Адаптированная программа в доу для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа (старшая группа) на тему:
Приспособленная основная образовательная программа Дошкольного образования для обучения малышей с задержкой психологического развития.

Приспособленная образовательная программа-это образовательная программа, приспособленная для обучения воспитанников с ограниченными способностями здоровья (задержка психологического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, личных способностей и обеспечивающая корректировку нарушений развития и социальную адаптацию обозначенных лиц

Подготовительный просмотр:

Городское экономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 28 комбинированного вида»

УТВЕРЖДЕНО: «28» октября 2015г.

Заведующий МБДОУ « Детский сад № 28» комбинированного вида

Приспособленная основная образовательная программа Дошкольного образования для обучения малышей с задержкой психологического развития Городское экономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 комбинированного вида» срок реализации 2015-2017 учебный год

Принято на заседании

Протокол № 05 от 28.10.2015г.

1.Мотивированной компонент Программы:

1 . Объяснительная записка. 3 1. 2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения 4 1.3.Черта контингента воспитанников с ЗПР 5 1.4.Мотивированные ориентиры на шаге окончания дошкольного образования 6

2.Содержательный компонент Программы:

2.1. . Описание образовательной деятельности по проф корректировки нарушений развития малышей. 8

2.2.Формы организации коррекционно – развивающей работы 8

2.3.Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работ 10 2.4.Взаимодействие участников образовательного процесса 19

3 . Организационный компонент Программы:

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 23 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 25 3.3.Распорядок и /либо режим денька 36 3.4.Особенности предметно-пространственной развивающей среды. 44

1 . Объяснительная записка

Приспособленная образовательная программ-это образовательная программа, приспособленная для обучения воспитанников с ограниченными способностями здоровья (задержка психологического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, личных способностей и обеспечивающая корректировку нарушений развития и социальную адаптацию обозначенных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:

  • в согласовании с Федеральным муниципальным образовательным эталоном дошкольного образования
  • С учетом Основной общеобразовательной программы ДОУ
  • с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
  • с учетом программ для особых дошкольных учреждений «Подготовка к школе малышей с задержкой психологического развития» (под редакцией Шевченко С.Г).
  • С учетом «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.). Приспособленная образовательная программа создана для работы с детками дошкольного возраста с задержкой психологического развития. Программа составлена в согласовании с Основной образовательной программкой МБДОУ «Детский сад № 28» комбинированного вида.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Русской Федерации».
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Русской Федерации от 12.09.2008г. №666).
  • Утомившись Муниципипального экономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ад № 28» комбинированного вида. г.Троицка Челябинской области
  • ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Головного муниципального санитарного доктора Русской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  • Приказ Министерства образования и науки Русской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и воплощения образовательной деятельности по главным общеобразовательным программкам – образовательным программкам дошкольного образования».

Региональный компонент ФГОС реализуется при исследовании последующих лексических тем: «Моя Родина», «Наш город», «Наш дом», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел», «Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Рыбы».

Особенности воплощения образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы

  1. Участники образовательных отношений: малыши, предки (легитимные представители), педагогические работники ДОУ.
  2. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на российском языке.
  3. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детками, при всем этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  4. Целостный образовательный процесс содержит в себе реализацию задач 5 образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
  5. Конкретное содержание образовательных областей находится в зависимости от возрастных и личных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности.
  1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Цели и задачи реализации основной приспособленной программы дошкольного образования в согласовании с ФГОС дошкольного образования создание подходящих критерий для: коррекционно-развивающей работы должного проживания ребенком с задержкой психологического развития дошкольного юношества формирования основ базисной культуры личности развития психологических и физических свойств в согласовании с возрастными и персональными особенностями социальной адаптации Основная цель программы – формирование у малышей познаний об внешнем мире, развитие речи, формирование простых математических представлений и всестороннее развитие психологических процессов.

1. Воплощение ранешней диагностики, определение путей профилактики и координации психологических нарушений.

2. Подбор, классификация и улучшение приемов и способов работы дефектолога в согласовании с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психологических процессов с учетом способностей, потребностей и интересов дошкольников.

1. Принцип системности опирается на представление о психологическом развитии как о сложной многофункциональной системе, структурной составляющие, которой находятся в тесноватом содействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных способностей, опоры на уже имеющиеся познания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития подразумевает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне наиблежайшего развития малыша.

3. Принцип комплексности подразумевает, что устранение психологических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический нрав, т.е. опираться на связь всех профессионалов ДОУ. Программа предугадывает полное взаимодействие и преемственность действий всех профессионалов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом фуррора коррекционной работы. Полный подход обеспечивает более высочайшие темпы динамики общего и психологического развития малышей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, делает условия для активизации познавательных способностей.

4 . Принцип доступности подразумевает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных способностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в согласовании с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения познаний подразумевает таковой подбор материала, когда меж составными частями его существует логическая связь, следующие задания опираются на прошлые. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высочайшее качество образования. Концентрированное исследования материала служит также средством установления более тесноватых связей меж спецами ДОУ. В итоге использования единой темы на упражнениях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального управляющего малыши крепко усваивают материал и интенсивно пользуются им в предстоящем. Коррекционная работа должна строиться так, чтоб содействовать развитию высших психологических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Коррекционная работа дошкольного образования включает внутри себя взаимосвязанные направления:

  1. Диагностическое: обеспечивает своевременное выявление малышей с неуввязками в обучении и психофизическом развитии, проведение их всеохватывающего обследования и подготовку советов по оказанию им психолого- медико- дефектоло-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  2. Коррекционно- развивающее обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и корректировку психофизического развития малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения, содействует формированию у их универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, личных, познавательных способностей);
  3. Консультативное обеспечивает непрерывность специального сопровождения малышей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических критерий обучения, воспитания, корректировки, развития и социализации воспитанников;
  4. Информационно – просветительское ориентирована на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса .

1.3.Черта контингента воспитанников с ЗПР

Особенности развития малышей с задержкой психологического развития

  • Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, краткосрочное. Понижается при интеллектуальной и физической нагрузке
  • Недостающая крепкость запоминания, кратковременность. Таким детям требуется неизменное подкрепление, повторение
  • Наблюдается недостающая сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сопоставление, обобщение
  • Малыши испытывают трудности в выделении основных, существенных симптомов предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают скорее, время от времени «застревают» на этом
  • У большинства малышей с задержкой психологического развития имеет место завышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в понижении работоспособности, в резвом выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у неких напротив – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на понижении обучаемости малыша
  • Эмоционально-волевая незрелость смешивается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, завышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У малышей ослаблен контроль и регуляция деятельности
  • Нарушения речи при задержке психологического развития носят системный нрав (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недочеты звукопроизношения, трудности в формировании связной речи) и входят в структуру недостатка. Малыши имеют ограниченный словарный припас, плохо понимают содержание рассказа со сокрытым смыслом

Задержка психологического развития (ЗПР) представляет собой общую психологическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не умеренно, но во всех видах психологической деятельности. Этим обоснованы особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы малышей ЗПР. Отмечается дефицитность процесса переработки сенсорной инфы. Часто малыши не могут целостно принимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя только отдельные признаки. У их беден и неширок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления часто не только лишь схематичны, не расчленены, но даже и неверны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и действенной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь малышей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значимой части малышей наблюдается дефицитность фонетико-фонематического восприятия, понижения слухоречевой памяти. Существенно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Малыши с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостающая координация пальцев, кисти руки, недоразвитие маленькой моторики.

1.4.Мотивированные ориентиры на шаге окончания дошкольного образования

Результаты освоения программы представлены в виде мотивированных ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные свойства вероятных достижений малыша. Мотивированные ориентиры не подлежат конкретной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики ( мониторинга), и не являются основанием для их формального сопоставления с реальными достижениями малышей. С целью определения уровня развития малыша и определения предстоящего образовательного маршрута может проводиться пед.диагностика воспитателем в форме наблюдения за детками во время образовательной и самостоятельной деятельности с фиксацией приобретенных результатов в особом журнальчике. Эти результаты употребляются только для планирования персональной развивающей работы с ребенком и предстоящего планирования образовательного процесса в группе

3.Выбор программ, технологий, методических разработок и их комплексирование

Приспособленная основная образовательная программа для малышей с ЗПР 2017 год.

Приспособленная образовательная программа создана для работы с детками дошкольного возраста с задержкой психологического развития. Разработана в согласовании с принципами и подходами, определенными Федеральным муниципальным образовательным эталоном дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Общая цель программы: увеличение общественного статуса воспитанника, формирование целостной картины мира в соответствие с программным содержанием, развитие/корректировка познавательных процессов и речи, развитие положительных личных свойств с учетом возможностей и способностей малышей с ЗПР.

Общие образовательные задачи специального обучения:

1. Воплощение ранешней диагностики, определение путей профилактики и координации психологических нарушений.

2. Подбор, классификация и улучшение приемов и способов работы дефектолога в согласовании с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психологических процессов с учетом способностей, потребностей и интересов дошкольников.

4. Обеспечение условия для социализации малышей.

5. Обеспечение информированности родителей по дилемме преодоления ЗПР у малышей, рационального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Решение обозначенной цели и задач может быть только при консолидации усилий различных профессионалов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики.

В Программке представлена черта контингента малышей с задержкой психологического развития, содержание образовательной деятельности в согласовании с направлениями развития малыша, представленными в 5 образовательных областях и описание особых критерий обучения и воспитания малышей с ограниченными способностями здоровья.

Приспособленная программа обучения малышей с ЗПР в МБДОУ.

Создатель: Николаева Людмила Александровна

Приспособленная программа обучения малышей с ЗПР

в МБДОУ на 2014-2018 уч. год

МБДОУ ОВ «Солнышко» пНовоселки Ульяновской области Мелекесского района

Программа содержит последующие разделы:

• Цели, задачи и принципы коррекционного обучения

• Черта контингента малышей с ЗПР.

• Выбор программ, технологий, методических разработок и их комплексирование.

• Планирование текущей педагогической деятельности. Формы организации педагогического процесса.

• Определение методов системной фиксации детского развития (мониторинг).

• Описание особых критерий обучения и воспитания малышей с ограниченными способностями здоровья.

Приспособленная образовательная программа создана для работы с детками дошкольного возраста с задержкой психологического развития. Программа составлена в согласовании с Основной образовательной программкой МБДОУ «Солнышко».

Региональный компонент ФГОС реализуется при исследовании последующих лексических тем: «Моя Родина», «Наш город», «Наш дом», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел», «Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Рыбы».

• Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

Основная цель программы – формирование у малышей познаний об внешнем мире, развитие речи, формирование простых математических представлений и всестороннее развитие психологических процессов.

1. Воплощение ранешней диагностики, определение путей профилактики и координации психологических нарушений.

2. Подбор, классификация и улучшение приемов и способов работы дефектолога в согласовании с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психологических процессов с учетом способностей, потребностей и интересов дошкольников.

1. Принцип системности опирается на представление о психологическом развитии как о сложной многофункциональной системе, структурной составляющие, которой находятся в тесноватом содействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных способностей, опоры на уже имеющиеся познания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития подразумевает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне наиблежайшего развития малыша.

3. Принцип комплексности подразумевает, что устранение психологических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический нрав, т.е. опираться на связь всех профессионалов МБДОУ. Программа предугадывает полное взаимодействие и преемственность действий всех профессионалов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом фуррора коррекционной работы. Полный подход обеспечивает более высочайшие темпы динамики общего и психологического развития малышей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, делает условия для активизации познавательных способностей.

4. Принцип доступности подразумевает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных способностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в согласовании с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения познаний подразумевает таковой подбор материала, когда меж составными частями его существует логическая связь, следующие задания опираются на прошлые. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высочайшее качество образования. Концентрированное исследования материала служит также средством установления более тесноватых связей меж спецами МБДОУ. В итоге использования единой темы на упражнениях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального управляющего малыши крепко усваивают материал и интенсивно пользуются им в предстоящем. Коррекционная работа должна строиться так, чтоб содействовать развитию высших психологических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

• Черта контингента воспитанников с ЗПР

Задержка психологического развития (ЗПР) представляет собой общую психологическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не умеренно, но во всех видах психологической деятельности. Этим обоснованы особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы малышей ЗПР. Отмечается дефицитность процесса переработки сенсорной инфы. Часто малыши не могут целостно принимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя только отдельные признаки. У их беден и неширок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления часто не только лишь схематичны, не расчленены, но даже и неверны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и действенной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь малышей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значимой части малышей наблюдается дефицитность фонетико-фонематического восприятия, понижения слухоречевой памяти. Существенно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Малыши с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостающая координация пальцев, кисти руки, недоразвитие маленькой моторики.

• Выбор программ, технологий, методических разработок и их комплексирование

Рабочие коррекционные программы для малышей с ЗПР.

Рабочие коррекционные программы для малышей с ЗПР

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в Рф заболеваемости ЗПР посреди малышей. Задержка психологического развития обоснована различными причинами, но это не отменяет того, что с неувязкой нужно биться. 1-го медикаментозного вмешательства будет недостаточно.

Нужна всеохватывающая работа преподавателя и других профессионалов, которые посодействуют восполнить пробелы в познаниях, поправить речь, обучить концентрации внимания и читать. Многие преподаватели, которые специализируются на коррекционных работах с детками с болезнью, делают свои методики.

Некие программы вправду рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для малышей с ЗПР

Невзирая на то, что недуг впрямую связана с обучением, программы при ЗПР не достаточно связаны с учебными планами в школе. В коррекционных заведениях особенные способы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в каком это нужно. Особенный уклон делается на повторении материала и освоении тех способностей, которым не уделяется время в школе, потому что считается, что они явны (к примеру, чтоб резать бумагу ножницами поначалу нужно научиться их держать). Стабильный темп занятий и насыщенная нагрузка на проблемные области помогает стремительно догнать одногодок и перейти учиться в обыденные школы.

Такового результата достигают несколькими вариациями программ для малышей с ЗПР, выбор которой находится в зависимости от родителей. Они, видя очевидную делему с некий одной функцией (к примеру, артикуляция) обращаются к узкопрофильному спецу (к примеру, логопеду). Специалист выстраивает личный график работы. Не считая того, есть испытанные методики работы с детками с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для малышей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детками – сохранять баланс и развивать все области (память, внимание, эмоции, ум, речь, чтение и т.д.). Невзирая на то, что у больного могут быть ярко выраженные трудности в некий одной области, из-за их связи приходиться соединять воединыжды упражнения, захватывая все сферы. Кроме этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены итак, чтоб у малыша была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Кроме занятий выстраивается верный рацион питания, режим сна. Предки должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психическому спокойствию, потому что это залог удачного обучения.
  • Психологическое – обучения соц и другим способностям. Сюда заходить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только лишь на умственных и чувственных особенностях. В случае, когда наблюдается нефункциональность моторной и сенсорной системы, нужна работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у больного с ЗПР наблюдается отсутствие фактических познаний и опыта из-за слабенькой памяти. Этот пробел просто заполнить, если верно смотивировать и не ограничивать малышей в зании мира вокруг нас.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на чувственных реакциях, которые нередко отстают на пару лет. Выражается в завышенной чувственности, любви к играм и нелюбви к умственным нагрузкам. Требуется обучение контроля над чувствами и осознание чувств других.

Какие малыши могут участвовать в программках

Все малыши, у каких диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь профессионалов. Более того, есть различные методики, дозволяющие совладать с отклонением хоть какой тяжести.

Работа с ребенком выстраивается по персональному методу, который находится в зависимости от фактического возраста, развития способностей и возможностей. Не считая того, диагноз предполагает задержку в развитии, а не нарушения либо аномалию, а означает, любые трудности исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для малышей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для малышей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика дозволит достигнуть сходу нескольких целей, посреди которых выделяют:

  • обучение способностям коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • наполнение пробелов в познаниях об внешнем мире;
  • стимулирование к занию, умственной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базисным способностям (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Персональная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психологического развития (ЗПР) .

Данная коррекционно-развивающая программа нужна в условиях современного образования работы с детками, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества малышей с отклонениями физического и психологического здоровья, которые обоснованы био, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, также их сочетанием. Значительную часть посреди этих малышей занимают малыши с задержками психологического развития (ЗПР).

Задержка психологического развития — это замедление темпа развития психологических процессов, которое почаще проявляется при поступлении в школу и выражается в дефицитности общего припаса познаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой умственной целенаправленности, доминировании игровых интересов, резвом перенасыщении в умственной деятельности. В отличие от малышей, страдающих олигофренией, эти малыши довольно сообразительны в границах имеющихся познаний, существенно продуктивнее в использовании помощи. При всем этом в одних случаях на 1-ый план будет выступать задержка развития чувственной сферы (разные виды инфантилизма), а нарушения в умственной сфере будут выражены не резко. В других случаях, напротив, будет преобладать замедление развития умственной сферы.

Задержка психологического развития у малышей может быть обоснована многими факторами. А именно, это: наследная расположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые отягощения, приобретенные и долгие заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому схожее.

Зависимо от этих причин выделяют разные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок маленький и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более преждевременному возрасту, нередкие заболевания понижают требовательность родителей, общая слабость организма понижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обоснована неподходящими критериями воспитания (чрезмерная опека либо недостающая забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая непростая, обусловленная поражением мозга малыша вследствие патологических воздействий (в большей степени во 2-ой половине беременности). Беря во внимание малый уровень интеллектуального развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного энтузиазма и мотивации учения.

Значимая часть малышей с задержкой психологического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании исходной школы. В то же время, многие малыши и в следующие годы обучения требуют особенных критерий организации педагогического процесса через значимые трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, просит кропотливого психолого-педагогического исследования для определения хороших и действенных способов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа нужна в условиях реального современного образования работы с детками, имеющими ЗПР .

Так как у малышей с задержкой психологического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психологических функций по их отношению к возрасту малыша, то при разработке данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у малышей с ЗПР и был применен принцип компенсации недостающего развития свойств, возможностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, маленькой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, способностям сотрудничества, воспитанию сострадания, благожелательности, взаимопомощи и других положительных черт нрава малыша с задержкой психологического развития.

— снятие чувственного напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психологические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные методы запоминания, умение равномерного рассредотачивания внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, систематизации, умозаключений, осознание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и маленькую моторику рук;

— развивать способности чувственной саморегуляции.

Способы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, обычный карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся персонально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Длительность 25-30 минут, но нужно учесть личные особенности малыша с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Аспект эффективности программы

Аспектом эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования при помощи методики Забрамной С.Д. из книжки «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий употребляются психодиагностические упражнения из сборника при помощи которых, можно проследить динамику развития малыша.

Программа содействует достаточному уровню развития познавательных психологических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию чувственного развития малыша по результатам диагностики после роли малыша в коррекционной работе.

Adblock
detector