Особенности образовательной деятельности и культурных практик в доу по фгос

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различных ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

Особенности образовательной деятельности различных видов.

Развитие малыша в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности.

Конкретно образовательная деятельность базирована на организации преподавателем видов деятельности, данных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью малыша дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве базы для интеграции всех других видов деятельности малыша. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке конкретно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, потому что она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в различных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные, коммуникативные игры, игры-этюды и пр.При всем этом обогащение игрового опыта творческих игр малышей плотно сплетено с содержанием конкретно организованной образовательной деятельности.

Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется в большей степени в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во 2-ой половине денька).

Коммуникативная деятельность ориентирована на решение задач, связанных с развитием свободного общения малышей и освоением всех компонент устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности и т.д.

В сетке конкретно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место («Речевое развитие»), но при всем этом коммуникативная деятельность врубается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детками в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность содержит в себе обширное зание детками объектов живой и неживой природы, предметного и общественного мира (мира взрослых и малышей, деятельности людей, знакомство с семьей и отношениями людей, городом, государством и другими странами), неопасного поведения, освоение средств и методов зания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие малышей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детками произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов малышей, развитие возможности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть скооперировано как конкретно чтение (либо рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность малышей представлена различными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством малышей с изобразительным искусством, развитием возможности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства значительно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию меж познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным управляющим в специально оборудованном помещении (музыкальном зале).

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физкультурой в согласовании с положениями действующего СанПин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе режимных моментов просит особенных форм работы в согласовании с реализуемыми задачками воспитания, обучения и развития малыша. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель делает при необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые либо практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения появившейся задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

• наблюдения — в уголке природы; за деятельностью взрослых

• личные игры и игры с маленькими подгруппами малышей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

• создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, человечных проявлений, заботы о детях в детском саду, проявлений чувственной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

• простые трудовые поручения;

• беседы и дискуссии с детками по их интересам;

• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

• персональную работу с детками в согласовании с задачками различных образовательных областей;

• двигательную деятельность малышей, активность которой находится в зависимости от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине денька;

• работу по воспитанию у малышей культурно-гигиенических способностей и культуры здоровья

• чтение художественной литературы с обсуждением прочитанного;

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

• подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья малышей;

• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление различных связей и зависимостей в природе, воспитание дела к ней;

• экспериментирование с объектами неживой природы;

• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

• простую трудовую деятельность малышей на участке детского сада;

• свободное общение воспитателя с детками, самостоятельную деятельность малышей;

Культурные практики.

Во 2-ой половине денька организуются различные культурные практики, направленные на проявление детками самостоятельности и творчества в различных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и малышей.

Организация культурных практик носит в большей степени подгрупповой нрав.

• совместная игра воспитателя и малышей (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивные, настольно-печатные игры и др) ориентирована на обогащение содержания творческих игр, освоение детками игровых умений, нужных для организации самостоятельной игры.

• ситуации общения и скопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный нрав и заключают внутри себя актуальную делему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают конкретное роль. Такие ситуации могут быть реально-практического нрава (оказание помощи детям, старшим), условно-вербального нрава (на базе актуальных сюжетов либо сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно вербального нрава воспитатель обогащает представления малышей об опыте разрешения тех либо других заморочек, вызывает малышей на сердечный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом малышей. В реально-практических ситуациях малыши получают опыт проявления рачительного, участливого дела к людям, учавствуют в принципиальных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заблаговременно, а могут появляться в ответ на действия, которые происходят в группе, содействовать разрешению возникающих заморочек.

• художественно-творческая деятельность малышей, предполагающая компанию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность малышей и свободное общение воспитателя и малышей на литературном либо музыкальном материале.

• сенсорный и умственный тренинг – система заданий, в большей степени игрового нрава, обеспечивающая становление системы сенсорных стандартов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), методов умственной деятельности (умение ассоциировать, систематизировать, составлять сериационные ряды, классифицировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занятные задачи.

• Детский досуг — вид деятельности, преднамеренно организуемый взрослыми для игры, утехи, отдыха.

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик.

Внедрение парадокса культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано беспристрастной потребностью: расширить социальные и практические составляющие содержания образования.

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью малыша дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве базы для интеграции всех других видов деятельности малыша дошкольного возраста.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в различных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

Культурные практики, нацелены на проявление детками самостоятельности и творчества в различных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и малышей. Организация культурных практик носит в большей степени подгрупповой нрав.

— Совместная игра воспитателя и малышей.

— Ситуации общения и скопления положительного социально-эмоционального опыта.

— Музыкально-театральная и литературная гостиная.

— Сенсорный и умственный тренинг.

Культурные практики рассматриваются нами в согласовании с подходом Н.А. Коротковой — это обыденные для малыша (обычные) методы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесновато связанные с содержанием его бытия и действия с другими людьми».

Это также – апробация (неизменные и единичные пробы) новых методов и форм деятельности и поведения в целях ублажения различных потребностей и интересов.

Культурные практики – различные, основанные на текущих и многообещающих интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – различные, основанные на текущих и многообещающих интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

На самом деле, «интрига» возраста (дошкольного) состоит в столкнове­нии изначального игрового — процессуального (не­прагматичного) дела малыша к действительности (опробования себя в ней) с дифференцированными, идущими от взрослого видами деятельности, требу­ющими специфичных средств-способов, и в посте­пенном (без форсирования) «разламывании» диффуз­ной инициативы малыша на различные ее направления (сферы).

Эти идущие от взрослого виды деятельности, в от­личие от своей активности малыша, мы будем именовать культурными практиками.

К ним мы относим игровую, продуктивную, позна­вательно-исследовательскую деятельность и комму­никативную практику (последняя в дошкольном воз­расте выступает как взаимодействие игрового либо продуктивного, либо исследовательского нрава). Конкретно в этих практиках возникает и обогаща­ется внутренний план деяния, оформляется замы­сел, который становится артикулированным (сло­весно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результа­тивности (воплощению артикулированного, оформ­ленного плана в определенном продукте — резуль­тате).

Родственность игровой, продуктивной и познава­тельно-исследовательской деятельностей состоит в том, что они все имеют моделирующий (репрезенти­рующий) нрав по отношению к действительности.

Любая из культурных практик, особенным образом моделируя действительность, по-своему «прорывает» перво­начальную ситуационную связанность и процессуальность малыша.

Так, сюжетная игра переводит наружное действие во внутренний план «замысливания», но в макси­мальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативнос­ти) отношение к миру. Сюжет игры — это, в итоге, виртуальный мир вероятных событий, кото­рый строится по прихоти играющих и не имеет ре­зультативного окончания.

Продуктивная деятельность, моделирующая вещ­ный мир, в наибольшей степени просит конфигурации игрового (процессуального) дела, так как связана с реальным преодолением сопротивления ма­териала в процессе воплощения замысленного — сотворения реального продукта-результата с определенными кри­териями свойства.

Познавательно-исследовательская деятельность как культурная практика, сущность которой в вопрошании — как устроены вещи и почему происходят те либо другие действия, — просит перехода к осознанному поиску связей, отношений меж явлениями окружа­ющего мира и фиксации этих связей как своеобразно­го результата деятельности.

Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследо­вательской деятельности, просит артикулирования (словесного дизайна) плана, его понимания и предъявления другим (в совместной игре и исследова­нии) и задает социальные аспекты результативнос­ти (в совместной продуктивной деятельности).

Из произнесенного видно, что культурные практики взаимодополняют друг дружку в формировании общего движения малыша к оформленному плану и его ре­зультативному воплощению.

Освоение культурных практик содействует диф­ференциации сфер инициативы малыша: как сози­дающего волевого субъекта (в продуктивной деятель­ности), как творческого субъекта (в игровой деятель­ности), как исследователя (в познавательно-иссле­довательской деятельности), как напарника по взаимо­действию и собеседника (в коммуникативной прак­тике).

Состав культурных практик, нужных для развития дошкольника, был бы неполным, если б мы не ввели еще одну необыкновенную культурную практи­ку -чтение детям художественной литературы.

Вправду, художественная литература как особенного рода моделирующая (репрезентирующая) ре­альность система является универсальным развиваю­щим средством. Для дифференциации внутреннего мира малыша она имеет ни с чем же не сопоставимое значе­ние. Художественные тексты позволяют интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многооб­разии связей вещей, событий, отношений, и в этом плане дополняют моделирующий нрав и развива­ющие способности других культурных практик до­школьников (игровой, познавательно-исследователь­ской, продуктивной деятельности).

Отсутствие в опыте малыша того либо другого вида культурной практики приводит к существенному вреду в его становлении как личности либо, по край­ней мере, к неблагоприятной для развития фиксации на какой-нибудь одной сфере инициативы.

Отсюда становится тривиальной чрезвычайная уяз­вимость дошкольного возраста, его зависимость от контраста и полноты культурных практик, в которые врубается ребенок, которые «оформляют» (переводят в разную форму) его изначальную игровую процессуальную активность.

Итак, основанием организации целост­ного образовательного процесса в детском саду долж­ны выступать возрастные закономерности, связанные с динамикой конфигурации игрового дела в до­школьном детстве — дифференциацией видов деятельности малыша, органично (на генном уровне) связан­ных, коренящихся в процессуальной игре.

Расщепление изначальной диффузной активнос­ти малышей осуществляется за счет вводимых взрослым культурных практик: чтения художественной лите­ратуры, игры (во всем многообразии форм сюжетной игры и игры с нюансами), продуктивной и познава­тельно-исследовательской деятельности и их сов­местных форм, на фоне которых совершенствуется коммуникативная практика (взаимодействие и об­щение).

Эти культурные практики, выступающие в обра­зовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детками, на наш взор, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержне­вые, формообразующие, обеспечивающие в собственном со­четании настоящее развитие малыша. Они и долж­ны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик.

Вера Тарлыкова
Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик

Основным условием организации образовательного процесса в согласовании с ФГОС дошкольного образования является всеполноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в 2-ух главных составляющих (моделях) организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.

• Совместная (партнерская) деятельность взрослого и малышей:

— задачи рабочей программы будут реализоваться через передний метод обучения по расписанию НОД

— виды образовательной деятельности – одновидовые, встроенные

• Самостоятельная деятельность малышей. Видами самостоятельной деятельности являются культурные практики, которые нацелены на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой метод. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум фронтам

Культурные практики на базе инициатив самих малышей

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные методы и формы действий малыша.

Культурные практики инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Ориентирована на обогащение содержания творческих игр, освоение детками игровых умений, нужных для организации самостоятельной игры

Культурные практики

* Ситуации общения и скопления положительного социально-эмоционального опыта

Ориентирована на обогащение представления малышей об опыте разрешения тех либо других заморочек, на приобретение опыта проявления рачительного, участливого дела к людям

Культурные практики

«В гостях у народных умельцев»

«Путешествие по маршруту»

Ориентирована на создание критерий для использования детками свои познания и умения.

Культурные практики

Ориентирована на восприятие детками литературных и музыкальных произведений

Культурные практики

*Сенсорный и умственный тренинг

• элементы технологии ТРИЗ,

• разработка проектного обучения — «метод проектов»

Ориентирован на становление системы сенсорных стандартов (цвета, формы, пространственных отношений и др., методов умственной деятельности (умение ассоциировать, систематизировать, составлять сериационные ряды, классифицировать по какому- или признаку и пр.).

Культурные практики

«В гостях у сказки»

• Кружок «Волшебница Иголочка»

Ориентирован на развитие чувственного общения малышей меж сверстниками.

Формирование у малышей публичных отношений в процессе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тема: Формирование у малышей старшего дошкольного возраста направленности на мир публичных отношений в процессе реализации.

Консультация для воспитателей и родителей. Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации различных видов деятельности Дошкольный возраст — возраст активного зания мира вокруг нас. Когда закладываются базы здоровья, интеллектуального, нравственного и эстетического.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах» Цель: Классифицировать познания преподавателей об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах. План: Вводное.

Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.

Модель образовательной деятельности по РЭМП «Сравнение предметов, различных по цвету» Тема: «Сопоставление предметов, различных по цвету» Мотивированные ориентиры: ребенок умеет определять и верно именовать части суток, верно употреблять.

Особенности организации образовательной деятельности с включением разных видов детской деятельности и культурных практик Особенности организации образовательной деятельности с включением разных видов детской деятельности и культурных практик в согласовании.

Особенности реализации разных принципов при формировании способностей самообслуживания у малышей с особенными потребностями в различных Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание критерий для общественного развития малышей с отклонениями.

Сетка совместной деятельности и культурных практик в режимных моментах во 2-ой младшей группе. Тема недели «Труд врача» вид деятельности Игровая Персональная игра (сюжетно-ролевая) «На приеме у врача» Цель- внедрение ролевой задачи, самостоятельное.

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников Понятие «культурные практики является довольно новым и очень интенсивно обсуждаемым в ближайшее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на различных шагах ее формирования Общепризнано, что игра — главный фактор в развитии малыша. Игровая деятельность имеет огромное значение в формировании познавательных процессов.

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик

Развитие малыша в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение хоть какого вида деятельности просит обучения общим и особым умениям, нужным для ее воплощения.

Особенностью организации образовательной деятельности по Программке является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности преподавателя и малышей, которая планируется и преднамеренно организуется преподавателем с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в определенный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является возникновение образовательного результата (продукта) в процессе специально организованного взаимодействия воспитателя и малыша. Такие продукты могут быть как вещественными (рассказ, набросок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое познание, образ, мысль, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию сотворения образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации носят полный нрав и включают задачи, реализуемые в различных видах деятельности на одном направленном на определенную тематику содержании. Образовательные ситуации употребляются в процессе организованной образовательной деятельности.

Главными задачками таких образовательных ситуаций является формирование у малышей новых умений в различных видах деятельности и представлений, обобщение познаний по теме, развитие возможности рассуждать и делать выводы.

Ситуационный подход дополняется принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-нибудь продукта, который в вещественной форме отражает соц опыт приобретаемый детками (панно, газета, журнальчик, атрибуты для сюжетно — ролевой игры, экологический ежедневник и др.).

Принцип продуктивности нацелен на развитие субъектности малыша в образовательной деятельности различного содержания. Этому содействуют современные методы организации образовательного процесса с внедрением детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, сотворения спектаклей-коллажей и почти все другое.

Конкретно образовательная деятельность базирована на организации преподавателем видов деятельности, данных ФГОС дошкольного образования:

Игровая деятельность является ведущей деятельностью малыша дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве базы для интеграции всех других видов деятельности малыша дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в различных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

Коммуникативная деятельность ориентирована на решение задач, связанных с развитием свободного общения малышей и освоением всех компонент устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).Утренний сбор(Детский совет) и Вечерний сбор, одна из форм коммуникативной и познавательной деятельности. деятельности малышей дошкольного возраста, место в режиме денька Утренний сбор занимает в 1 половину денька, до завтрака; Вечерний сбор, после возвращения с вечерней прогулки, перед ужином.

Познавательно-исследовательская деятельность содержит в себе обширное зание детками объектов живой и неживой природы, предметного и общественного мира (мира взрослых и малышей, деятельности людей, знакомство с семьей и отношениями людей, городом, государством и другими странами, неопасного поведения, освоение средств и методов зания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детками произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов малышей, развитие возможности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть скооперировано как конкретно чтение (либо рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность малышей представлена различными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно — творческая деятельность неразрывно связана со знакомством малышей с изобразительным искусством, развитием возможности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства значительно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию меж познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным управляющим дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физкультурой, требования к проведению которых согласуются с положениями действующего СанПин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе режимных моментов просит особенных форм работы в согласовании с реализуемыми задачками воспитания, обучения и развития малыша. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель делает при необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые либо практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения появившейся задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

    наблюдения — в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); личные игры и игры с маленькими подгруппами малышей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, человечных проявлений, заботы о детях в детском саду, проявлений чувственной отзывчивости к взрослым и сверстникам; трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); беседы и дискуссии с детками по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов различного содержания; персональную работу с детками в согласовании с задачками различных образовательных областей; двигательную деятельность малышей, активность которой находится в зависимости от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине денька; работу по воспитанию у малышей культурно-гигиенических способностей и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

    подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья малышей; наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление различных связей и зависимостей в природе, воспитание дела к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); простую трудовую деятельность малышей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детками.

Во 2-ой половине денька организуются различные культурные практики, направленные на проявление детками самостоятельности и творчества в различных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и малышей.

Организация культурных практик носит в большей степени подгрупповой нрав и реализуется через:

    совместная игра воспитателя и малышей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) ориентирована на обогащение содержания творческих игр, освоение детками игровых умений, нужных для организации самостоятельной игры. Ситуация общения и скопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный нрав и заключают внутри себя актуальную делему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают конкретное роль. Такие ситуации могут быть реально-практического нрава (оказание помощи детям, старшим), условно — вербального нрава (на базе актуальных сюжетов либо сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального нрава воспитатель обогащает представления малышей об опыте разрешения тех либо других заморочек, вызывает малышей на сердечный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом малышей. В реально-практических ситуациях малыши получают опыт проявления рачительного, участливого дела к людям, учавствуют в принципиальных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заблаговременно, а могут появляться в ответ на действия, которые происходят в группе, содействовать разрешению возникающих заморочек. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и внедрения познаний и умений. Мастерские многообразны по собственной теме, содержанию, к примеру, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка либо библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, мемуары. Дальше рекомендуется работа с самым различным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И непременно включение малышей в рефлексивную деятельность: анализ собственных эмоций, мыслей, взглядов (чему опешили? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание товаров детского рукоделия и пр. Музыкально-театральная и литературная гостиная — форма организации художественно — творческой деятельности малышей, предполагающая компанию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность малышей и свободное общение воспитателя и малышей на литературном либо музыкальном материале. Сенсорный и умственный тренинг – система заданий, в большей степени игрового нрава, обеспечивающая становление системы сенсорных стандартов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), методов умственной деятельности (умение ассоциировать, систематизировать, составлять сериационные ряды, классифицировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занятные задачи Детский досуг — вид деятельности, преднамеренно организуемый взрослыми для игры, утехи, отдыха. Коллективная и персональная трудовая деятельность носит общественно нужный нрав и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Методы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности малышей по выбору и интересам. Возможность играть, отрисовывать, конструировать, придумывать и пр. в согласовании с своими интересами является важным источником чувственного благополучия малыша в детском саду. Самостоятельная деятельность малышей протекает в большей степени в утренний отрезок времени и во 2-ой половине денька. Все виды деятельности малыша в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельной деятельности:

    самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с знаками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору малышей. самостоятельные опыты, опыты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю принципиально соблюдать ряд общих требований:

    развивать активный энтузиазм малышей к окружающему миру, рвение к получению новых познаний и умений; создавать различные условия и ситуации, побуждающие малышей к активному применению познаний, умений, методов деятельности в личном опыте; активно расширять область задач, которые малыши решают без помощи других.

Равномерно выдвигать перед детками более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

    тренировать волю малышей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; ориентировать дошкольников на получение положительного результата. Нужно вовремя направить повышенное внимание на малышей, активно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в какой ребенок действовал ранее, но его сдерживает новизна обстановки, довольно легко намекнуть, порекомендовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; поддерживать у малышей чувство гордости и радости от удачных самостоятельных действий, подчеркивать рост способностей и достижений каждого малыша, вдохновлять к проявлению инициативы и творчества.

Формы и способы педагогического управления по поддержке детской инициативы

Особенности культурных образовательных практик в детском саду.

Столичный учебный центр
г. Москва

Особенности культурных образовательных практик в детском саду.

В связи с выходом Федерального муниципального образовательного эталона дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программку в согласовании со эталоном. В программке появились такие конфигурации и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и малышей по программке «Детство» происходит в первой половине денька, а во 2-ой половине денька организуются различные культурные практики, направленные на проявление у малышей самостоятельности и творчества в различных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и малышей. Организация культурных практик носит в большей степени подгрупповой нрав.

Чтоб воспитание и обучение стали действенными, нужно параллельно создавать условия для развертывания системы разнообразных свободных практик малыша, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то классические способы (воздействия) начинают трансформироваться в способы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку нужно не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий духовный настрой (забота) взрослого и малыша, их обоюдное доверие, озабоченность общим делом (энтузиазмом).

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного дела, восприятия, выбора, пробы сил, принятия либо непринятия чего – или в собственной жизни. Это понятие помогает разъяснить, при помощи каких культурных устройств ребенок выбирает то либо другое действие и какое воздействие на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым либо самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в разных группах, командах, обществах и публичных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детками. Это также освоение положительного актуального опыта сопереживания, благожелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что конкретно будет практиковать ребенок, зависит его нрав, система ценностей, стиль жизнедеятельности, предстоящая судьба.

Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как достойные внимания ему и обеспечивающие самореализацию. Так Н. Б. Крылова в собственных трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из различных культурных практик. Для малыша дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих.

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые ориентированы на обеспечение настоящей жизни дошкольников и которым удовлетворяет конкретно организация игровой деятельности как культурной практики.В тексте ФГОС дошкольного образования речь идет об игровой деятельности, при всем этом указывается, что преподаватель должен обеспечить «широкие способности для развития свободной игры малышей, в том числе обеспечивая игровое место, «вовлечение всех малышей в различные виды деятельности и культурные практики, содействующие развитию норм общественного поведения, интересов и познавательных действий»
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает ублажение животрепещущих запросов малыша и общества за счет ориентации на потенциальные социальные способности малышей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу с течением времени и нацелена на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

К понятию «культурная практика» обращается также и М. Ю. Гудова. Создатель рассматривает чтение, как необыкновенную культурную практику.

Из всего изученного, мы пришли к выводу, что «культурная практика» — это стихийное и обыденное освоение различного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё обилие исследовательских, социально — нацеленных, коммуникативных, художественных действий.

Что все-таки можно считать культурной практикой?

Совместная игра воспитателя и малышей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и скопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный нрав и заключают внутри себя актуальную делему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают конкретное роль.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и внедрения познаний и умений. Мастерские многообразны по собственной теме, содержанию, к примеру, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка либо библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) — форма организации художественно-творческой деятельности малышей, предполагающая компанию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность малышей и свободное общение воспитателя и малышей на литературном либо музыкальном материале.

Сенсорный и умственный тренинг – система заданий, в большей степени игрового нрава, обеспечивающая становление системы сенсорных стандартов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занятные задачи.

Детский досуг — вид деятельности, преднамеренно организуемый взрослыми для игры, утехи, отдыха.Время от времени досуг организуется как «кружок». К примеру, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и персональная трудовая деятельность носит общественно нужный нрав и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Такие виды культурных практик предложены создателями и самой Программкой.

В нашем детском саду мы планируем культурные практики после сна. Каждый день в многообещающих планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель заявляет детям, какое произведение будет читать и зовет малышей. Кому любопытно, малыши собираются около воспитателя, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой нрав. Сюжетно – ролевые игры также исходят от малышей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру малышей в необходимое русло. Один раз за месяц по средам проводятся досуги: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальный досуг обычно направленный на определенную тематику. Другими словами в преддверии какого – то действия, мы проводим с детками беседу, как они желали бы отметить это событие. В этом году, итак, у нас в предварительной группе прошло поздравление для мам. Кто – то из малышей желал поздравить маму стихотворением, кто – то песней, так и вышел концерт по заявкам. Очень нередко темы культурных практик возникают из наблюдений. К примеру, на прогулке мы смотрим за снегом. Малыши начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа преобразуется в лабораторию и мы исследуем на опытах то, что малышей заинтриговало. Малыши сами опытным методом отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех малышей. У малышей могут появиться и такие вопросы, на которые мы можем отыскать ответы в музее либо библиотеке. Тогда мы организовываем такие экскурсии. Итак, мы посетили выставку в музее, посвященную школе и школьным принадлежностям, потом выставку изделий из стекла. Также темы культурных практик появляются и во время НОД.С детками предварительной к школе группы проводилась НОД по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия». Когда малыши смотрели изображение флага, герба, у их появились вопросы: почему на гербе изображена эта самая птица? Почему на ней три короны? Что означает, что наездник убивает темного дракона? Почему наш флаг именуется «триколор», что означают цвета на флаге? Я предложила детям совместно с родителями выискать информацию об этом и поведать другим детям. Малыши сами избрали, о чём им было любопытно выяснить. Итак, у нас вышло 4 выступления: о флаге, гимне, гербе и о столице россии – Москве. Из этой Культурной практики я сделала такие выводы:

Для малышей : детям понятны знаки, изображенные на гербе, флаге. Малыши выяснят, что гимн – основная песня для всего народа РФ.

Для воспитателя : в процессе культурной практики решаются задачи раздела «Познание,

Также в процессе культурной практики малыши проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пробуют без помощи других выдумывать разъяснения на возникающие вопросы. Малыши научаются принимать собственные решения, делая упор на свои познания, умений в разных видах деятельности. И, самое главное, малыши отлично завладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Итак, при помощи культурных практик мы реализуем мотивированные ориентиры на шаге окончания ФГОС ДО.

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь отыскивать ответы на все возникающие вопросы, тем помогают подготавливать наших малышей к взрослой жизни.

Adblock
detector