Долгосрочный проект в доу для всех возрастов по речевому развитию

Проект по развитию речи малышей раннего возраста.

Актуальность
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи малышей дошкольного возраста. Конкретно фольклорные произведения передают достояние, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через российские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт указывает, что целенаправленное и систематическое внедрение малых форм фольклора помогает овладению различными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает начальные способности самостоятельной художественной деятельности. Также малыши намного легче и с огромным наслаждением усваивали все способности самообслуживания и гигиены.
Устное народное творчество это и красивый речевой материал, который можно использовать в конкретно образовательной и в совместной деятельности.
Неувязка
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные свойства личности можно и необходимо развить при помощи детского фольклора. Долгое время, работая с детками раннего возраста, я увидела, что малыши положительно и чувственно реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче отыскать контакт с детьми в период адаптации, также найти уровень речевого развития малыша. Ранешний возраст — фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него нужной потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Потому что роль семьи в речевом развитии детей очень велика, я стала интенсивно завлекать родителей к решению выявленных заморочек. Провела анкетирование, которое показало, что большая часть родителей не присваивают огромного значения использованию устного народного творчества в жизни малыша. Вот поэтому был избран этот проект.
Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».
Для воплощения тесноватого сотрудничества ДОУ и семьи была сотворена страничка в соц сетях. На страничке расположен весь материал по проекту: консультации, выборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.

Тип проекта: познавательно-творческий.
Длительность: длительный (один год)
Участники проекта: малыши первой младшей группы,воспитатели группы, музыкальный управляющий, предки воспитанников.

Цель проекта:
Сделать рациональные условия для развития речи малышей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
1. Воспитывать энтузиазм к художественной литературе.
2. Воспитывать на базе устного народного творчества положительного дела к совместной
деятельности в режимных моментах;
3. Соединять воединыжды усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами
фольклора.
4. Классифицировать работу по использованию произведений устного народного творчества для
формирования у детей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений российского фольклора.
6. Составить многообещающий план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в
образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений меж ребенком и преподавателем;
2. Выборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии
речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого российского фольклора для малышей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книжками и иллюстрациями к русским народным песенкам,
потешкам, пестушкам;
5. Увеличение энтузиазма и чувственной отзывчивости малышей к устному народному творчеству;
6. Заинтригованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом
развитии малышей в домашних условиях, увеличение желания разучивать с детками потешки,
пестушки, загадки и разъяснять им их смысл.

Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические советы «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовка альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
6. Изготовка пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куколку Катю спать”,
“Чьи детки” и др.
7. Оформление информационного щита на темы: «Любимые книжки наших малышей», «Читаем совместно с
малышом» и др.
8. Презентация проекта.
9. Перспективное планирование по этой теме.

Этапы реализации проекта:
Вводный:
Цели: знакомство с семьей малыша для установления контакта.
Содержание:
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы. 3. Подбор произведений российского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на
прогулках.
4. Оформление информационного щита в родительском уголке на темы: “«Любимые книжки наших
малышей»”, «Читаем совместно с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны,
и пр.)
Основной.
Цели: реализация проекта согласно плану.
Содержание:
1. Игровая деятельность (российские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей российских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр российских народных сказок.
6. Роль малышей в развлечении на данную тему.
Заключительный.
Цели: подведение результатов проекта.
Содержание:
1. Создание электрической презентации по итогам работы над проектом.
2. Роль малышей в фольклорных праздничках и утехах.

Совместная деятельность с детками:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовка и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь».
6. Изготовка руками малышей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится») и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек совместно с детками.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши возлюбленные потешки». “Уложим куколку Катю спать”, “Чьи детки” и
др.
4. Организация выставки “Мамины помощники”.
5. Изготовка книг –самоделок “Пестушки-говорушки”

Взаимодействие с преподавателями ДОУ
1. Методические советы преподавателей для работы по этой теме.
2. Сбор методической литературы.
3. Муз. управляющий проводит музыкальные занятия с внедрением потешек.
4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы понимаете?
2. Какие используете с детками? С какой целью?
4. Какие потешки Вы понимаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

Проект с детками раннего возраста с учетом ФГОС на тему: Сказки.

Воспитатель высшей категории: Плотникова Анна Евгеньевна
МКДОУ комбинированного вида №2 «Берёзка» г. Катайска Курганской области

Описание материала: Данные материалы посодействуют преподавателям ДОУ найти главные направления и содержание работы по развитию речи малышей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Сейчас каждый преподаватель ДОУ занялся поиском выполнить одну из главных задач дошкольного образования по созданию критерий для «возможности положительной социализации ребёнка, его всестороннего личного развития, развития творческих возможностей на базе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответственных дошкольному возрасту видов деятельности».
В текущее время проектная деятельность органически заходит в новые эталоны дошкольного образования.
Мною был избран и реализован проект «Сказка нас учит говорить» с детками раннего возраста с внедрением театрализованной деятельности частей детского фольклора на базе МКДОУ Детского сада №2«Берёзка» г. Катайска.
В данном проекте представлены формы работы с детками по развитию правильного произношения с внедрением театрализованной деятельности и частей детского фольклора.
Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию малыша.
Актуальность проекта
В дошкольных учреждениях становится больше малышей с речевыми нарушениями. Это и послужило предпосылкой поиска действенных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на упражнениях, в театральной деятельности, в режимных моментах, также в свободное время. Понятно, что работа над звукопроизношением довольно трудна и не всегда увлекательна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи средством театрализованной деятельности содействует самореализации каждого малыша и созданию подходящего локального климата в группе, также реализации творческого потенциала малеханького человека.
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта: Малыши, преподаватели, предки.
Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника средством театрализованной деятельности.
Задачи с учетом областей ФГОС:
Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие малышей, речь, добиваясь правильного и точного произношения слов. Пробудить энтузиазм малышей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Провоцировать малыша повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
4. Завлекать родителей к развитию правильной речи малыша.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, увеличивать энтузиазм к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности малышей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о для себя, других людях, объектах мира вокруг нас, их свойствах и отношениях средством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать рвение малыша интенсивно вступать в общение, высказываться.
2. Улучшать уровень скопленных практических способностей: вдохновлять малышей к использованию разных методов для заслуги цели, провоцировать к предстоящим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Завлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
4. Развивать чувственный отклик на любимое литературное произведение средством сюжетно-отобразительной игры;
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.
3. Учить принимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; от всей души от всего сердца соболезновать, возмущаться, ликовать.
4. Вызывать у малышей чувственный отклик на произведение, вдохновлять их делать совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение главных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с нюансами.
Этапы реализации проекта
Этапы Цели шага Содержание
Вводный
Сентябрь
Октябрь

Исследование методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
1. Разработка методического материала по проекту. Обследование уровня речевого развития малышей.
2. Анкетирование «Читая, учим говорить» и консультации для родителей «Зачем ребёнку читать? Что читать дома?».
3. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у малышей младшего дошкольного возраста правильного произношения».
4. Изготовка атрибутов к театрализованной деятельности с детками и родителями.
5. Сбор материала (набор картин Ю. Васнецова, видиотека с русскими народными притчами, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
6. Подготовка консультаций для родителей и преподавателей « Особенности речевого развития малышей младшего дошкольного возраста», «Приучаем тяжелый звук», « Поможем Буратино заговорить»(игры со словами), «Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
7. Подготовка презентаций народных потешек, российских сказок.
Основной
Ноябрь
Декабрь
Январь

Скопление представлений по теме
Продолжать знакомство малышей с русским фольклором.
Рассредотачивание поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:
— выясни и расскажи возлюбленную сказку собственных собственного ребёнка.

1. — настольный театр к притче своими руками. Цикл дидактических, сюжетных, подвижных, хороводных, умственных игр по теме.
2. Показ настольного, кукольного, пальчикого театра по мотивам народных сказок («Теремок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Варежка», «Репка», «Маша и три медведя», «Красная шапочка»).
3. Круглый стол для родителей: «Знакомство малышей с особенностями фольклора».
4. Просмотр видеопрезентаций народных потешек, российских сказок.
5. Занятие для малышей по развитию речи «Путешествие в страну сказок».
6. Развлечение «Весёлый теремок» с ролью родителей.
7. Педагогический совет по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».
8. Организация выставки « Моя возлюбленная сказка».
9. Домашний конкурс игрушек-самоделок «В гостях у сказки».
10. Мини – спектакль « Репка».
Итоговый
Февраль
Март

1. Предоставление продукта деятельности. Публикация в газете «Речевое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста».
2. Конспекты утехи «Весёлый теремок» и занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок».
3. Представление опыта работы на педсовете «Нас притча учит говорить».
4. Презентация опыта работы «Нас притча учит говорить».
5. Подведение итогов семейных конкурсов.
6. Книжка отзывов и воззрений о проекте.
В итоге опыта собственной работы, я сделала вывод, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), содействует развитию связной речи малышей, обогащению активного словарного припаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, также развитию творческих возможностей малышей, формированию любви к красивому, к собственному народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Работая над развитием речи младших дошкольников, можно точно сказать, что внедрение малых форм фольклора в проектной деятельности отлично и животрепещуще.

Длительный проект по развитию речи «Любимые сказки» в средней группе.

Воеводина Людмила Александровна
Длительный проект по развитию речи «Любимые сказки» в средней группе

1. Неувязка, стоящая в воспитательно — образовательном процессе.

Развитие речи – это очень принципиальная тема в развитии малыша. Плохо говорящие малыши, начиная обдумывать собственный недочет, становятся неразговорчивыми, робкими, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками); понижается познавательная активность. Это происходит, так как ребенок с разными речевыми недостатками становится «сложным» собеседником;

ему тяжело быть понятным другими. Потому всякая задержка, хоть какое нарушение в процессе развития речи негативно отражаются на его деятельности и поведении, а означает и на формировании личности в целом.

Развитие речи теснейшим образом связано с умственным и познавательным развитием малыша, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психологические) процессы: восприятие, внимание, память, мышление развиваются нормально, то и речь малыша более богата, выразительна, развернута. Понятно, что трудности межличностного (диалогического) общения для малыша начинаются в главном в семье. Нежелание разговаривать (из-за нехватки времени, вялости родителей, неумение разговаривать (предки не знают о чем говорить с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) негативно оказывает влияние на деятельность и духовное самочувствие малыша, является суровым тормозом речевого развития.

В последние годы наблюдается резкое понижение уровня речевого развития дошкольников. Сначала это связано с ухудшением здоровья малышей. По данным ведущего невропатолога Рф, доктора мед наук И. С. Скворцова, в текущее время у 70% новорожденных выявлены разные перинатальные поражения мозга – центрального органа речевой функции.

Подобные отличия, так либо по другому, скажутся на следующем развитии и обучении малыша.

Речь малышей формируется под воздействием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такового воздействия искажает его речевое развитие.

Чем больше ребенок разговаривает с близкими людьми и родителями, тем лучше и лучше происходит его речевое развитие.

В раннем и дошкольном возрасте круг заморочек и задач речевого развития малыша равномерно расширяется. По мере расширения задач предки осознают, что им не хватает особых познаний, что им необходимы квалифицированные советы и консультации преподавателей.

Потому предусмотрена суровая работа по развитию речи, которая проводится в системе, обхватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

2. Длительный проект по развитию речи «Любимые сказки».

3. Тип проекта: исследовательско – творческий.

4. Задачи проекта:

а) обогащать словарный припас малышей;

б) учить малышей именовать наименования сказок, персонажей, пересказывать их;

в) сделать совместно с детками книги с возлюбленными притчами.

Цель работы над проектом для воспитателя: представлять ситуацию, описанную в рассказе, притче, уметь говорить и демонстрировать готовые плоскостные фигуры, закреплять способности наклеивания, приучивать к созданию коллективной работы.

1) Раскрашивание красками картинок сказочных персонажей при помощи родителей;

2) Вырезание и наклеивание плоскостных картинок;

3) Моделирование российских народных сказок, рассказов;

4) Развивать художественный вкус.

5. Результаты проекта воспитателя:

-Рисунки малышей по сказкам, нарисованные дома совместно с родителями;

— Изготовка настольного театра по сказкам;

-Изготовление атрибутов по сказкам для инсценирования.

6. Результаты проекта малышей приобретенные воспитателем:

-дети твердо знают содержание материала проекта;

-хорошо пересказывают знакомую сказку;

-хорошо знают цвета и цвета цветов (какого цвета «Колобок», «Репка»);

-свободно держаться перед аудиторией (сверстниками).

7. Учебные предметы, содержание которых включено в проект:

— Развитие речи;

— Познавательное развитие.

Развитие речи:

— Чтение художественной литературы, составление рассказа об внешнем мире, умение согласовывать существительные, глаголы, прилагательные в роде и числе;

— Обогащать словарный припас малышей.

— Закрепление количественного счета предметов, пример (одна репка, одно яичко);

— Закреплять познания главных цветов и цветов, формы предметов, пример (травка зеленоватая, колобок- желтоватый, яйцо- белоснежное).

Познавательное развитие:

— Беседы о знакомых притчах;

— Узнавать и отыскивать возлюбленных персонажей по сказкам.

8. Общие ресурсы для проведения проекта

Проект по речевому развитию «Речь и игра рядом всегда».

Татьяна Голубева
Проект по речевому развитию «Речь и игра рядом всегда»

Паспорт проекта:

Наименование проекта: «Речь и игра рядом всегда».

Разработчик: Голубева Татьяна Алексеевна, воспитатель.

Сроки реализации проекта: 3 недели.

Вид проекта: практико — ориентировачный.

Участники проекта: воспитатели, малыши 2-ой ранешней группы, предки.

образовательная область: ‘Речевое развитие».

Цель проекта: развитие речи малышей через игровую деятельность.

Задачи: целенаправленное развитие и обогащение речи малышей по средствам игровой деятельности.

— развитие активной речи.

— формирование потребности малышей в разговоре с взрослыми и сверстниками по средством речи.

— формирование возможности осознавать произведения российского поэтического фольклора и произведения художественной литературы.

— развитие у малышей диалогической формы речи.

— формирование умения вести диалог с преподавателем: слушать и осознавать данный вопрос, понятно отвечать на него.

— формирование речевых способностей.

Сейчас вопросы развития речи у малышей очень животрепещущи, потому что развитие речи малышей является одной из основных задач воспитания. Благодаря речи ребёнок узнает мир вокруг нас, получает познания, расширяет круг представлений о предметах.

И ведь конкретно ранешний возраст более благоприятен для закладывания основ грамотной, точной, прекрасной речи, для пробуждения энтузиазма ко всему, что нас окружает. Потому задачка обогащения словаря и активизации речи малышей должна решаться ежеминутно, активно звучать в беседах с родителями. А идеальнее всего все это проводить через игру, потому что вся деятельность малыша связана с игрой. Играя, малыши обучаются гласить, начинают запоминать различные слова и фразы.

1шаг: предварительный( 1 неделя)

— поставка цели, определение актуальности.

— исследование литературы, веб ресурсов.

— изготовка дидактических пособий.

2 шаг: работа над проектом (2 -3 неделя)

— Игровая форма обучения.

— Игровая форма обучения.

3 шаг: заключительный.

Развлечение » В гости к бабушке Арине».

Фотовыставка «Мы играем».

Работа с родителями:

— Консультация на тему: » Воздействие пальчиковых, разговорных игр на развитие малышей’.

— » Роль семьи в развитии речи малышей».

Личные беседы по речевому развитию малышей.

Преобщить родителей к изготовлению пособий для игр, атрибутов.

Разъяснить значимость проекта.

В итоге целенаправленной работы по развитию речи достигнула положительных результатов в работе по этой теме. Отмечается норма в развитии активной речи, малыши стали интенсивно отвечать на вопросы, охотно вступают в речевые контакты с воспитателем, с близкими людьми. Договаривают текст игры, потешки, сказки. У малышей появился энтузиазм к слушанию сказок, потешек.

Развитие речи в детском саду В. В. Гербова. Москва 2015 г.

Развитие игровой деятельности Н. Ф. Губанова. Издательство Мозаика синтез Москва 2015г.

Дидактические игры в детском саду Бондаренко А. К.

Друг и в радости, и в горе-всегда рядом. Цели:сформировывать представление о духовной боли и переживании обиды,предпосылкой которой может быть индифферентное отношение окружающих;выявить.

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию в старшей группе на тему «Посуда» Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее предназначении, материалах из которых она изготовлена. Формирование понятий.

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе на тему «Зима» Тема: «Зима» Цель: Уточнить у малышей представление о зиме через подвижные игры и стихи о зиме. Приоритетные образовательные области: •Речевое.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Космос» Конспект конкретно образовательной деятельности с детками старшей группы по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Космос».

Конспект образовательного мероприятия по речевому развитию на тему: «Вы слышали о воде? Молвят, она везде» Городское автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития малыша – Детский сад № 223 Конспект образовательного.

Конспект ООД в первой младшей группе по речевому развитию на тему «Поможем петушку» Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе Тема: «Поможем Петушку» Речевое развитие Задачи: Образовательные:.

«Любимое имя и Доброе слово всегда рядом». НОД для малышей и родителей по программке «Социокультурные истоки» «Любимое имя и Доброе слово всегда рядом» НОД с детками 2-ой младшей группы по программке «Социокультурные истоки» НОД проводится вместе.

Проект «Сказка всегда рядом» Рвение организовать жизнь малышей так, чтоб каждый день приносил им новое, увлекательное, был связан с радостью зания мира вокруг нас,.

Утренник к 8 Марта «Мама, будь всегда со мною рядом» Цель: сформировывать любовь к мамы, почтение к даме, развивать энтузиазм к классическому праздничку 8 Марта. Встроенные задачи: развитие.

Воспитательно-образовательный проект «Друг в радости и в горе всегда рядом» Виды совместной деятельности взрослого и малышей Организованные виды деятельности: — Чтение и заучивание загадок о дружбе Задачка: учить.

Длительный проект в доу для всех возрастов по речевому развитию.

Длительный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»

Городское дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным воплощением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья

“Речь — самый обычный и непростой
метод самоутверждения, поэтому
что воспользоваться ею — суровая
наука и большое искусство”
(Т. П. Колодяжная).

Гласить могут практически все. Но гласить верно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи собственных мыслей. Судить о начале развития личности малыша дошкольного возраста без оценки его речевого развития нереально.

В 1-ые годы жизни речь развивается быстрыми темпами, и уже к 5 годам завершается ее естественное становление. Конкретно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных шагах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в текущее время только 15 % малышей появляются бодрствующими, у других отмечаются те либо другие аномалии. По статистике, 70- 90% малышей, посещающих дошкольные учреждения, имеют трудности с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в текущее время количество учащихся в исходном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют приблизительно 35-40% от полного количества малышей с несформированностью языковых средств. Посреди их учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%.

Если проанализировать мониторинг состояния развития главных сторон устной речи малышей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество малышей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим припасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, добивается до 60 – 70% от полного количества малышей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада работает логопункт, который производит коррекционно- педагогическую деятельность с детками и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников.

Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детками (передние, подгрупповые, личные), также предполагает внедрение частей коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности малышей старшего дошкольного возраста.

При проведении занятий огромное внимание уделяется психологическому состоянию здоровья воспитанников. Отлично употребляются элементы инноваторских методик: арттерапия, сказкотерапия.

Данные методики снимают напряжения, благотворно оказывают влияние на внутреннее состояние души малыша.

Для чувственного благополучия и стимулирования речевой деятельности малышей активно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду работает «Центр грамотности», который разделяется на несколько многофункциональных зон:

  • зона «Дерево хороших дел» — предварительная группа.
  • зона «Паровозик знаний» — старшая группа
  • зона «Чудо-гриб» — средняя группа
  • уголок библиотеки – предварительная группа

Любая многофункциональная зона создана для персональной и подгрупповой деятельности малышей, содействующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников.

В протяжении пары лет логопед нашего детского сада употребляет инноваторскую (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с преподавателями и детками – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников.

Работа ведется по последующим фронтам:

  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • развитие связной, фразовой речи;
  • работа над звуковой стороной речи;
  • пальчиковые игры и упражнения.

При планировании занятий по данным фронтам составляются информационно-технологические карты, делая упор на советы к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – направленный подход в работе с детками.

Эффективность коррекционной работы с детками определяется точной организацией и преемственностью в работе логопеда и преподавателей ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают шаг проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития главных сторон устной речи малышей учитывается при составлении многообещающего планирования. Повышая высококачественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности преподавателей ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с преподавателями:

  • диалогические пары;
  • защита педагогических мыслях;
  • мастер – класс.

Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает провоцировать речь и культуру речевого общения малышей и помогает сформировать базу для удачного овладения познаний, умений и способностей в исходном звене школы.

Но вместе с такими действенными плодами работы по речевому развитию малышей дошкольного возраста, еще есть и нерешенные трудности, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном шаге меж реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования.

  1. Недостающая компетентность преподавателей в речевом развитии малышей дошкольного возраста.
  2. Несвоевременная диагностика и корректировка речи дошкольника.
  3. Низкая мотивация семей воспитанников в проблемных вопросах развития речи дошкольника.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследовательских работ, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в текущее время – Институт дошкольного образования и домашнего воспитания Русской академии образования) под управлением Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.

Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников простого понимания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что способности формирования лингвистического дела к слову у малышей дошкольного возраста еще выше, чем представлялось ранее.

В традиционной и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из характеристик когнитивного развития малыша, но в практической деятельности преподавателей дошкольных учреждений потенциональные способности малышей не всегда употребляются.

Язык и речь обычно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в каком сходятся разные полосы психологического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важным средством людского общения, зания реальности, язык служит главным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, также нужным условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает базы удачного обучения в школе.

Управляющий проекта: Заведующая — З. Н. Савинова

Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина

Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.

Участники проекта: дети- педагоги- предки

Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г.

Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в согласовании

временных (примерных) требований к содержанию и способам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ

  1. Улучшать проф уровень преподавателей в речевом развитии малышей дошкольного возраста.
  2. Создать функцию проведения всеохватывающей педагогической диагностики раннего выявления и корректировки речи дошкольника.
  3. Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения по формированию и развитию речи малышей.
  • Сформирована теоретическая и технологическая готовность преподавателей к работе по развитию речи малышей дошкольного возраста.
  • Положительная динамика в развитии устной речи малышей дошкольного возраста.
  • Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи малышей.

Adblock
detector