентации кооперативных действий. Развитие двигательных способностей и умений, физических свойств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Воспитание привычек здорового стиля жизни. Приобщение к спортивной жизни городка, страны.

Уровни индивидуализации Групповая индивидуализация Индивидуализация подгруппы снутри группы малышей 1-го возраста Индивидуализация на индивидуальном уровне

Семинар-практикум для преподавателей «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».

Создатель: Загибалова Валентина Николаевна

Загибалова В.Н., старший воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 76», г.Братск, Иркутская область

Семинар-практикум для преподавателей

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Цель: увеличение проф компетентности преподавателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса в согласовании с ФГОС ДО.

Вхождение в тему. УПРАЖНЕНИЕ «МУДРЫЕ МЫСЛИ».

Задание: прочитайте выражения и прокомментируйте их.(слай 1)

1. Индивидумом появляются. Личностью становятся. Особенность отстаивают.

А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

2. Человек может только интенсивно собрать себя в личность.

3. В мире особенностей не может быть наилучшего. Если будет только один человек в мире – ты, то ты уже наилучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, ужасы, расстройства; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к для себя. Веруй, что ты уникальный, особый, и ты можешь все!

4. Только тот, кто идёт собственной дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

1. Основная часть (с показом презентации).

Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» (слайд №2). Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации.(дискусия)

Разглядим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе (Слайд 3):

Индивидуализация это деятельность взрослого (преподавателя) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, типичного, того, что заложено в данном индивидуме от природы, и что он приобрёл в личном опыте.

Индивидуализация — это воплощение принципа личного подхода, это организация учебного процесса с учётом личных особенностей учащихся, которая позволяет сделать рациональные условия для реализации возможных способностей каждого малыша. Личный подход в воспитании подразумевает компанию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же критерий его жизнедеятельности.

Обратимся к Федеральному муниципальному образовательному эталону дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на базе личных особенностей каждого малыша, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания собственного образования, становится субъектом обра зования…» (слайд 4).

Нужно отличать два понятия: личный подход и индивидуализации.

Личный подход – организация преподавателем учебно-воспитательного процесса с учетом личных особенностей малыша. Выявление проблемных либо сильных сторон в развитии малыша и определение путей корректировки либо предстоящего развития.

Индивидуализация – процесс сотворения и понимания индивидумом собственного опыта, в каком он проявляет себя в качестве субъекта своей деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты собственной деятельности.

Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия? (работа в подгруппах)

личный подход в образовании и Индивидуализация образования ( слайд 5 )

задание: избрать характеристики характеризующие подход в образовании и доказать собственный выбор. (задание приложение 1)

личный подход в образовании

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы познаний, умений, способностей с учетом личных особенностей малыша, обеспечение своевременной корректировки недочетов в развитии

*Распространяется на маленькую часть малышей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую нужно наполнить ЗУН, для всех малышей однообразный набор ЗУН, они должны все придти к схожему результату их освоения в данное программкой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*последующий данному (предложенному) взрослым методу (эталону) выполнения деяния

*ребенок обучается лучше и научится большему под конкретным управлением взрослого; усвоение опыта взрослых более ценный метод развития

*от преподавателя требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (трудности и недочеты в развитии) и познание нормы (эталон, требование программы, приготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

*Цель: Процесс сотворения и понимания индивидумом собственного опыта, содействие наибольшему раскрытию и самораскрытию возможных способностей развития личности

*Распространяется на каждого малыша

*Ребенок субъект своей деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть 2-ух малышей, которые обучаются и развиваются совсем идиентично – у их различный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, способности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на плюсах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские дела

*деятельный, самостоятельный, способный ясно сконструировать свои цели, желания, творческий

*ребенок обучается без помощи других в процессе взаимодействия с миром вокруг нас; самое ценное для должного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от преподавателя ожидается большая упругость и открытость новым идеям, способность к импровизации, неизменное осмысление происходящего, высочайший уровень профессионализма

*Карта развития малыша

Подводя результат нашей работы можно выделить главные свойства личного подхода и индивидуализации образования (слайд 5)

2. Поиск личного «ключика» -особенности

3. Результат- достижение каждым нормы

1. Энтузиазм, вопрос, намерения, устремление

3. Итог — расширение границ, построение новых способностей

ФГОС ДО сохраняя личный подход, сдвигается акцент образования на индивидуализацию. Сейчас осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, эталона, направленной, сначала, на скопление детками познаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме осознания ребенка»

Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве — объектом либо субъектом?

Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности.

Понятие “субъект” является прямо обратным объекту по своим главным чертам. В Большой Русской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и зания, источник активности, направленный на объект либо систему объектов. Исходя из убеждений Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

Как следует, ребенок должен совершать ту либо иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие воздействия на него событий, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного деяния. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? (догадки преподавателей)

Охото отметить, что в хоть какой деятельности, в какой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

Все виды детской деятельности нам известны, нужно только обусловиться при каких условиях ребенок в их станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

Задание 2. Предлагаю Для вас разделиться на 7 групп (по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для снутри групповой дискуссии, придти к единой точке зрения и заполнить предложенную Для вас таблицу. Любая из групп представит собственный вид деятельности в различных ее формах. (приложение 2)

Обсуждение результатов работы групп.

Никто не будет спорить, что современные условия требуют конфигурации к подходу организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Давайте при помощи 6 шляп (6 групп). Ответим себе на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

Упражнение «6 шляп».

Преподаватели делятся на 6 групп. Любая группа представляет свои выводы в согласовании с задачей. (приложение 3)

«Белая шляпа» нам изложит факты из собственного опыта либо опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые посодействуют нам положительно либо негативно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается обосновать, что это нереально.

«Желтая шляпа» попробует обосновать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» скажет об чувствах преподавателей и малышей.

«Зеленая шляпа» постарается отыскать компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит представления всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам нужно еще сделать, чтоб принцип индивидуализации был удачно реализован в работе каждого преподавателя?»

Подводя результат нашей работы можно выделить главные способы индивидуализации образования

1. Составление личных образовательных маршрутов развития малышей. (слайд 8 )

2. Организация кружковой работы малыша (слайд 9)

Тогда модель индивидуализации образования может смотреться так (слайд 10)

3. Реализация личных маршрутов развития

4. Развивающая среда

5. Работа с родителями.

Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение «Что я заполучил?» (мяч по кругу)

Цель : выяснить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт заполучил каждый член группы.

Образовательный процесс строится:

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы познаний, умений, способностей с учетом личных особенностей малыша, обеспечение своевременной корректировки недочетов в развитии

*Распространяется на маленькую часть малышей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую нужно наполнить ЗУН, для всех малышей однообразный набор ЗУН, они должны все придти к схожему результату их освоения в данное программкой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*последующий данному (предложенному) взрослым методу (эталону) выполнения деяния

*ребенок обучается лучше и научится большему под конкретным управлением взрослого; усвоение опыта взрослых более ценный метод развития

*от преподавателя требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (трудности и недочеты в развитии) и познание нормы (эталон, требование программы, приготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

Образовательный процесс строится:

*Цель: Процесс сотворения и понимания индивидумом собственного опыта, содействие наибольшему раскрытию и самораскрытию возможных способностей развития личности

*Распространяется на каждого малыша

*Ребенок субъект своей деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть 2-ух малышей, которые обучаются и развиваются совсем идиентично – у их различный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, способности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на плюсах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские дела

*деятельный, самостоятельный, способный ясно сконструировать свои цели, желания, творческий

*ребенок обучается без помощи других в процессе взаимодействия с миром вокруг нас; самое ценное для должного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от преподавателя ожидается большая упругость и открытость новым идеям, способность к импровизации, неизменное осмысление происходящего, высочайший уровень профессионализма

*Карта развития малыша

Главные виды деятельности малышей в ДОУ

Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО.

Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО

1. В Эталоне учитываются:

1) личные потребности малыша, связанные с его актуальной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особенные условия получения им образования (дальше — особенные образовательные потребности), личные потребности отдельных категорий малышей, в том числе с ограниченными способностями здоровья;

2) способности освоения ребенком Программы на различных шагах ее реализации.

3) построение образовательной деятельности на базе личных особенностей каждого малыша, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания собственного образования, становится субъектом образования (дальше — индивидуализация дошкольного образования);

4) учет этнокультурной ситуации развития малышей.

3. Эталон ориентирован на решение последующих задач:

5) сотворения подходящих критерий развития малышей в согласовании с их возрастными и персональными особенностями и склонностями, развития возможностей и творческого потенциала каждого малыша как субъекта отношений с самим собой, другими детками, взрослыми и миром;

6) формирования социокультурной среды, соответственной возрастным, личным, психическим и физиологическим особенностям малышей.

Индивидуализация – открытие и утверждение собственного «Я», выявление собственных склонностей и способностей, особенностей нрава, т. е. становление и осмысление особенности ()

Индивидуализация образования — создание критерий для развития малыша не только лишь с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, да и — особенностей его нрава, характера, чувственной сферы, актуальной ситуации, отношений с детками и взрослыми и т. д.

Уровни индивидуализации: индивидуальная, подгрупповая, групповая

Разница меж личным подходом и индивидуализации образования:

Способы индивидуализации обучения:

· Способ реагирования (модель 3-х вопросов: Что знаем?- Что желаем выяснить?- Как можем выяснить?)

· Работа маленькими подгруппами

· Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности

· Свобода роли либо неучастия в предлагаемой взрослым деятельности

· Кропотливый отбор материалов

· Способ «строительных лесов»

Педагогические условия индивидуализации образования:

• Создание неопасной и насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком собственных планов персонально либо совместно с другими детками

• Поддержка и инициирование взаимодействия с другими участниками образовательных отношений

• Познание и принятие взрослыми личных особенностей малыша

• Готовность взрослых отойти в этом случае, если их инициатива не принимается детками

• Гарантированное наличие у малышей времени для свободной деятельности

• Амплификация (обогащение) детского развития

• Возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и методов действий, партнерства)

• Способность малыша выбирать из собственных бессчетных желаний, те, за реализацию которых он готов нести ответственность

• Поддержка в процессе поисков, проб и ошибок при реализации собственных желаний

Идеи индивидуализации образовательного места

• Личные творческие выставки

• Фотогазеты (я на море, мои любимчики, моя семья, я уже умею, мои мечты)

• Выставки «мои возлюбленные книги», «мои возлюбленные игрушки»

• Наличие уголков уединения

• Фото наилучших зданий (из конструктора, из снега, из бумаги), изготовленных руками малышей

• Материалы личных проектов

• Подписи на рисунках – заглавие работы, выдуманное ребенком, его фамилия и имя.

• Индивидуальные альбомы фото на разную тему

• Рубрика «Наши достижения», «Наши успехи», «Наши таланты» с дипломами и грамотами малышей и воспитателей.

Через стенки фурроров должны пройти все малыши по различному поводу – формирование положительной Я-концепции.

• Коврики для ограничения детками собственного игрового места

• Личные игровые места (макеты)

• Огромные и мелкие ширмы

• Знаки – «Тут играю я»

• Стенды «Здравствуйте, я пришел!», «Уголок именинника», «Дерево желаний», «Звезда дня», «Я умею» (с набором карточек, знаков), «Я люблю», «Я научился!», «Мое настроение», «Мы друзья»

• Бейджики с надписью роли либо ее эмблемой

• Мини-музеи (Музей шляп, Музей ключей, Это все из дерева, Музей часов, Чудо-телефон)

• Индивидуальные коробки (с набором нужных ребенку материалов для развития в интересующей его области; с набором мелочей – для игры, для экспериментирования и т. д.)

• Материалы для персональной работы по результатам педагогической диагностики

Отражение в ПРС

Отражение в документах

· Отражение ярко выраженных интересов и способностей малыша в личном маршруте реабилитации

· Выделение графы в многообещающем плане «Индивидуализация образования, поддержка и развитие детской инициативы и самостоятельности»

· Планирование мероприятий, нацеленных на выявление и поддержку интересов и возможностей малышей – конкурсов чтецов, соревнований, конкурсов зданий, рисунков, выставок, личных и подгрупповых проектов и т. д.

· Корректировка календарных планов с учетом интересов малышей

· Отражение советов педагога-психолога

· Отражение данного направления работы в программке саморазвития преподавателя

· Отражение данного направления работы в программке взаимодействия с семьями воспитанников

«Срез» реального положения дел
по реализации принципа индивидуализации образования в группе

· Таблицы по результатам мониторинга

· Личные линии движения развития

· Наличие в развивающей предметно-пространственной среде материалов, позволяющих производить реализацию задач по работе с ребенком

· Беседа с ребенком: Чем ты любишь заниматься? Что есть у тебя в группе для этого?

Составлено ст. воспитателем по материалам консультации ст. воспитателя МБДОУ № 31 с внедрением методического пособия – Свирской «Индивидуализация образования малышей дошкольного возраста»

Adblock
detector