Организация познавательно исследовательской деятельности в доу по фгос

Статья «Познавательно — исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ».

«Познавательно – исследовательская деятельность

как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в внешнем мире что-то одно, но открыть так, чтоб кусок жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтоб ребёнку захотелось ещё и ещё раз вернуться к тому, что он узнал».

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важных задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных муниципальных образовательных эталонов. Современный мир настолько динамичен и изменяется он так быстро, что выжить в нём, делая упор на наработанные стереотипы нереально, современный человек должен активно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, всеохватывающего, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является мотивированной установкой ФГОС .

Развитие ребёнка дошкольного возраста почти во всем находится в зависимости от контраста видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но много принципиальна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность малышей, имеющая базу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Естественно, ребёнок познаёт мир в процессе хоть какой собственной деятельности. Но, конкретно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, для чего, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей меж предметами и явлениями, что позволяет ему не только лишь расширять, да и упорядочивать свои представления о мире, достигать высочайшего интеллектуального развития.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая последующие задачи:

— содействовать формированию коммуникативных способностей;

— формирование предпосылок поисковой деятельности, умственной инициативы;

— развитие умения определять вероятные способы решения трудности при помощи взрослого, а потом и без помощи других;

— формирование умения использовать данные способы, содействующие решению намеченной цели, с внедрением разных вариантов;

— развитие желания воспользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а потом самостоятельной исследовательской деятельности.

В период дошкольного юношества «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в их в виде приблизительных действий, опробования способностей хоть какого нового материала.

Путей развития потенциала личности существует много, но фактически исследовательская деятельность, безусловно, один из самых действенных.

Считаю нужным тормознуть более тщательно на характеристике шагов процесса зания окружающей реальности малышей дошкольного возраста с позиций личного развития ребёнка.

1-ый шаг характеризуется проявлением любопытства.

Отличительной особенностью второго шага восприятия мира вокруг нас у дошкольников является резкое повышение его осмысленности.

3-ий шаг в зании дошкольником мира вокруг нас приобретает наглядно-образное мышление и воображение.

Четвёртый шаг характеризуется ублажение исследовательской деятельности; используя различные (приобретённые) методы действий.

Последующий шаг исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом реальности выступает познавательный, а не практический.

Современные дошкольники – любознательные исследователи мира вокруг нас, они готовы к усвоению различного вида опытов, тестов, воспринимают их с огромным энтузиазмом и чувственным откликом.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые показывают сущность данной деятельности, но без предварительных шагов в младших группах это было бы нереально.

В нашем детском саду сделаны исследовательские мини лаборатория, где, малыши могут без помощи других воспроизводить обыкновенные и поболее сложные опыты, рассчитанные на малышей старшего возраста. Лаборатория активно дополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для малышей месте.

В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые заполнены разным оборудованием, список которого вы видите на дисплее:

В нашем учреждении для малышей старшего дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа факультатива познавательного развития «Архимед». Работа в факультативе позволяет обучить ребёнка более оптимальному варианту поиска инфы, развивает логическое мышление, умение работать в команде. Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным фронтам, каждое из которых представлено несколькими темами:

Для заслуги фуррора в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в работе с детками мы стараемся:

• вызвать энтузиазм дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (потаенна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

• предложить доступный для возраста материал (с оптимальным соотношением известного и неведомого);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – конкретный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• сделать благожелательную обстановку и со вниманием и почтением относиться ко всем мыслям и догадкам малышей.

В работе факультатива «Архимед» реализуются последующие задачи:

? обучить созидать делему; выдвигать догадки; задавать вопросы;

? развивать у малышей исследовательские умения и способности (следить, проводить опыты и опыты); умение без помощи других обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами;

? сформировывать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;

? обогащать память ребёнка;

? активизировать мыслительные процессы.

Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Колебание, гипотеза, предположение появляется у него при сравнении собственной точки зрения с воззрением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.

Системная работа по данному направлению позволяет:

• развивать критичное мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие возможности малышей и коммуникативные способности;

• развивать детскую любознательность, пытливость разума;

• достигнуть высококачественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Необходимо отметить, что малыши, посещающие факультатив по экспериментированию «Архимед» демонстрируют высочайшие результаты в исследовательской деятельности,

Так же, охотно учавствуют и становятся призёрами конкурсов, к примеру: всероссийский детский конкурс «Мечтай! Обследуй! Размышляй!», всероссийский умственный конкурс в номинации «Классики скоро в школу», всероссийский творческий конкурс «Талонтоха» и др.

Малыши с наслаждением говорят о собственных открытиях родителям, ставят такие же и поболее сложные опыты дома, обучаются ставить трудности, выдвигать догадки и без помощи других решать их.

В свою очередь, мы интенсивно используем различные формы работы с родителями, одной из которых является анкетирование.

Так, к примеру анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» проводится раз в год с новейшей группой родителей, с целью выявить степень роли родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного энтузиазма.

По результатам анкетирования будет видно — заинтересованы ли предки в развитии познавательного энтузиазма малышей, содействуют ли неизменному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и способностей.

Так же, мы стараемся:

• завлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (предки помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, содействуют ублажению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);

• завлекать родителей к оформлению приятной инфы в родительском уголке, проводим консультирование по темам факультатива, оформляем папки, направленные на определенную тематику ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.

Одной из действующих форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:

• совместное детско-взрослое творчество (предки с огромным энтузиазмом организуют изготовка книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);

• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный простый образ мира и отношение к нему должно быть:

— познавательным – «мир изумителен, полон загадок и загадок и я желаю их выяснить и разгадать»;

— бережным – «мир великолепен и нежен, он просит к для себя разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:

— созидательным – «мир так великолепен и я желаю сохранить и преувеличить эту красоту».

Принципиально держать в голове, чем бы мы ни занимались с детками, о чем бы ни ведали – всегда идет процесс формирования дела ребёнка к миру, в каком мы живём и в итоге, конкретно это отношение и будет определять, на что в дальнейшем ребёнок направит свои познания и возможности: на расточительство и разрушение либо на созидание.

Учебно-методический материал на тему:
«Организация познавательно — исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Методическая разработка для преподавателей ДОУ

Подготовительный просмотр:

«Умейте открыть перед ребенком в внешнем мире что-то одно, но открыть так, чтоб кусок жизни заиграл перед детками всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтоб ребенку захотелось к тому же снова вернется к тому, что он узнал».

Ребенок – природный исследователь мира вокруг нас. Мир раскрывается ему через опыт его личных чувств, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из животрепещущих заморочек педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у малышей дошкольного возраста в особенности животрепещуще на современном шаге.

ФГОС ДО определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития малыша.
Одна из главных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Основными принципами дошкольного образования в согласовании с Федеральным Муниципальным Образовательным эталоном является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Не считая того, эталон ориентирован на развитие умственных свойств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности малышей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, суть которой раскрывается последующим образом:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о для себя, других людях, объектах мира вокруг нас, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значимой мере находится в зависимости от критерий жизни малыша. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем паче возможным будет своевременное прохождение шагов развития восприятия, мышления, речи.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи:

  • обеспечение психического благополучия и здоровья малышей;
  • развитие познавательных возможностей
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование основ неопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что дает исследовательская деятельность дошкольникам?

  • В первых, содействует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
  • Во – вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
  • В – третьих, упрощает овладение способа научного зания в процессе поисковой деятельности;
  • В – четвертых, содействует творческому развитию личности, являясь одним из направленности развития детской возможности быть исследователем.

Черта шагов процесса зания:

  • Младший дошкольный возраст

Развитие приблизительно – исследовательской деятельности: отыскать, разглядеть, разобрать, просочиться вовнутрь, ощупать, сопоставить, проследить, поменять, испытать на вкус, испытать на крепкость, сравнить, установить простые связи, предпосылки.

Зание ребенком мира вокруг нас осуществляется через органы эмоций. Ведущим органами обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово обозначает действие либо его итог.

Это возрастной пик «почемучек». Ребенок перебегает на новый уровень общения с взрослым — познавательный, у него появляется ненасыщающая потребность узнать мир вокруг нас. Ведущими остаются процессы чувственного зания. В процессе восприятия сразу участвуют и рука, и речь, и глаза. Ребенок свои обследовательские деяния аккомпанирует словом. Вместе с наглядно-действенным у малыша довольно ярко представлено и образное мышление, 4-летний ребенок уже способен к простому анализу, классификации и систематизации. Он рассуждает, высказывает обыкновенные суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости меж реально представленными объектами.

Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой инфы: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, предсказывать свои деяния на 2-3 шага вперед, обобщать, классифицировать. осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это принципиальное приобретение старшего возраста, которое дает возможность сформировывать внутренний план действий: планировать, выдвигать догадки, полагать результаты.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего возникает способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно уяснить что-либо, научиться чему-либо, сделать чего-нибудть. При этом он может уже добиваться цели не только лишь стремительно достижимой, да и несколько отдаленной во времени.

Для поддержания энтузиазма к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные действия: калоритные природные явления и публичные действия.
  • Действия специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необыкновенным эффектом либо предназначением, ранее неведомых детям, вызывающих настоящий энтузиазм и исследовательскую активность «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые действия, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает либо припоминает детям (к примеру, полет на воздушном шаре персонажей книжки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
  • Стимулом к исследованию могут быть действия, происходящие в жизни группы, «заражающие» огромную часть малышей и приводящие к достаточно устойчивым интересам (к примеру, кто-то принес свою коллекцию, и все, прямо за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором прекрасных камешков и т. п.).
  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, ситуационная);
  • Экскурсионная поездка;
  • Экспериментирование;
  • Совместная экспериментально-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность;
  • Познавательные беседы;
  • Чтение рассказов, легенд, историй;
  • Просмотр кинофильмов, презентаций, мультов;
  • Прогулка, поход;
  • Проблемная ситуация;
  • Продуктивная деятельность;
  • Викторины, научные конференции;
  • Мастер-классы;
  • Макетирование;
  • Решение ситуационных задач, др.

В нашем бурном современном мире поменялись малыши и их интересы. Сейчас в собственной работе мы пытаемся идти в ногу с течением времени, чтоб удовлетворить интересы малышей, используя более достойные внимания для их формы работы….

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в базе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Создание коллекций для реализации образовательных областей

Физическое развитие: «Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты (травки, напитки)» и др

Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультов, книжек, кинофильмов» «Вежливые слова» «Профессии» «Знаки дорожного движения» «История вещей» и др

Познавательное развитие: «Животные различных регионов Земли» «Водоемы» «Камни (минералы)» «Инструменты» и др

Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Любимые композиторы» «Изделия народных промыслов» «Музеи мира» «История открытий» и др.

Речевое развитие: коллекции различных сюжетных картин по самым различным тематикам, «Любимые герои детских книг», «Герои сказок Пушкина» и др.

По форме: Личные Коллективные

По мотиву: Чувственные Познавательные

«Путешествия по карте»:

  • обсуждение и выбор пт предназначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
  • обозначение вероятного маршрута путешествия, выражение догадок, что может повстречаться на пути;
  • исследование растительного животного мира данной местности, рельефа местности, природных ландшафтов, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и др.;
  • наполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, нарезками – метками (животных, растений, людей, занятых обычным трудом.

«Путешествия по реке времени»:

Путешествие по «реке времени» (задачка – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошедшего к истинному)). Деятельность в контексте «путешествие по времени»:

  • обсуждение и выбор временного отрезка (прошедшее, истинное, будущее, время года, время суток, пр.);
  • обозначение вероятных симптомов временного отрезка, выражение догадок, что может повстречаться в данный период времени;
  • исследование растительного животного мира данного времени, особенности жизнедеятельности людей в данное время (жилье, транспорт, письменность, временной последовательности событий, истории профессий и др.;
  • наполнение карты-панно, «ленты времени», книжки жизни (истории «Что было до….»), дневника путешествия по времени, пр.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых воспоминаний любопытство, неизменное рвение следить и экспериментировать, без помощи других находить новые сведения о мире, обычно рассматриваются как важные черты детского поведения.

3адача преподавателя – не пресекать исследовательскую, поисковую активность малышей, а напротив, интенсивно помогать.

1. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность малышей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детками 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие малышей дошкольного возраста. Концептуальный нюанс. — Волгоград : Перемена, 1995.

Организация экспериментальной исследовательской деятельности малышей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.

Городское дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №290 Дзержинского района Волгограда» (МОУ детский сад № 290)

Выступление на педагогическом совете МОУ детского сада № 290 «Эффективные способы и средства развития познавательного интереса»

На тему: «Организация экспериментальной исследовательской деятельности малышей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Составил: соц преподаватель Моисеенко О.Б.

Протокол от 29.11.2016г. № 6

Цель: расширение познаний преподавателей о развитии познавательного энтузиазма и познавательной активности малышей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:
Расширять познания преподавателей о значении экспериментирования в развитии малышей дошкольного возраста.
Сформировывать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить познания преподавателей о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый итог: Познание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детками старшего дошкольного возраста дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность малышей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, при помощи которых ребенок узнает мир вокруг нас. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их проигрывании позволяет детям оказаться первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам характерна ориентация на зание мира вокруг нас и экспериментирование с объектами и явлениями действительности. В возрасте «почемучек» малыши думают о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей реальности по цвету и возможность самому достигнуть хотимого цвета и т.п. Опыты, без помощи других проводимые детками, содействуют созданию модели изучаемого явления и обобщению приобретенных действующим методом результатов. Делают условия для способности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и себя самого.

Исследовательская деятельность обогащает память малыша, активизирует мыслительные процессы, провоцирует развитие речи, становится стимулом личного развития дошкольника.

В ФГОС ДО в п.1.4 Главные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий малыша в разных видах деятельности
В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в различных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития малыша.

Рассматривая Мотивированные ориентиры необходимо отметить, что на шаге окончания дошкольного образования одним из пт прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пробует без помощи других выдумывать разъяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен следить, экспериментировать.

Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детками заключаются:
— в преобразовании предметно-развивающей среды в согласовании с возрастными особенностями малышей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей фуррор в реализации поставленных целей;
— в использовании игрового экспериментирования на упражнениях и вне занятий во всех возрастных группах;
— в разработке «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий и для самостоятельной деятельности;
— в организации совместной проектной деятельности с детками и кружковой работы.
Усовершенствование методической работы заключается:
— в наработке конспектов, позволяющих производить инициативный подход по всем возрастным группам;
— в подборе исследовательских методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;
— в разработке требований к оформлению и содержанию центров экспериментирования;
— в подборке хороших критерий для раскрытия творческого потенциала преподавателей (упругость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детками, мягкость контроля со стороны администрации, внедрение интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение роли преподавателей в методической работе ДОУ).

Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планировать вербование родителей к реализации совместных детско-родительских проектов, консультации и др.

Китайская пословица говорит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай испытать – и я пойму».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Ответы воспитателей

  • Одним из действенных способов зания закономерностей и явлений мира вокруг нас является способ экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет большой развивающий потенциал. Главное то, что оно даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его отношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнок склонен следить, экспериментировать, настроен на зание мира, он желает всё знать, изучить, открыть, изучить означает сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется возможность самому отыскать ответы на вопросы.
  • Детское экспериментирование плотно сплетено с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою идея упрощает проведение опыта, в то время как пополнение познаний содействует развитию речи).
  • Принципиально держать в голове, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей классифицировать представления малышей. Проблемные ситуации эвристические задачи, экспериментирование могут быть частью хоть какого занятия Принципы построения предметно-пространственной среды в согласовании с ФГОС ДО

Развивающая среда должна обеспечивать:

  • развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сопоставление, обобщение, систематизация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно исследовать предмет в центрах экспериментирования (с рассредотачиванием материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.)

Советы для воспитателей

  • В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать место итак, чтоб появилась возможность для самостоятельной деятельности малышей
  • Активно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников разным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Методика и разработка организации самостоятельной деятельности малышей — новое направление в согласовании с ФГОС ДО:
— создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата опыта
— схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Примерный метод проведения занятия-экспериментирования

1. Созидать и выделять делему.
2. Принимать и ставить цель.
3. Решать трудности.
4. Рассматривать объект либо явление.
5. Выделить значительные признаки и связи.
6. Сопоставлять разные причины.
7. Выдвигать догадки, предложения.
8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
9. Производить опыт.
10. Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования.

?Поддерживать энтузиазм дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
?Развивать у малышей познавательные возможности (анализ, синтез, систематизация, сопоставление, обобщение);
?Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении догадок, отборе методов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
?Продолжать воспитывать рвение сохранять и беречь природный мир, созидать его красоту, следовать легкодоступным экологическим нюансам в деятельности и поведении.
?Сформировывать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и тестов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

— занятия;
— беседы познавательно-эвристического нрава;
— знаково-изобразительные средства;
?- лабораторные работы;
-киносеансы;
-прослушивание аудиозаписей;
— дидактические и развивающие игры, упражнения;
— сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-рассматривание картин;
— наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
— экскурсии и мотивированные прогулки;
— работа в уголках природы;
— экологическая тропа экскурсии и мотивированные прогулки;
-акции хороших дел;
-предметные недели;
— кружковая деятельность;
-конкурсы;
— празднички, утехи, вечера досуга;
-театрализованная деятельность;
— Деньки открытых дверей;
-диагностика развития малышей.

Примерный метод проведения занятия-экспериментирования

1. Подготовительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по исследованию теории вопроса
2. Определение типа вида и темы занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детками (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления
5. Подготовительная исследовательская работа с внедрением оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста малышей изучаемой темы
7. Обобщение результатов наблюдений в разных формах (дневники наблюдений, таблицы, фото, пиктограммы, рассказы, картинки и т.д.) с целью подведения малышей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Формы фиксации опытов и тестов.

?Календарь погоды.
?Календарь природы.
?Ежедневник наблюдений.
?Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
?Сопоставление с уже известными детям объектами.
?Исследование взаимообратных процессов.
?Включение в сюжетно-ролевые игры.
?Рисунки, фото, схематические зарисовки.
?Большие изображения либо игрушки.
?Отдельные буковкы и слова.
?Натуральные объекты.
?Циферблаты.
?Записи звуков.
?Зарисовывание объекта.
?Схематическое зарисовывание.
?Внедрение условных символов.
?Обведение объектов.
?Планы-схемы.
?Подсчет количества объектов.
?Рисунки-прогнозы.
?Фотографирование.
?Запись воспитателя.

В мини лабораториях может быть выделено:

1. Место для неизменной выставки.

2. Место для устройств.

3. Место для выкармливания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материала.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.

НА ЗАМЕТКУ: Оборудование для Опытов в детском саду можно приобрести в спец магазине для детских садов — Магазин «Детский сад» (detsad-shop.ru). Низкие цены, есть доставка.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, указатели температуры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губы, желоба, разовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачка, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластмассовые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семечки, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Нюансы безопасности при проведении опытов:
• До работы надевать халатики, фартуки, нарукавники.
• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза запятанными руками;
• Аккуратненько воспользоваться емкостью для воды;
• Вовремя поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол либо стол воду);
• Нельзя брать в рот приобретенные в процессе опыта приготовленные смеси;
• На пипетку не рекомендуется давить очень, может треснуть стекло;
• Раствор из пипетки нужно аккуратненько капать в стаканчик, не разбрызгивать;
• Нельзя брать в рот лед;
• Чужие узоры изо льда нельзя разламывать и портить;
• Неведомые семечки не стоит пробовать на вкус;
• Опыты с огнем можно проводить только под управлением взрослых, имея для этого особое оборудование;
• После опыта все убрать

Взаимодействие с родителями

Понятно, что ни одну воспитательную либо образовательную задачку нельзя удачно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания меж родителями и преподавателем. В личных беседах, консультациях, на родительских собраниях через разные виды приятной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости ежедневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения рвения малыша выяснить новое, без помощи других узнать непонятное, вдуматься в сущность предметов и явлений.

Советы по работа с родителями воспитанников по созданию критерий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в согласовании с ФГОС ДО.

  • Преподавателям возрастных групп ввязывать родителей в компанию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как конкретных участников проектной деятельности
  • Оформить на щитах в приемной материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.

Организация познавательно исследовательской деятельности в доу по фгос.

Создатель: Макарова Ольга Николаевна

Организация: МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Усть-Тарка

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детками для её следующее активное применение в практической деятельности преподавателей.

Задачи:

  • увеличение проф мастерства преподавателей в процессе активного педагогического общения;
  • расширить познания преподавателей по теме «детское экспериментирование в ДОУ»,
  • развивать способности и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детками

План семинара

I Просмотр фотофильма «Мы – исследователи»

II Актуальность вопроса

III Экспериментальная деятельность — практикум (Приемы активизации познавательной активности малышей)

IV Методические советы по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов тестов и наблюдений

V Рефлексия.

Ход семинара:

I Просмотр фотофильма «Мы исследователи».

II Актуальность вопроса

Как Вы уже могли додуматься, сейчас мы будем дискуссировать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что данная тема в особенности животрепещуща. Ведь в согласовании с ФГОС дошкольного образования, вместе с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так именуемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, для чего, как?). Задачка нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на их, насыщать жизнь малышей важными для их различными событиями, дать детям прожить настоящее и разнообразное детство, которое сумеет оказаться «золотым фондом» их личности. Это принципно другой ответственный и мудрейший путь обогащения детского развития.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – завладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Как следует, чем разнообразнее и лучше исследовательская деятельность, тем больше новейшей инфы получает ребенок, тем скорее и полноценнее он развивается.

III Экспериментальная деятельность

Каковы же приемы активизации познавательной активности малышей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообщем, огромное значение имеет организационный момент – вызвать познавательный энтузиазм у малышей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос преподавателям: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать энтузиазм и желание к предстоящему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, рвение посодействовать и обучить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необыкновенным эффектом либо предназначением).

Разглядим малость подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть сделаны, когда находится несоответствие меж уже усвоенными познаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Главные из их: 1)проблемная задачка должна быть понятной детям; 2)должна их заинтриговать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт малышей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но нацелена на наивысшую самостоятельность и творчество малышей.

Практикум: На данный момент мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

  1. Все преподаватели делятся на 2 подгруппы. Любая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детками тема и научный факт, который преподаватель предъявляет детям.
  2. Преподаватели в каждой подгруппе должны, исходя из приобретенных данных, обмыслить вероятную проблемную ситуацию и следующий за ней опыт (предлагают свои варианты).
  3. Анализ предложенных вариантов.
  4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

Задания для подгрупп:

Предъявляемый факт: «Снег грязный, потому что в нем содержатся частички пыли».

(ПС: «Снег белоснежный, как он может быть запятанным?»

Опыт: — Как мы можем узреть частички пыли в снеге? (догадки: внимательнее разглядеть, разглядеть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что узреть частички пыли трудно либо их там нет (расхождение воззрений).

— Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже понимаете, как проверить чистоту воды, как можно проверить загрязненность снега?

Малыши: необходимо растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и поглядим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает длительно и воспитатель задает вопрос:

— Что можно сделать, чтоб снег растаял скорее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт вместе с воспитателем, без помощи других делают фильтрацию воды и делают вывод.)

2) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живы организмы, в том числе растения, животные и человек, на две третьих состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Опыт: взять один либо несколько овощей либо фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их необходимо протереть и отжать через марлю либо соковыжималку. Потом сопоставить количество воды и жесткой массы, чтоб найти их соотношение, пропорции. На основании факта: сока еще больше, чем твердого вещества, — исследователи «принимают» то познание, которое ранее отвергли.

Вы отлично поработали, а на данный момент предлагаю Для вас малость отдохнуть.

IV Методические советы по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения малышей дошкольного возраста. Потому, мы с Вами на данный момент просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Вопросы преподавателям

— Может ли быть предварительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

— Что необходимо учесть при выборе объекта для экспериментального исследования?

— Составьте метод экспериментальной деятельности.

Метод экспериментальной деятельности представляет собой:

  1. Постановка трудности, которую нужно решить;
  2. Целеполагание (что необходимо сделать для решения трудности)
  3. Предлагаются разные варианты ее решения;
  4. Проверяются эти вероятные решения, исходя из данных;
  5. Анализ приобретенного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  6. Формулирование выводов

Фиксирование результатов тестов и наблюдений

Один из шагов воплощения исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов опыта либо наблюдения, остановимся на нем подробнее.

Вопрос преподавателям: «Простая либо непростая форма работы для малышей фиксирование результатов?» (непростая)

«Нужно ли отрешаться от этой формы работы из-за ее трудности?» (нет; рекомендуется равномерно приучивать малышей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтоб они лучше отпечатлелись в памяти малышей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют различные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Есть разные методы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые обыкновенные методы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с внедрением приятных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: рисунки, фото, натуральные объекты, большие изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные методы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; употребляется речь малышей.

Есть разные приемы. К примеру: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), потом отворачивается и, не смотря, дает его описание. Потом опять рассматривает тот же объект и заносит уточнения, исправления; сопоставление явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на различиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические методы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь либо зарисовывание).

К примеру: зарисовывание явления (объекта) преподавателем либо отдельными детками либо всеми детками;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только более принципиальных деталей;

внедрение условных символов – лучше выдумывать всякий раз совместно с детками. Не рекомендуется использовать много знаков;

рисунки-прогнозы. К примеру, «Нарисуйте, как будут смотреться через неделю посеянные сейчас семена». Через неделю малыши ассоциируют свои картинки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает преподаватель. Но безпрерывно советуется с детками, проговаривает вслух записываемый текст, время от времени специально допускает ошибки;

преподаватель записывает рассказ, который составляет один ребенок либо группа малышей. Потом прочитывает вслух для проверки и уточнения;

преподаватель зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям необходимо найти, какой из их более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это непростая форма работы, есть особенности проведения:

Обязателен личный подход, который учитывает умения каждого малыша;

Является чисто добровольческой формой работы малыша – преподаватель не имеет права обязать малыша фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Мельчайший нажим может привести к тому, что малыши закончат осознавать смысл всего опыта;

Начинать необходимо с самых обычных методов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

  1. Внедрение готовых форм
  2. Наблюдение за работой преподавателя
  3. Вербование отдельных малышей, отлично справляющихся с подходящими операциями
  4. Наполнение всеми детками по очереди
  5. Коллективное наполнение под управлением преподавателя
  6. Самостоятельное наполнение с следующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками употребляется 3 вида документов для фиксации результатов исследования либо опыта: календарь погоды, календарь природы, ежедневник наблюдений. Внедрение практических методов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) делается в дневнике наблюдений.

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие себе он сделал на нынешнем педсовете?»

-Для меня время пропархало неприметно, надеюсь и вам тоже. Очень приято если Вы смогли выяснить что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша нынешняя встреча привнесет, свежайшую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в согласовании с ФГОС.

Мария Салина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в согласовании с ФГОС

Слайд. 1. Здрасти почетаемые коллеги, я представляю детский сад «Аленушка», зовут меня Салина Мария Александровна, желаю поделиться с вами своим опытом работы по теме: Развитие познавательно -исследовательской деятельности дошкольников в согласовании с ФГОС ДО.

Слайд. 2. Основными принципами ДО в согласовании Муниципальным эталоном является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности. Не считая того, эталон ориентирован на развитие умственных свойств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности малышей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, суть которой раскрывается последующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о для себя, других людях, объектах мира вокруг нас, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, темпе, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

ФГОС ДО повышенное внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов мира вокруг нас и экспериментирование с ними). Соответствующими видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детками;

Слайд. 3. Животрепещущим способом познавательного развития малышей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового нрава, направленная на зание параметров, свойств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который без помощи других и интенсивно познаёт мир вокруг нас, используя различные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками употребляются познавательные задачи. Система познавательных задач аккомпанирует весь процесс обучения, который состоит из поочередных, равномерно усложняющихся по содержанию и методам видов деятельности.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс различных форм и способов. Их выбор определяется возрастными способностями, также нравом воспитательно-образовательных задач. Опыты – как будто фокусы, а для малышей – это волшебство. Исследования предоставляют ребенку возможность самому отыскать ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Слайд. 4. Одним из критерий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.

В нашей группе мы сделали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория предназначена для развития у малышей энтузиазма к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует последующие типы тестов:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их качествами;

2. Коллекционирование (камешки, гербарий.)

Для реализации заявленных тестов в детской научной лаборатории определено место

• для неизменной выставки, где расположены, разные коллекции, экспонаты, редчайшие предметы (раковины, камешки, кристаллы, перья и т. п.);

• для устройств и хранения материалов (природного, «бросового»);

• для проведения опытов;

• для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

В итоге у малыша формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения малыши ведут взаимодействие вместе); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения малыши получают познания); деятельностная (идёт выборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

Слайд5. Летом экспериментальную деятельность мы проводим на улице, ребята при помощи картинок с рисунками, на которых изображены материалы для опытов, сами выбирают какой опыт они желают провести.

Слайд. 6. Опыт «Солнце дарует нам тепло и свет», целью опыта было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В процессе опыта ребята удостоверились, что не все предметы идиентично стремительно греются, черные предметы греются посильнее, чем больше термических лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Слайд. 7. Опыты «Песочная страна» и «Водяная мельница», целью первого опыта было выделить характеристики песка, сыпучесть, рыхлость, из влажного можно лепить. Задачей второго опыта было дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Слайд. 8. Работа по познавательной деятельности проводиться на экологической тропе «Чудесное рядом», там размещена площадка для детского экспериментирования на которой мы проводили опыт «Где вода?», задачей опыта было выявить, что песок и глина по различному впитывают воду, выделить их характеристики: сыпучесть, рыхлость. Малыши пришли к выводу, что вся вода ушла в песок (частицы не прилипают к друг дружке, но стоит на поверхности глины (у глины частицы поближе к друг дружке, не пропускают воду).

Слайд. 9. Опыт «Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство невидимость.

Слайд. 10. В рамках денька науки мы с детками проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было:

1. Научится делать самим мыльные пузыри.

2. Научиться пускать пузыри разными методами.

3. Сделать праздничную атмосферу, доставить удовлетворенность, не плохое настроение.

4. Вызвать желание малышей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию.

Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые методы пускания мыльных пузырей.

Слайд. 11. В рамках проведения открытого занятия «Что умеет ветер» по окружающему миру, мною была разработана дидактическая игра «Волшебные полянки», по условиям игры ребята оказались на 2-ух магических полянках с ветреной и штилевой погодой, ребятам раздавались карточки с изображением погодных критерий, и малыши без помощи других выбирали к какой полянке подходят данные иллюстрации.

Слайд. 12. К действенным способам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов малышей, умений без помощи других конструировать свои познания и ориентироваться в информационном пространстве.

Кроме имеющейся опытно-экспериментальной площадки «Ветерок», расположенной на местности нашего учреждения, с целью обеспечения наибольшей реализации образовательного потенциала места детского сада, был реализован проект по созданию мини-музея «У природы нет нехороший погоды», который был оформлен и пополнен силами родителей: словесными и иллюстративными материалами, обеспечивая еще больше углубленные познания малышей о природных явлениях, «народных» прогнозах погоды, о «живых барометрах». Представлены макеты «Использование силы ветра человеком», самостоятельные приборы ассистенты: дождемеры, барометры, ловушки для ветра и т. п.

Слайд. 13. Заключая вышеупомянутое, можно прийти к выводу о том, что на современном шаге развития дошкольного образования дилемме познавательного развития дошкольников уделяется огромное внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении трудности познавательного развития малышей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, высококачественные конфигурации в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.

Adblock
detector